Научно-исследовательская работа «Влияние алкоголя и наркотических средств на творчество известных писателей и поэтов»
Тема: «Влияние алкоголя и наркотических средств на творчество известных писателей и поэтов».
Гипотеза: наркотические средства и алкоголь изменяют сознание человека, способствуя творческому развитию, но разрушают личность.
Цель: анализ влияния наркотических средств и алкоголя на творчество известных писателей.
Чтобы достичь цели проекта, необходимо решить следующие задачи:
Задачи представлены на слайде.
Объект: творчество (рассказы, романы, повести)писателей, злоупотребляющих алкогольные и наркотические средства.
Предмет: писатели, употребляющие алкоголь и наркотические средства.
В процессе работы по избранной теме применялись различные методы исследования, они представлены на слайде.
«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно , не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность...
Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство,
наркомания, СПИД, словно злые джинны терзают человечество.
Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались
забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось
бы заглянуть.» Ч.Айтматов
Во все времена люди принимали наркотические средства и алкоголь, парой даже не задумывались о вреде и пользе.О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании - вредных для здоровья факторах – говорилось и говорится очень много. Иногда их очень мягко называют «вредными привычками», многие известные писатели употребляют алкогольные напитки, принимают наркотические средства.
Проблема наркомании существует уже довольно давно, хотя она осознавалась далеко не всегда. Более 100-150 лет назад именно литература «почувствовала» и показала обществу огромную опасность, которую приносят людям наркотики. Художественные произведения, где ярко и впечатляюще описано плохое влияние наркотиков на людей, созданы великим писателями.
Наркотики – это нечто запретное, поэтому о них хочется писать, хочется показать так, чтобы читателю, зрителю было интересно. С такими мощными выразительными средствами, как художественные образы, надо обходиться очень осторожно, ведь художественные произведения очень сильно влияют на людей.
Герой Н.В. Гоголя в «Невском проспекте», не справившись с реалиями жизни, ищет забвения, избавления от душевной боли в наркотиках. Финал повести трагичен: талантливый художник Пискарев, человек с трепетным сердцем и чистыми помыслами, погибает от воздействия наркотиков, не справившись с жестокой реальностью.
На первый план проблема наркомании выходит в рассказе М.А. Булгакова «Морфий». О немедицинских возможностях использования морфия упоминается и в
рассказах «Китайская история», «Записки на манжетах», в пьесе «Зойкина квартира».
Тема наркотической зависимости становится в рассказе «Морфий» центральной. Основная идея произведения – показать, как изменяется сознание, как разрушается личность героя (молодого врача), попавшего в зависимость от наркотика, который кончает жизнь самоубийством. Смерть несет освобождение от наркотического плена. «Смерть – сухая, медленная смерть... Вот что кроется под этими профессорскими словами «тоскливое состояние».
Булгаков не понаслышке знал о побочных действиях наркотиков. Он описывает свои галлюцинации в «Мастере и Маргарите».
Томас де Квинси, согласно автобиографическому роману «ConfessionsofanEnglishOpium-Eater» («Исповедь англичанина, употреблявшего опиум») смог избавиться от опиумной зависимости, что он подробно описывает в романе, приводя схемы сокращения доз опиума.
У французского символиста Шарля Бодлера трактат о наркотиках называется «Искусственный рай». Первая часть – «Поэма гашиша», в ней писатель с самого начала определяет ограниченные рамки «искусственного рая», «искусственного идеала», сатанинское происхождение которого основывается на ложно понятом божественном стремлении человека к бесконечному. Мрачный и разочарованный символист Бодлер абсолютно уверен, что наркотический Рай–это«искусственный Рай».
Уильям Берроуз – американский писатель, нонконформист, автор таких автобиографических романов, как «Джанки. Исповедь неисправимого наркомана» (Джанк – наркоман, употребляющий преимущественно опиум), «Голый завтрак».
Наркоманы- это больные люди, которые не могут поступать по-другому. Уильям Берроуз не ставит перед читателем глобальных вопросов, а всеголишь описывает жизнь наркомана такой, какая она есть. Каждый сам выбирает свой путь.
Шотландский писатель Ирвин Уэлш известен как один из наиболее популярных писателей в жанре контркультуры. Он – автор нашумевших книг«Trainspotting» («На игле») «TheAcidHouse» («Эйсид Хаус») и «Ecstasy» («Экстази»), куда вошли три новеллы о химических наркотиках. «На игле»- книга о жизни целого поколения. Еще одного потерянного поколения. Это – летопись бытия и исповедь поколения, на собственной шкуре познавшего страшную справедливость девиза: «Нет будущего».
Для героев Уэлша есть только путь вниз, путь разрушения.
АлистерКроули, который называл себя «Зверем 666», был знаменитым колдуном, шарлатаном, наркоманом и, по общему мнению, одним из самых гнусных людей на Земле. Однако он был еще и неплохим писателем. В его книге «Дневник наркомана»описаны приключения вымышленных персонажей, ставящих рискованные эксперименты с вредными для здоровьяхимикатами.
«Дневник наркоманки» Барбары Росек –пронзительное в своей документальности напоминание о том, что наркомания – это реальность, от которой общество не может и не вправе отмахнуться. Ведь вдействительности все началось не только из-за любопытства, все началось из-за одиночества и отсутствия любви.
Создатель знаменитой «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»(как заверяют некоторые биографы, писал свою «Алису в Стране чудес» под воздействием опиума) Льюис Кэрролл страдал от очень сильных мигреней, спасаясь от которых принимал опиумную настойку. Более того, с раннего детства писатель страдал от заикания, что очень сильно беспокоило его, наркотик же успокаивал его.
Проанализированные романы показывают губительное воздействие наркотика на человека и заставляют многих читателей задуматься и пересмотреть жизнь, они показывают, как происходит физическое и психическое разрушение личности, их нравственных ценностей,системы моральных оценок действий.Исследованные нами тексты дают возможность увидеть и прочувствовать весь трагизм героев, степень их деградации вследствие распада их личностей
Среди известных, знаменитых и великих людей встречались любители «зеленого змия». Многим это помогало уйти от реальности и искать вдохновения, некоторые верят, что спиртное увеличивает их и без того немалый творческий потенциал, другие полагают, что алкоголь — это, своего рода медицина, помогающая решить все жизненные проблемы.
Американский психиатр Дональд Гудвин даже задался однажды вопросом: «Может быть, у литературного дара и алкоголизма одни и те же корни?» А когда его попросили описать типичный портрет алкоголика, то он ответил - "Американец, писатель, лауреат Нобелевской премии"
Чувства украшают нашу жизнь, делая ее содержательней. Они стимулируют устремления, творчество человека. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям. Изменение эмоциональной сферы в виде эйфории (страсть, порыв) возникает как кратковременное явление. Эйфория наступает и при простом алкогольном опьянении.
Если проанализировать жизнь великих людей цивилизации, у которых она протекала эмоционально, то в ней, у многих, имело место употребление алкоголя в различных количествах. Одних это привело к трагическим последствиям, у других, так или иначе, отразилось на их творчестве и образе жизни. Трудно судить, что было первично - употребление алкоголя способствовало проявлению таланта или талантливой личности было необходимо снятие умственного напряжения, после которого легко создавалось произведение.
Еще Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.), древнегреческий философ-энциклопедист и ученый, великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями. Люди с холодной изобильной кровью бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью - подвижны, остроумны и болтливы"
Следует отметить, что положительные эмоциональные чувства человека - своего рода наркотик, который ему необходим. С древнейших времен вино воспевалось поэтами как услада души и тела; как усилитель страстей, включая и любовные.
Некоторые писатели признавались в своих произведениях в злоупотреблении алкоголем. Так, Тассо в своем сочинении "Посланник" или "Мессия" несколько раз сознавался, что потерял рассудок вследствие злоупотребления вина и любви.
А.Гофман, самый причудливый из поэтов, проявляя замечательные способности не только к поэзии, но к рисованию и музыке, страдал запоем и в своем дневнике уже за много лет до смерти признался в этом. К атмосферным явлениям Гофман был до того чувствителен, что на основании своих субъективных ощущений составлял таблицы, совершенно сходные с показаниями термометра и барометра. Это связано с тем, что люди, злоупотребляющие алкоголем, часто страдают повышенным артериальным давлением, поэтому особенно реагируют на изменение погоды.
В своих произведениях юный Пушкин восхваляет вино и ратует за культурное питье. В его творчестве можно отметить лицейский период (1811 г.) жизни, когда у него появились первые поэтические опыты. До поступления в лицей он был замкнутым, нелюдимым ребенком. Первые стихотворения написаны им в 13 и 14 лет. В ранних стихах Пушкин воспевает радость, вино, веселье, и это звучит и живет в его стихотворениях не как дань литературной традиции, а как выражение личностного, лирического признания, как выражение бурлящей и переливающейся через край юной полноты жизни. Как отмечал В.С.Дерябин в своей книге: "Не всем, конечно, свойственна вспышка ярких эмоциональных переживаний в юности, но из лиц, у которых юность прошла без бурного закипания сил, чаще получаются малоценные люди".
В лицей Пушкин поступил ребенком, а покинул его через шесть лет юношей. Там началась его бурная творческая юность. Если бы судьба А.С.Пушкина распорядилась по-иному и он не попал бы в лицей и не было бы его бурной веселой молодости, то возникает вопрос: смог бы он проявить свой талант?Можно привести много примеров об известных писателях, поэтах, художниках и актерах, которые любили выпить и это сыграло определенную роль в их жизни. Английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824 гг.) умер в возрасте 36 лет, в молодости часто проводил время в лондонских клубах с трубкой. Андре Моруа в книге "Байрон" описывает, что Д. Байрон свою раздражительность устранял вином, иногда выпивая до 3 бутылок за вечер. Когда Байрону было 28 лет, его жена леди Байрон обращалась к врачу за советом о психическом состоянии Джорджа. Помимо этого, он страдал припадками эпилепсии .
Русские поэты, любившие выпить и проведшие свою бурную молодость: Сергей Есенин - покончил жизнь самоубийством (повесился в 30 лет), Владимир Маяковский - застрелился в 34 года из маузера, находясь в угнетенном психофизиологическом состоянии. Вот что описывал о жизни других поэтов и писателей в своих воспоминаниях Ю.Кротков: "Я вырос в среде грузинских поэтов, таких как Тициан ЮстиновичТабидзе (1895-1937 гг.), Паоло Джибраелович Яшвили (1895-1937 гг.), Никола Мицишвили, Галактион Васильевич Табидзе (1892-1959 гг.) и др. Все они очень много пили и писали великолепные стихи. Однажды я видел народного поэта Грузии Галактиона Табидзе лежащим на улице пьяным, что у грузин никогда не бывает. Даже орден Ленина Галактион потерял где-то в духане по пьяному делу. Голос у него всегда был чуть хриплый, "пропитой". На 66-м году жизни Табидзе покончил самоубийством, выбросился из окна своего дома". Кротков также сообщает, что советский писатель Александр Александрович Фадеев (1901-1956 гг.) пил, пил много, часто, запои длились порой по две-три недели, до очередного вызова Сталина, и это, конечно, помогало ему ладить с самим собой. 13 мая 1956 г. А.А.Фадеев выстрелил из револьвера себе в сердце. Газета "Правда" сообщила, что самоубийство Фадеева явилось следствием болезни писателя, т.е. алкоголизма.
Увлекались выпивкой Михаил Александрович Шолохов, Александр Трифонович Твардовский (1910-1971 гг.), Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975 гг.), Юрий Карлович Олеша (1899-1960 гг.), Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968 гг.) и Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964 гг.). Последний в разговоре с Кротковым сказал: "Слушай, старик, разве можно в этой жизни быть трезвым?". Со слов того же Кроткова: "Как-то Валентин Овечкин приехал в Москву, остановился в гостинице "Москва" и, напившись, разделся и попытался выброситься из окна. После этого его из гостиницы перевезли в больницу для сумасшедших".
Поэт Николай Михайлович Рубцов (1936-1971 гг.) злоупотреблял алкоголем. Его неофициальная жена, Генриетта Меньшикова, говорила: "Что греха таить, любил Н. Рубцов выпить. Всегда привозил с собой в село Никольское вина, апельсины и угощал деревенских жителей". По ее мнению, чрезмерное употребление алкоголем и привело его к трагической смерти. В январе 1971 г. Н.Рубцова задушила его сожительница.
Известный актер Евгений Вестник был дружен со знаменитым врачом А.Л.Мясниковым (советский терапевт, 1899-1965 гг.) и, когда у молодого актера обнаружились какие-то неполадки с сердцем, он обратился к врачу с просьбой дать рекомендации по употреблению алкоголя. Александр Леонидович ответил: "Водку надо пить так: свой вес, переведенный в граммы, умноженный на два, 45 минут ничего не есть и не закусывать. Это заменяет клизму, глюкозу, антибиотики". Когда у Мясникова спросили: "Доктор, а сколько вы себе позволяете?", - он ответил, - "Я выпиваю эти 150 г ежедневно, а потом ... потом у меня нет желания остановиться" . Конечно, употребление водки в таких количествах и с такой частотой приводит к развитию болезни - алкоголизму.
Советский поэт, актер и бард В.В. Высоцкий увлекался выпивкой, иногда напивался и часто сочинял стихи после очередных увеселительных оргий. Подражатель и певец его песен, киноактер Никита Джигурда (сыгравший в хорошо известных фильмах "Любить по-русски" и "Ермак") признавался, что на гастролях спиртное лилось рекой, и он любил пить водку.
Нет сомнения в том, что прием алкоголя в небольших количествах воздействует на глубинные отделы головного мозга человека и способствует проявлению его творческих способностей. В каждом человеке изначально заключается целый ряд способностей и наклонностей, но это не значит, что прием алкоголя обязательно их пробудит и разовьет. Вино - лишь один из факторов, способствующих пробуждению талантов. Для того, чтобы талантливые личности смогли проявить свою одаренность в обществе, необходимо создание определенных социальных условий.
Шолохов Михаил Александрович. Выросший среди донских казаков, он с ранних лет пил, как воду, местное вино, водку и самогон. К концу жизни увлечение алкоголем стало сказываться на здоровье Шолохова. Он пил по-тихому вплоть до своего восьмидесятилетия и умер от рака горла.
В произведениях Сергея Довлатова почти все русские герои пьют и алкогль представляется неотьемлимой частью бытия и совершенно естественным состоянием. По мнению самого Довлатова – пьянство представляется неотьемлимым атрибутом загадочной русской души, элементом нации.
По Эдгар Аллан. Его не раз отвозили в больницу с приступом белой горячки, в котором он ругался с привидениями и неистово отбивался от них. Однажды его пьяным нашли в канаве, привезли в больницу, где он и скончался.
Уильям Фолкнер. Родился и вырос в семье алкашей. К 18 годам будущий писатель пил, как заправский алкоголик. Его алкоголизм длился на протяжении 30 лет практически не прерываясь. Но именно в этот период он написал многие свои лучшие произведения.
Ремарк Эрих Мария. Писатель стал знаменитым после одного-единственного произведения «На Западном фронте без перемен». Ему, как человеку прошедшему две мировых войны, алкоголь стал анестезией. Сам же он, после прекращения запоев винил себя за пусто потраченное время.
Хемингуэй Эрнест. Лауреат Нобелевской премии 1954 года по литературе, полученной за известнейшую повесть «Старик и море», журналист. Один из самых известнейших алкоголиков. В последний год перед смертью он лежал в больнице с диагнозом депрессия, умственное расстройство и ...цирроз печени. В июне 1961 года он приставил к голове охотничье ружье и покончил с собой, сидя на своем ранчо.
О пристрастии Сергея Есенина к алкоголю известно, пожалуй, всем. Но быть может именно благодаря этой пагубной привычке Есенину удавалось с такой поразительной точностью изложить в своих стихах мотивы русской действительности и загадочной русской души и грусти.
Джек Лондон. Он работал по 17 часов в сутки, и за 15 лет писательства сочинил более 40 томов. При этом страдал депрессией и алкоголизмом. В ночь на 22 ноября 1916 года Джек Лондон покончил с собой. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Стайрон Уильям. Пил 40 лет подряд. В возрасте 60 лет Стайрон заработал непереносимость алкоголя. Один глоток – и у него начинались тошнота и кошмары. Стайрон перестал пить, однако без привычных вливаний ему было еще хуже. Он впал в депрессию и попал в психиатрическую больницу. Оклемался и написал – по следам своего пребывания в дурдоме – книгу "Зримая тьма". Прожил после этого Стайрон еще 15 лет, умер в возрасте 86 лет.
О. Генри – это псевдоним американского писателя Вильяма Сидней Портера, чьи рассказы известны за их остроумие, игру слов, искусно созданных персонажей и неожиданные повороты событий. Будучи продуктивным писателем, он часто писал целый рассказ за неделю, он сумел хранить свое имя в секрете, когда его слава О. Генри росла. Но оказавшись бизнесменом-неудачником, транжирой и, наконец, алкоголиком, он умер в нищете.
Стивен Кинг. Злоупотребление Кинга алкоголем - факт достаточно известный, эта тема превалирует во многих его ранних работах. Если его книги 1970-х были написаны с бутылкой в руке, то произведения 80-х появились при участии наркотиков.
Писателей, употребляющих спиртные напитки очень много…Многие и умирали от алкоголизма опустившимися людьми или совершали на его фоне самоубийства.
Борьба с наркоманией, алкоголизмом первую должна быть направлена на профилактику, а лучшей профилактикой может стать чужой пример, произведения авторов. Ведь не зря же говорил скифский мудрец Анахарсис: «Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии»
Отметим, что русская и зарубежная литература показывает губительное воздействие наркотика и алкогольных напитков на человека и представляет тему наркомании как глубокую социальную проблему, как изображение полного разрушения сознания героев, их нравственных ценностей, системы моральных оценок своих действий, разрушение личности. В художественной литературе взгляд на проблему наркомании представлен изнутри, но без лишних комментариев. Да, здесь не звучит напрямую фраза: «Наркотики – это плохо». В произведениях дан некий сюжет из жизни, который анализировать придется самому читателю, и делать свои выводы. Таким образом, цель и гипотеза доказаны. Спасибо за внимание.