Внеклассное мероприятие «К 100 - летию со дня рождения А. И. Солженицына»
Александр Исаевич Солженицын
2018 год был объявлен годом А. И. Солженицына в России. Национальной идеей развития России Александр Солженицын, как и ранее Михаил Ломоносов, считал сбережение народа и сохранение государственности.
Александр Солженицын выдающийся русский писатель, книги которого знают и читают во всем мире. Солженицын известен читателю своими произведениями «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» и другими. В России он был диссидентом, вследствие чего 8 лет провел в лагерях.
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семенович, был простым крестьянином. Он трагически погиб на охоте еще до рождения сына.
В результате, маленького Сашу воспитывала только мать, Таисия Захаровна. Из-за полного разорения, в период Октябрьской революции, они жили в крайней нищете.
Конфликты с новой советской властью начались у Солженицына, как только он пошел в школу. Поскольку ему с детства прививали любовь к религии, мальчик носил на груди крестик и наотрез отказывался становиться пионером. В подростковом возрасте Солженицын серьезно увлекся чтением мировой классики. Уже тогда он мечтал написать книгу о революционных событиях.
Коммунистическая пропаганда успешно повлияла на мировоззрение Александра. Он изменил свои убеждения, и принял политику партии.
Солженицын решил поступить на физико-математический факультет Ростовского Государственного Университета. Ему, что именно математики являются действительно интеллектуальными людьми, в числе которых хотелось быть и ему самому. Учеба Солженицыну давалась легко, поэтому он закончил ВУЗ с красным дипломом. Будучи еще студентом, он сильно увлекался театральным искусством.
Началась Великая Отечественная война и молодому человеку предстояло идти защищать Родину. До 18 октября 1941 года Солженицын работал учителем, т.к. был ограниченно годен к службе (из-за проблем со здоровьем, его отказались принимать на службу в качестве рядового солдата). Но Александр решил окончить офицерские курсы. И уже в ноябре 1942 года был направлен в Саранск в артиллеристский полк. Он оказался в полку в чине лейтенанта, старшего лейтенанта, командира батареи.
Солженицын показал себя хорошим воином и был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны. С весны 1944 года Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии (воевал за Орел).
Позже он по собственному желанию вступил в ряды комсомольцев. Дослужившись до капитана, Александр Исаевич продолжал успешно воевать, однако у него все более стала проявляться антипатия к Сталину. Солженицын критиковал вождя и был недоволен тоталитарным режимом в стране.
Косятся на меня, что, де, я шапки не́ снял,
Но, лагерями мятое, черно́ моё лицо.
Легко мне, радостно и — жаль:
ушёл от русской мести,
Перехитрил ты нас, кацо!
Ты проскочил и первомартовские царские календы
И не дожил до цезаревских мартовских же ид!
…С камышных ма́занок пестро́ свисают ленты,
И голос диктора наигранно дрожит…
На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.
Своими размышлениями он делился с фронтовым товарищем, с которым вел переписку. Однажды, зимой 45-го года одно из таких писем попало на стол военному руководству, отвечающему за цензуру. Начальство посчитало, что раз Солженицын недоволен вождем, значит и коммунистический строй ему в целом враждебен. Его сразу же задержали, лишили звания и отправили на «Лубянку». Там он подвергался ежедневным допросам, нередко сопровождающимся изощренными издевательствами.
Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончанию срока заключения. С этого момента в биографии Солженицына началась непрерывная игра со смертью.
Сначала бывшего офицера определили работать на стройку. Когда же руководство узнало о его высшем образовании, его перевели в особую тюрьму, подконтрольную закрытому конструкторскому бюро.
Однако из-за конфликта с начальством, Солженицына перенаправили в лагерь на севере Казахстана, в котором он пробыл около 3 лет. Находясь в нем, он трудился на общих работах и участвовал в одной из забастовок заключенных. Там у него обнаружилась злокачественная опухоль.
Оказавшись на воле, писателю было запрещено посещать Москву. Ему предоставили работу в Казахстане в качестве школьного учителя математики и астрономии.
В 1956 г., через 3 года после смерти Сталина, дело Солженицына пересмотрели и он был реабилитирован. Приехав домой, Александр Исаевич стал преподавать в Рязани.
В это время ему удается опубликовать несколько рассказов, после чего он твердо решает заняться писательской деятельностью. Так началась его диссидентская биография.
Поскольку в творчестве литератора прослеживались антисталинские мотивы, он имел поддержку со стороны Хрущева, которому это было только на руку. В 1962 году «Один день Ивана Денисовича» был опубликован. А в 1963 году Хрущев запретил печатать произведения Солженицына.
Позднее Солженицын попал в опалу со стороны действующего генсека. Когда к власти пришел Леонид Брежнев, сочинения Солженицына вообще были запрещены.
Положение усугубляло фантастическая популярность произведений писателя, которые без его разрешения стали издавать в США и Франции. Для советского руководства Александр Исаевич начал представлять серьезную угрозу. В скором времени Солженицына попытался убить сотрудник КГБ.
Он сделал ему инъекцию с ядом, однако писателю все-таки удалось выжить. После этого отравления Александр Солженицын еще долго и тяжело болел.
В 1974 г. его обвинили в измене Родине, лишили гражданства и выслали за пределы СССР. Инициатором выступил Ю. Андропов. Диссиденту пришлось сменить множество мест жительства, поскольку его жизнь находилась под постоянной угрозой.
В 1975 году писатель продолжает работать над эпопеей «Красное колесо».
Солженицын жил в относительном достатке, благодаря гонорарам за свои труды. Ему даже удалось создать «Фонд помощи преследуемым и их семьям».
Путешествуя по странам, Солженицын выступал с лекциями, в которых в жесткой форме критиковал коммунистический строй. Но в скором времени, он разочаровался и в американской демократии, начав критиковать и ее тоже.
Иными словами, в биографии Солженицына не было места «простоям» или творческой бездеятельности.
С приходом к власти Михаила Горбачева, в СССР пересмотрели отношение к писателю. В 1989 году вышли главы «Один день Ивана Денисовича». В 1990 году Солженицыну было восстановлено гражданство. При Ельцине в 1991 году его попросили вернуться в Россию, и даже подарили дачу в Троице-Лыкове.
Впервые Александр женился в возрасте 22 лет на Наталье Решетковской. Однако их брак распался из-за начала войны и ареста Солженицына.
В 1948 г. сотрудники НКВД «убедили» Наталью развестись с мужем. Но как только писателя реабилитировали, пара снова стала жить вместе, официально узаконив свои отношения.
Летом 1968 г. Александр Солженицын познакомился с Натальей Светловой, работавшей в лаборатории математической статистики. Со временем у них развились романтические отношения, быстро переросшие в бурный роман.
Когда об этом узнала законная супруга, она попыталась совершить суицид. Лишь благодаря своевременному вмешательству скорой помощи, ей удалось спасти жизнь.
Спустя несколько лет Солженицын все-таки смог оформить развод с Решетовской и жениться на Светловой. Этот брак оказался счастливым.
Вторая супруга стала для Александра Исаевича не только любимой женой, но и надежной опорой в жизни. Они совместно воспитывали 4-х сыновей – Игната, Степана, Дмитрия и Ермолая. Игнату удалось стать выдающимся пианистом и дирижером. Внуки: Иван, Филипп, Всеволод, Андрей, Дмитрий, Анна, Екатерина, Татьяна (дочь приёмного сына Дмитрия Тюрина).
Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, Это демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для стиля писателя характерны библейские аллюзии, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции и не всегда выражена авторская позиция.
Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальные прототипы, лично знакомые писателю. В большинстве книг Солженицына присутствуют исторические личности.
«Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». Для романа «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), использование приёмов модернистской поэтики. Сам Солженицын признавал влияние на него в общей художественной философии Льва Толстого.
Для Солженицына, характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных. Работа эта увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».
За свою жизнь Александр Исаевич написал много романов, рассказов, поэм и стихотворений. Много автобиографических произведений. Большую часть своих стихов Александр Солженицын написал во время заключения за критику Сталина с 1945 по 1953 годы. Среди них выделяется «Вечерний снег» из цикла «Тюремные стихи».
Вечерний снег
Стемнело. Тихо и тепло.
И снег вечерний сыплет.
На шапки вышек лег бело,
Колючку пухом убрало,
И в темных блестках липы.
Занес дорожку к проходной
И фонари оснежил...
Любимый мой, искристый мой!
Идет, вечерний, над тюрьмой,
Как шел над волей прежде...
В такой вот вечер декабря
Мы шли с тобой когда-то, —
Он так же в свете фонаря
То мелко сеялся, горя,
То сплошь валил, звездчатый.
Тебе на мех воротника
Низался он, сверкая,
В росинки таял на щеках,
Дрожал недолго на руках
И на ресницах таял.
Вечерний снег, вечерний снег!
И ветви лип седые...
Двором тюремным, как во сне,
Иду — и вспыхнули во мне
Все чувства молодые...
Написал много автобиографических произведений. К ним относится поэма «Дороженька», рассказ «Захар Калита», а также известный роман «Раковый корпус», повествующий о судьбах онкобольных. Однако самым известным и знаковым его произведением, конечно же, является «Архипелаг Гулаг». При этом надо отметить, что у Солженицына были и другие, не менее знаменитые сочинения лагерного направления: «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича». Его творчество высоко оценивали такие деятели искусства, как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Валентин Распутин, Андрей Тарковский.
Это было так несовременно,
Так милы мне были три головки русые, —
Блока белокрылого, Есенина смятенного,
Бунина закатного, обдуманного Брюсова, —
Я метал им всё, что помнил только лучшего,
Голову в жару свою охватывая,
Отцедил смолы янтарной Тютчева,
Брызнул зелья чёрного Ахматовой.
Владимир Путин, неоднократно общавшийся с Солженицыным и хорошо знавший его биографию, утверждал, что государство для писателя всегда оставалась нерушимой константой, несмотря на постоянную критику действующей власти (2007 год). Присуждена государственная премия.
«Россия!» … Не в блоковских ликах
Ты мне проступаешь, гляжу:
Среди соплеменников диких
России я не нахожу…
Взахлёб, на любом раздорожьи,
И ворот, и грудь настежу́,
Я — с подлинным русским. Но что же
Так мало я их нахожу?..
К. И. Чуковский назвал во внутренней рецензии «Ивана Денисовича» «литературным чудом»: «С этим рассказом в литературу вошёл очень сильный, оригинальный и зрелый писатель», «чудесное изображение лагерной жизни при Сталине».
А. А. Ахматова высоко оценила «Матрёнин двор», отметив символику произведения, образность отдельных деталей («у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»).
Режиссер Андрей Тарковский в 1970 году в дневнике отмечал: «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин. Несколько озлоблен, что вполне понятно, если судить о нём как о человеке, и что труднее понять, считая его в первую очередь писателем. Но личность его — героическая. Благородная и стоическая».
Председатель Комитета свободы совести священник Апостольской православной церкви Г. П. Якунин считал, что Солженицын был «великим писателем — высокого уровня не только с художественной точки зрения», а также сумел «Архипелагом ГУЛАГ» развеять веру в коммунистическую утопию на Западе.
Биографу Солженицына Л. И. Сараскиной принадлежит такая общая характеристика её героя: «Он много раз подчёркивал: „Я не диссидент“. Он писатель — и никем иным никогда себя не чувствовал… никакую партию он бы не возглавил, никакого поста не принял, хотя его ждали и звали. Но Солженицын, как это ни странно, силён, когда он один в поле воин. Он это доказал многократно».
Литературный критик Л. А. Аннинский считал, что Солженицын сыграл историческую роль как «пророк», «политический практик», разрушивший систему, который нёс в глазах общества ответственность за негативные последствия своей деятельности, от которых сам «пришёл в ужас».
Валентин Распутин считал, что Солженицын — «и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант».
Солженицына сравнивали с Радищевым, Герценым, Чернышевским. Вспоминали знаменитую статью Льва Толстого «Не могу молчать».
В России Солженицын стал превозносить ценности деревенского мира, крестьянскую общину, а его регулярные проповеди по телевидению по поводу переустройства российского государства стали многих раздражать. И передачи по центральному ТВ скоро прекратились ( их вышло всего 12).
Владимир Путин сказал, что при всех встречах с Солженицыным он «каждый раз был поражён, насколько Солженицын — органичный и убеждённый государственник.
Критика Солженицына началась с 1962 года, когда был опубликован «Один день Ивана Денисовича».
В 1960—1970-х годах в СССР проводилась кампания против Солженицына. С разного рода обвинениями в адрес Солженицына — «клеветника» и «литературного власовца» — выступал Михаил Шолохов и Степан Щипачёв (автор статьи в «Литературной газете», озаглавленной «Конец литературного власовца»).
Участники Великой Отечественной войны, имевшие возможность ознакомиться с книгой «Архипелаг ГУЛАГ», были не согласны с описанием в ней военных событий.
В диссидентских кругах СССР в 1960-х — начале 1970-х годов критика Солженицына приравнивалась если не к сотрудничеству с КГБ, то к предательству идей свободы.
С июня 1971 года критика в его адрес стала исходить также и со стороны советских инакомыслящих (как либерального толка, так и крайне консервативного).
В 1974 году Андрей Сахаров критически отозвался о взглядах Солженицына, не соглашаясь с предложенным авторитарным вариантом перехода от коммунизма и переоценкой идеологического фактора в тогдашних условиях. Сахаров сопоставлял идеалы Солженицына с официальной советской идеологией, в том числе сталинского времени, и предупреждал о связанных с ними опасностях.
Взгляды Солженицына на коммунизм как на абсолютное зло, духовный раскол эмиграции и нетерпимость к инакомыслию сделали Солженицына почти антигероем в СССР.
Как писал один журналист (Р. Медведев): «Нельзя оправдывать себя и свою нестойкость очернением „коммунистов в лагерях“, искажая при этом истину. Недостойно христианина, каковым себя считает Солженицын, злорадствовать и глумиться по поводу расстрелянных в 1937—1938 гг. большевиков, рассматривая это как возмездие за „красный террор“.
Подверглось критике и «Письмо вождям», где якобы «Солженицын совершенно не знает марксизма, приписывая учению различную чепуху», и что «при техническом превосходстве СССР предсказываемая война со стороны Китая была бы самоубийством».
Варлам Шаламов первоначально отнёсся к творческой работе Солженицына с вниманием и интересом, однако уже в письме об «Одном дне Ивана Денисовича» полностью разочаровался в Солженицыне: «Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности».
Американские политологи рассуждая о политических и историософских взглядах Солженицына критиковали его за идеализацию царской России и за приписывание Западу ответственности за коммунизм.
Критикуют Солженицына за оправдание сотрудничества советских военнопленных с немцами во время Великой Отечественной войны.
Исследование Солженицыным истории взаимоотношений еврейского и русского народов в книге «Двести лет вместе» вызвало критику со стороны ряда публицистов, историков и писателей.
Солженицын был обвинен в использовании в качестве источников информации пропагандистских материалов вермахта.
Образ Солженицына подвергнут сатирическому изображению в романе Владимира Войновича «Москва 2042» и в поэме Юрия Кузнецова «Путь Христа». Войнович, кроме того, написал публицистическую книгу «Портрет на фоне мифа», в которой критически оценил творчество Солженицына и его роль в духовной истории страны.
Американский журналист Д. Химка считает, что взгляды Солженицына на происхождение и идентичность украинского народа, выраженные в книге «Как нам обустроить Россию», идентичны русским националистическим воззрениям рубежа XIX—XX веков.
Вернувшись в Россию, Солженицын стал превозносить ценности деревенского мира, крестьянской общины, а его регулярные проповеди по поводу переустройства государства стали раздражать и вызывать недоумение. Циклы передач на телевидении прекратились (всего их вышло 12).
Последние годы своей биографии Солженицын провел на даче. У него были серьезные проблемы со здоровьем. Это и неудивительно, поскольку отравление ядом и годы, проведенные в лагерях, не могли пройти бесследно.
Помимо этого Солженицын пережил серьезный гипертонический криз и перенес непростую операцию, после которой рабочей у него осталась только правая рука.
Александр Исаевич Солженицын умер 3 августа 2008 г., прожив 89 лет. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Его могила находится на Донском кладбище в Москве.
Смерть — не как про́пасть, а смерть — как гре́бень,
Кряж, на который взнеслась дорога.
Блещет на чёрном предсмертном небе
Белое Солнце Бога.
И, обернувшись, в лучах его белых
Вижу Россию до льдяных венцо́в —
Взглядом, какой высекали на стелах
Мудрые э́ллины у мертвецов.
Вижу прозрачно — без гнева, без клятвы:
В низостях. В славе. В житье-колотьбе…
Больше не видеть тебя мне распятой,
Больше не звать Воскресенья тебе…
Сегодня для поклонников творчества Александра Солженицына актуальным остается призыв Л. Н. Толстого - «Жить не по лжи!».