Мероприятие к 100-летию со дня рождения Вероники Михайловны Тушновой «Спасибо!»
«Спасибо!»
( к 100-летию со дня рождения
Вероники Михайловны Тушновой)
Цель урока
Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы, рассказать о становлении её как поэта, способствовать воспитанию интереса к русской женской поэзии 20 века.
Задачи урока:
Способствовать обогащению словарного запаса ученика, продолжить работу по анализу поэтического текста.
Формировать любовь к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту, интереса к творчеству Вероники Тушновой.
Ожидаемые результаты:
Предметные: получение/закрепление знаний об анализе поэтического текста.
Метапредметные: развивать интерес к познавательной деятельности, развивать навык анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал, формировать и развивать компетентность коммуникативную?
Личностные: формировать мотивацию к обучению, к составлению собственных поэтических текстов.
Оборудование: компьютерная презентация, стихотворения поэтессы В.Тушновой.
ХОД УРОКА
Организационный момент: Внимание на экран. Наш сегодняшний урок называется очень просто: «Спасибо!» Что обозначает это слово? Семантические свойства
Значениечастица выражение благодарности ◆ Спасибо за вашу помощь!
в знач. сказуемого надо благодарить кого-либо за что-то ◆ Спасибо брату, что не оставил в беде.
в знач. сущ. то же, что благодарность ◆ Большое спасибо ◆ Спасибо в карман не пложишь. ◆ — Я ни о чем никогда не просил, ничего не ждал… кроме спасиба! Простого русского спасиба… кажется, немного! М. Е. Салтыков-Щедрин ◆ Уверившись, что медведь не сломал князя и не дожидаясьспасиба, он хотел отойти. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842-1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
в знач. вводного слова, прост. выражает удовлетворение чем-либо, положительную оценку чего-либо: хорошо, что ◆ Спасибо, научил двоюродный ваш брат. А. С. Грибоедов ◆ Спасибо ещё, к стогам прибились, а то бы все чисто позамерзли — холод был. Л. Н. Толстой
Происходит от праслав. *съпаси богъ
Проблемная ситуация: А кому и за что вы могли бы сказать спасибо? (ответы учеников)
- Слушая ваши ответы, я вдруг вспомнила маленький диалог-рассказ, который написал для своих учеников Василий Александрович Сухомлинский, «Для чего говорят спасибо»:
«По лесной тропинке шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
- Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…»
Да, путь нашей жизни, действительно, долгий и, может быть, нам действительно есть смысл задуматься над тем, а почему мы говорим «спасибо» и кому это нужно…
Сегодняшний наш урок с названием «Спасибо!» посвящён творчеству Вероники Михайловне Тушновой – русской поэтессе 20 века, 100- летие со дня рождения которой отмечали и в 2011 году, и в 2015. Вы удивлены? Сегодня мы узнаем загадку её рождения, познакомимся с жизнью и творчеством.
В ерони́ка Миха́йловна Тушно́ва (14 (27) марта 1911, Казань — 7 июля 1965, Москва) — русская советская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики.
Загадка года рождения
В ряде биографических статей и автобиографий годом рождения Тушновой указан 1915 год. Даты 1915—1965 выгравированы на памятнике на могиле Вероники Михайловны на Ваганьковском кладбище, так пожелала незадолго до кончины сама поэтесса. Однако в материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в «Золотой серии поэзии» сборнике Тушновой «За это можно всё отдать», составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года. 1911 год рождения подтверждается также фактом того, что школу Тушнова закончила в 1928 году, в том же году поступила на медицинский факультет Казанского университета, что в возрасте 13 лет было никак невозможно.
Факты - упрямая вещь! Поспорить с ними трудно. Но желание самой поэтессы отбросить четыре года понятно. И сегодня она была бы, наверное, благодарна нам за то, что мы исполняем её желание и вспоминаем именно в 2015 год. А за что мы скажем «спасибо» Вероники Михайловне - узнаем в конце урока.
Из автобиографии “По-настоящему писать я стала во время войны. Я работала в госпитале с утра до ночи и очень редко бралась за карандаш. Но сколько я передумала и перечувствовала за это время! И что самое удивительное, у меня появилось новое, никогда ещё не испытанное мною чувство – мне вдруг захотелось, чтобы стихи мои узнали, прочли, мне хотелось своими стихами вмешаться в жизнь, что-то изменить в ней”.
- Давайте познакомимся со стихотворением поэтессы «Нынче детство мне явилось»
Нынче детство мне явилось,
приласкало на лету.
С вежим снегом я умылась,
постояла на ветру.
Надышалась,
нагляделась,—
ну какая красота!
Дня бессолнечного белость,
далей хвойная черта...
Снежно-снежно.
Тихо-тихо.
Звон в ушах — такая тишь.
В темных сенцах пахнет пихтой,
у порога — пара лыж.
Пара струганых дощечек,
самоделье детских рук.
Сколько вещих и не вещих
снов скитается вокруг...
Где таилось,
где хранилось?
Вдруг припомнил человек:
хлебным квасом пахнет силос,
спелой клюквой пахнет снег.
- Какова тема стихотворения? (воспоминание о детстве)
- В стихотворении мы слышим лирическое «я». Расскажите о том, что мы видим глазами лирического героя? А что слышим?
-Какие выразительные средства использует поэтесса для передачи собственных чувств? ( олицетворения: «детство явилось и приласкало», «сны скитаются», цветопись: «белость дня», «далей хвойная черта»).
Особенность лирики Вероники Тушновой в том, что она очень личная, поэтому продолжим с вами знакомится с её биографией и воспоминаниями.
- Родилась в семье учёного, профессора Казанского ветеринарного института Михаила Павловича Тушнова. Мать — Александра Георгиевна Постникова, выпускница Высших женских Бестужевских курсов в Москве. В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города — № 14 им. А. Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски. Первым заметил литературную одарённость Тушновой её школьный учитель литературы Борис Николаевич Скворцов, нередко читавший её сочинения вслух как образцовые. После школы, по настоянию отца, видевшего в ней будущего врача, поступила на медицинский факультет Казанского университета. В 1931 году в связи с переводом отца во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) семья переехала из Казани в Ленинград, где Тушнова продолжила учиться в мединституте. Вскоре семья переезжает в Москву. Поступила в аспирантуру при кафедре гистологии ВИЭМ. В столице занялась живописью, тогда же началось серьёзное увлечение поэзией. В 1938 вышла замуж за врача-психиатра Юрия Розинского. В этом же году были опубликованы первые стихи.
В 1941 году, по совету читавшей её стихи Веры Инбер, поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. Но учиться там не довелось: с началом Великой Отечественной войны вместе с матерью и маленькой дочкой Наташей эвакуировалась в Казань, где работала палатным врачом нейрохирургического госпиталя для раненных бойцов Красной Армии. В годы войны писала мало, было очень много работы. Познакомимся с ещё одним стихотворением поэтессы, написанным в это время.
Городок
Не прозвучит ни слово, ни гудок
в развалинах, задохшихся от дыма.
Лежит убитый русский городок,
и кажется - ничто непоправимо.
Еще в тревожном зареве закат
и различимы голоса орудий,
а в городок уже приходят люди.
Из горсти пьют, на дне воронки спят.
И снова дым. Но дым уже другой -
теперь он пахнет теплотой и пищей.
И первый сруб, как первый лист тугой,
из черного выходит корневища.
И медленная светлая смола,
как слезы встречи, катится по стенам.
И верят люди: жизнь благословенна,
как бы она сурова ни была!
- Скажите пожалуйста, на сколько частей можно поделить стихотворение? ( на две, т.к Тушнова рисует две противоположные картины).
- Что лежит в основе этих картин ? (Дым, в первой части он от орудий, выстрелов, налетов, разрухи, но жизнь продолжается, приходят люди и мы уже видим совсем другой дым – дым, который пахнет теплом и пищей – и это – вторая часть стихотворения)
Не прозвучит ни слово, ни гудок в развалинах, задохшихся от дыма. Лежит убитый русский городок, и кажется - ничто непоправимо. | И снова дым. Но дым уже другой - теперь он пахнет теплотой и пищей. И первый сруб, как первый лист тугой, из черного выходит корневища. |
- Вероника Тушнова в каждом своем произведении дает нам маленький урок в виде интересной, меткой, оригинальной законченной мысли. Найдите её в этом стихотворении и выделите. («Жизнь благословенна, как бы она сурова ни была!»)
Из автобиографии
“В 1944 году напечатаны “Стихи о дочери”. Я написала их действительно о своей маленькой дочке, и они казались слишком личными. Но их напечатали, и я была этим обрадована и встревожена. Но это не главное. Главное то, что через некоторое время я стала получать письма полевой почты. Писали их самые разные люди. Были письма, написанные корявым неуклюжим почерком, со множеством ошибок (самые для меня дорогие). Но во всех них говорилось одно: “Хорошо, что вы написали о наших детях”…
Душная, безлунная
Наступила ночь.
Всё о сыне думала,
А сказали: «Дочь».
Хорошо мечтается
В белизне палат...
Голубые лампочки
У дверей горят.
Ветер стукнул форточкой,
Кисею струя.
Здравствуй, милый свёрточек,
Доченька моя!
Всё такое синее,
На столе - цветы.
Думала о сыне я,
А родилась - ты.
Ты прости, непрошенный
Ёжик сонный мой.
Я тебя, хорошую,
Отвезу домой.
Для тебя на коврике
Вышита коза,
У тебя, наверное,
Синие глаза...
Ну... а если серые,
Маме всё равно.
Утро твоё первое
Смотрится в окно.
- Дебютным сборником стихов и поэм стала «Первая книга» (1945), вышедшая в издательстве «Молодая гвардия». В 1947 участвовала в первом Всесоюзном совещании молодых писателей. Второй сборник Тушновой — «Пути-дороги» — вышел только через 9 лет после первого, в 1954. С наибольшей полнотой обострённое лирическое чувство поэтессы раскрылось в последние годы жизни в сборниках «Память сердца» (1958), «Сто часов счастья» (1965) и других, в которых она размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях.
В чем отказала я тебе,
скажи?
Ты целовать просил —
я целовала.
Ты лгать просил,—
как помнишь, и во лжи
ни разу я тебе не отказала.
Всегда была такая, как хотел:
хотел — смеялась,
а хотел — молчала...
Но гибкости душевной есть предел,
и есть конец
у каждого начала.
Меня одну во всех грехах виня,
все обсудив
и все обдумав трезво,
желаешь ты, чтоб не было меня...
Не беспокойся —
я уже исчезла.
- Это стихотворение о непростых любовных отношениях. А почему он столь динамично? ( Много глаголов. Благодаря им мы не только прочитываем историю любви, а сами становимся участниками драмы).
- И в этом стихотворении Вероника Михайловна нам даёт урок, найдите эту ключевую фразу. ( «Но гибкости душевной есть предел, и есть конец у каждого начала».)
- Концовка стихотворения как следствие этой фразы. А какую женщину мы себе можем представить, читая это стихотворение?
- Вот что вспоминают о ней современники.
«Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту её называли смеясь "восточной красавицей"), с мягким характером, любившая дарить подарки, не только близким, (Двоюродная сестра Ирина, живущая в Куйбышеве, не успевала получать из Москвы посылки, то с босоножками, то с перчатками, то с книгами!) но и просто друзьям; мчавшаяся по первому зову на помощь в любое время дня и ночи, заражавшая всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни; эта вот красавица - поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, - сама переживала трагедию - счастье Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии её Творчеству: Любовь эта была разделенной, но тайной».
Мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь, не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас
уступи!
...А она есть. Есть. Есть.
А она - здесь, здесь, здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом, в жилах моих
жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце моё,
горы мои, моря!
От забвенья - защита,
от лжи и неверья - броня...
Если её не будет,
не будет меня!
...А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят: как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!
- С чем сравнивает свою любовь лирическая героиня? (с птенцом, со свинцом, со светом в глазах, с солью в слезах, зренье, слух, сила, солнце, горы, море).
- Какой поэтический приём мы слышим в этих сравнениях? (Градацию).
- Любовь для лирической героини защита, броня, и если её не будет, не будет и «меня». Найдите в данном стихотворении ключевую фразу-урок. («А я никому души не дам потушить»)
- В этой фразе, как и во всём стихотворении, чувствуется борьба, битва за любовь, за свою любовь.
- Человек, которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек всё понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, - ведь у поэтов от Бога "нервы на кончиках пальцев", - решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное, нет. Она называла свое чувство "бурей, с которой никак не справлюсь" и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределён и неизбежен.
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
- Те, кто прочёл (изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году!) стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит "пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони": Лучшего сравнения нельзя и придумать.
- А мы продолжаем получать уроки от поэтессы. Какую ключевую фразу мы можем выделить? («Не отрекаются любя».) Как вы думаете, почему? На этот вопрос ответ даёт сама жизнь Вероники Михайловны. Умирала Вероника Михайловна в тяжёлых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку, решившемуся в конце концов выпустить горько -грешное счастье из рук: поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов. Через три года после своей Любимой умер, тосковавший, и мечущийся в этой холодной тоске до последних дней, Александр Яшин. Диагноз звучал также зловеще - "рак".
Прослушиваем песню «Сто часов счастья»
Сто часов счастья...
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки...
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала...
Случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило "спасибо".
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
- Сто часов счастья! Разве этого мало? Опять у нас сердце на ладони. Каждый из нас желает быть счастливым, но как этого добиться? Каким образом своё счастье добывала лирическая героиня? (намывала, собирала, создавала, принимала…)
- А какую оригинальную мысль мы можем с вами взять из стихотворения в качестве урока? ( «Это зря говорится, что надо счастливой родиться. Нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться, чтобы не было сердце лениво, спесиво, чтоб за малую малость оно говорило "спасибо".)
- В начале нашего урока мы вспомнили рассказ Василия Сухомлинского «Для чего говорят спасибо», герой рассказа, мальчик, должен был это понять в ходе долгого пути. А мы с вами в ходе нашей встречи с удивительной поэтессой смогли понять, что за малую малость должны говорить «спасибо»!
- На протяжении урока мы находили ключевые фразы в стихотворениях, и сейчас я предлагаю вам ознакомится с нашим сборником афоризмов ( выдаю каждому открытку с изображением Вероники Тушновой и фразами из её стихотворений.
Итог урока.
- «Чувства и мысли – вот что такое стихи. И, конечно, мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить и чувства, и мысли. Я написала много стихов – удачных и неудачных, снова и снова убеждаясь, как нелегко создать что-то ценное...” Вероника Михайловна создала ценные стихотворения, и к ним мы ещё вернёмся, потому что «ВСЁ ЕЩЁ БУДЕТ»
А знаешь, все еще будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря...
Если б помнили это люди,
чаще думали бы о чуде,
реже бы люди плакали.
Счастье - что онo? Та же птица:
упустишь - и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годиться,
трудно с ним, понимаешь?
Я его не запру безжалостно,
крыльев не искалечу.
Улетаешь?
Лети, пожалуйста...
Знаешь, как отпразднуем
Встречу!
Спасибо за урок!
Д.з. написать эссе «Читатель – благосклонный гость»
«Не отрекаются любя» «А я никому души не дам потушить» «Это зря говорится, что надо счастливой родиться. Нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться, чтобы не было сердце лениво, спесиво, чтоб за малую малость оно говорило "спасибо". «Но гибкости душевной есть предел, и есть конец у каждого начала» «Жизнь благословенна, как бы она сурова ни была!» «А знаешь, все еще будет!» | |
| «Не отрекаются любя» «А я никому души не дам потушить» «Это зря говорится, что надо счастливой родиться. Нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться, чтобы не было сердце лениво, спесиво, чтоб за малую малость оно говорило "спасибо". «Но гибкости душевной есть предел, и есть конец у каждого начала» «Жизнь благословенна, как бы она сурова ни была!» «А знаешь, все еще будет!» |
17
Селиванова Галина Геннадьевна