Внеклассное мероприятие «Сердце, отданное детям» (к 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского)

6
0
Материал опубликован 17 November 2018 в группе

«Сердце, отданное детям» к 100-летию со дня рождения
В.А. Сухомлинского

Классный руководитель 6 класса
Донецкой республиканской специализированной
музыкальной школы-интерната для одаренных детей
Саенко Антон Сергеевич

Цель. Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем советского педагога, писателя, В. А. Сухомлинского. Учить детей видеть красоту окружающего нас, передавать словами увиденное.

Формировать умение рассуждать, доказывать, объяснять, оценивать поступки героев и параллельно свои. Побудить к познанию мира; расширять, углублять, систематизировать знания о моральных нормах и правилах культурного поведения.

Воспитывать у учащихся патриотические чувства, трудолюбие, уважение к старшим и любовь к родной земле, доброту, человечность, потребность в настоящей дружбе, отзывчивость, милосердие в отношении к близким и чужим, осуждение проявлений жестокости, равнодушия, зависти, ненависти, недоброжелательства.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное оформление, книжная выставка «Сердце, отданное детям», фото Сухомлинского, реквизиты к сказкам.

Ход занятия

I. Орг. момент

II. Вступительная часть

Приветствие

Давайте поздороваемся.

Добрый день!

Давайте улыбнемся,

Давайте в глаза друг другу глянем

И еще добрее станем.

Слово учителя. Дорогие дети! Сегодня вас ждет путешествие по стране Радости и Добра, которую создал для нас известный ученый, педагог, писатель и вообще, человек с большой буквы В. А. Сухомлинский. С этого путешествия мы узнаем много интересного, вспомним некоторые сказки и рассказы великого педагога, поиграем в игры. Наше путешествие будет увлекательным, добрым, честным. Свое путешествие мы совершим на воздушном шаре.

Просмотр клипа «Дорогою добра» из фильма «Маленький Мук» -

III. Актуализация знаний

Слово учителя. Вот и попали мы с вами в страну Радости и Добра. Путешествие по этой стране я хочу начать с остановки «История одной жизни». Посмотрите на эти задумчивые глаза, сколько в них доброты, тепла, ума. Это не просто портрет великого Человека, а портрет великого советского Учителя, у которого учились и учатся все: и взрослые, и дети. Наш рассказ о нем: Василии Александровиче Сухомлинском – учителе добра и красоты.

Рассказ детей.

Ученик 1. Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в крестьянской семье в селе Васильевке Кировоградской области. Василий рос резвым и любознательным. С детства любил рисовать. Но тетради, краски и кисти можно было приобрести только за лекарственные растения. И желание рисовать было такое сильное, что парень целыми днями пропадал в лесу. За стакан семян акации получал две тетради. Однажды Василий с товарищами пешком прошли 45 километров, чтобы купить краски.

Семья Сухомлинских жила очень скромно. Отец писателя много работал, был столяром и плотником, мастерил колеса и музыкальные инструменты, пахал в поле. Мать, Александра Авдеевна, работала в колхозе, была хорошей домохозяйкой. Когда наступали долгие зимние вечера, у нее собирались все дети, а их было в семье четверо – Иван, Василий, Сергей, Мелания, и мать рассказывала им сказки.

Ученик 2. Семья Сухомлинских была очень дружной, родители никогда не наказывали детей, не обижали друг друга бранными словами, воспитывали детей в духе народных традиций. Именно народная педагогика и стала решающей в выборе будущей профессии. Все дети выбрали профессию учителя. Но лишь одному из них суждено было стать Учителем с большой буквы.

В 1935 году Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность.

В. А. Сухомлинский - ветеран Великой Отечественной войны. С 1941 по 1942 воевал, был дважды тяжело ранен.

С 1948 и до последнего вздоха своей жизни (1970 г.) Василий Сухомлинский – бессменный директор Павлышской школы.

Учиться в школе Сухомлинского было легко и интересно. Он и его ученики придумали для нее специальное название: «Школа радости». Это означало, что обучение в такой школе должно приносить ученикам радость.

Сухомлинський является автором около 1200 произведений – рассказов и сказок для детей.

Слово учителя. Я думаю, что обучение в каждой школе должно приносить детям радость – радость познания чего-то нового и интересного. А много интересного вы видели в своей жизни? Например, вы видели, как задолго до рассвета солнца утренняя заря?

Дети. Не видели...

Учитель. А видели, как соловей пьет утреннюю росу?

Дети. Не видели...

Учитель. А как шмель чистит крылышки на цветке, в котором он спал ночью?

Дети. Не видели…

Учитель. А видели, как веселая букашка – солнышко – в теплый зимний день выглядит спросонья из-под коры: не пришла весна?

Дети. Не видели…

Учитель. Какие вы счастливые дети. Счастливые, потому вам есть что увидеть. Счастливые, потому что вас ждет много прекрасного. Вы счастливые, дети, потому что все это увидите в произведениях В. Сухомлинского.

Ученик 1. Давай поговорим о доброте,

о ценностях непреходящих, вечных,

о жизни, что так коротка и быстротечна,

о том, что мы давно уже не те.

Ученик 2. Мы разучились верить и мечтать,

мы перестали понимать друг друга,

нас закружила ненависти вьюга —

мы разучились сострадать.

Ученик 3. Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,

забыв о том, что существует счастье,

о том, что мир огромен и прекрасен,

в нем места хватит всем.

Давай поговорим о доброте!

«Город читателей»

Все рассказы и сказки Сухомлинского простые и понятные. Но читать их надо медленно, чтобы хорошо понять, что именно хотел сказать автор в каждом рассказе. (Беседа с учащимися)

Учитель. Дети, из каких источников вы узнаете о жизни людей, животных, растений? (Ответы детей: из книг. Книги учат, рассказывают, развивают творческое воображение).

Учитель. Вы заметили, что слова «школа» и «книга» имеют много общего? Что именно? (Ответы детей: Дают знания)

Учитель. А вы представляете школу без книг? (Ответы детей: нет). Поэтому в Сухомлинского является точное выражение «Школа – это прежде всего книга».

Просмотр книжной выставки «Сердце, отданное детям»

Станция Игровая

Учитель. Дети, скажите мне, пожалуйста, что веселится и грустит вместе с нами?

Оно есть у каждого человека. (Сердце). Положим руку на сердце. Послушаем, как оно стучит. Нам нужно выгнать всю злость из нашего сердца. Сейчас я вам дам листочек бумаги. Какого он цвета? (Черного) .Всю злость, которая есть в нашем сердце, давайте поместим на эту черную бумагу, мы его будем сильно мяты, сделаем такой ​​маленький, маленький шарик. У меня есть сумка-Добринка, закинем в нее всю свою злость. Вся злость осталась в сумке-Добринке. Мы с вами сразу повеселели и подобрели. Правда?

Остров Доброты

Учитель. Ребята, а как люди могут проявлять свою любовь, уважение друг другу? (Ответы детей). Одной из форм проявления чувств являются слова. Давайте сейчас каждый из вас по очереди скажет своему соседу добрые слова, которые ассоциируются с вашим соседом.

IV. Подведение итогов

Учитель. Путешествуя Страной Радости и Добра, мы узнали, что в ней есть город читателей, станция «Игровая» и остров Доброты.

А еще убедились, что лучше жить в той стране, где царят мир, радость, добро и согласие.

Да, ведь, по словам Сухомлинского «человек начинается с добра». И все произведения Василия Александровича проникнуты добром. Они обучают искусству быть человеком – добрым, честным, искренним, справедливым.

Слово учителя. Вот мы и побывали в необычной стране Радости и Добра, которую создал Василий Сухомлинский. После такого путешествия, не хочется возвращаться домой. Но мы должны вернуться. Садимся все в воздушный шар. Говорим слова.

-1,2,3 шар вверх подлети, донеси нас к облаков, к солнышку, к звездам.

- 1,2,3 нас домой верни.

   Вот и вернулись мы домой. Я надеюсь, что все мы будем творить добро и радость.

А закончить нашу встречу я хочу словами Великого учителя:

«С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда делаешь что-то плохое, недостойное».

Запомните эти слова на всю жизнь. Учитесь быть Настоящими Людьми.

V. Рефлексия.

Поочередно каждый из учащихся приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход занятия по заданному алгоритму:

• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

• причины состояния;

• оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

Просмотр клипа «Наша школьная страна» - 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации