К 100-летию К. Симонова «Жди меня...»
Памятник (Ребята в военной форме изображают памятник советскому солдату…) . Возлагаем цветы. Звучит песня «Ты же выжил, солдат»… идут кадры фильма)
Пролетели года, отгремели бои,
Отболели, отмаялись раны твои,
Но, великому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь
Говорят, что не плачет солдат - он солдат,
И, что старые раны к ненастью болят.
Но вчера было солнце и солнце сутра
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь
Посмотри же, солдат, - это юность твоя,
У солдатской могилы стоят сыновья
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце болит, или раны горят
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.
Ведущий:
- Пролетели года, отгремели бои,
Отболели, отмаялись раны твои,
Но, великому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
- Да, Великая Отечественная война – это уже для нас далекая история… И какое счастье, что только по воспоминаниям участников войны, фильмам, книгам мы узнаем, каким тяжелым испытанием была она для нашего народа…
Запись голоса Левитана о начале войны...
На фоне мелодии «Вставай, страна огромная»: Считается, когда говорят пушки, музы молчат. Но, по – видимому, это неверное утверждение. Искусство рождается из великой трагедии в не меньшей степени, чем из великого счастья. Доказательство тому – наши русские произведения искусства и литературы о Великой Отечественной войне. Количество их поистине необъятно. И многие из них появились именно в те далёкие, роковые дни, под грохот канонады.
Звучание музыки усиливается…
Группа ребят, которые изображали памятник по одному столбику читают стихотворение ( к ним могут присоединиться др. ребята, которые одеты в стиле тех лет…)
(Нарезка песен тех лет и кадры войны. Стихотворение инсценируем. На экране меняются кадры «Родина –мать зовет», заявления «прошу добровольцем отправить меня воевать»…. Ребята из зала изображают сцены прощания и идут к военкому с заявлением.) –минуты на 2-3
«Убей его»
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Звучит Марш «Славянка», разворачиваются и маршем уходят.
- С первых дней войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Более 400 литераторов не вернулось с полей сражения. Немало писателей прославили свои имена воинскими подвигами. Всем, кто прошёл «сквозь огонь и стужу», Симонов посвятил стихотворение «Корреспондентская застольная». Музыку к песне военных корреспондентов написал Михаил Блантер.
(Звучит песня «Корреспондентская застольная»)+ танцевальная группа.
Жив ты или помер -
Жив ты или помер - |
2. Ведущий : Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».
«Родина».
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1 ведущий: Константин Михайлович Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная Звезда». Тогда, в сорок первом, ему было 25. За плечами у него уже был Халкин - Гол, и сам себе он казался обстрелянным и бывалым. Лето 41 – го, когда наши войска отступали с тяжёлыми потерями, оставляя врагу сёла и города, заставило переосмыслить отношение к себе и окружающему миру.
2 ведущий: Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов посвятил своему другу и поэту Алексею Суркову. В нём автор передаёт переживания, которые испытал весь народ в эти годы, в нём боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных оставлять родную землю.
«Ты помнишь, Алёша…» учащиеся представляют в форме диалога (инсценируем)
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
…
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Звучит песня «В осеннем парке городском» Инсценировка.
Солдаты читают письма и мысленно уносятся в миную жизнь…
(1 –я сцена: «солдаты» читают письма. один из них поднимается – и вот уж мирная жизнь (на экране)- пара в костюмах довоенной поры танцует валь, .сделав нес-ко движений – опять читает письмо.
2-я сцена: дома за столом пьет молоко из крынки. Смеется. Мать прижимает сына. Крестит… – снова письмо…. Сцена с младенцем – укладывают спать. Палец к губам-тс…- письмо… дарит девушке осенние листья или платок - не доходит до ребят- падает)
2 вед.: 14 января сорок второго в «Правде» было опубликовано стихотворение Симонова, посвящённое В. С. . Секрета особого не было, кто такая В. С. - Валентина Серова, актриса театра и кино. Стихи назывались «Жди меня». Вернее, так называются теперь, в публикациях же названия нет, а просто В. С.
Стихотворение «Жди меня»
1 вед.: Не было, пожалуй, ни фронтовых, ни дивизионных газет, не перепечатавших «Жди меня». И всё – таки их не хватало, они переписывались и сотнями тысяч отправлялись в тыл – жёнам, невестам. Их носили с собой, как когда – то солдатскую ладанку, считалось, что строки эти оборонят и сохранят.
Ведущий 2: Те, кто вернулся и кого дождались, те поверили. Эти стихи можно вырвать только с памятью. Стихи убивали войну, её страх – вот в чём сила заклятья. В следующем, сорок третьем, на экраны вышел фильм «Жди меня». Главную роль исполнила в нём Валентина Серова.
Кадры из фильма.
Ведущий
-Женская преданность значима во все времена. Но во время войны любовь и верность обретают абсолютную ценность. И когда на фронт письмо приносит весть об угасшей любви и разрыве отношений - для солдата это обрушение твердыни под названием "дом". Да и вообще - часто жизнь рушится...
Ведущий.
-В одном из интервью на вопрос Симонову, что из написанного им во время войны и о войне он сам считает наиболее существенным, он ответил, что из стихов наибольшую пользу принесли "Жди меня..." "Они, наверное, не могли быть не написаны, - говорил Симонов. - Если бы не написал я, написал бы кто-то другой".
От себя добавлю: такую же роль сыграло и стихотворение "Открытое письмо»
( Инсценируем. композиция - кольцевая. звонок в дверь, жена открывает дверь. ей вручают письмо... начинает читать. свет освещает группу бойцов. которые составляют "Открытое письмо"... заканчивается все снова звоком в дверь и вручением письма)
Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.
Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.
Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.
Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.
Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал,
По счастью, вашего посланья.
Могу вам сообщить о том,Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.
Стоит звезда из жести там
И рядом тополь - для приметы...
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.
Письмо нам утром принесли...
Его, за смертью адресата,
Между собой мы вслух прочли -
Уж вы простите нам, солдатам.
Быть может, память короткаУ вас.
По общему желанью,
От имени всего полка
Я вам напомню содержанье
.Вы написали, что уж год
,Как вы знакомы с новым мужем,
А старый, если и придет,
Вам будет все равно не нужен.
Что вы не знаете беды,
Живете хорошо.
И кстати,Теперь вам никакой нужды
Нет в лейтенантском аттестате.
Чтоб писем он от вас не ждал
И вас не утруждал бы снова...
Вот именно: "не утруждал"...
Вы побольней искали слова
.И все. И больше ничего.
Мы перечли их терпеливо,
Все те слова, что для него
В разлуки час в душе нашли вы.
"Не утруждай". "Муж". "Аттестат"...
Да где ж вы душу потеряли?
Ведь он же был солдат, солдат!
Ведь мы за вас с ним умирали.
В отчизне нашей, к счастью, есть
Немало женских душ высоких,
Они б вам оказали честь -
Вам написали б эти строки
;Они б за вас слова нашли,
Чтоб облегчить тоску чужую.
От нас поклон им до земли,
Поклон за душу их большую.…
Мы ваше не к добру прочли,
Теперь нас втайне горечь мучит:
А вдруг не вы одна смогли,
Вдруг кто-нибудь еще получит?
На суд далеких жен своих
Мы вас пошлем.
Вы клеветали На них.
Вы усомниться в них
Нам на минуту повод дали.
Пускай поставят вам в вину,
Что душу птичью вы скрывали,
Что вы за женщину, жену,
Себя так долго выдавали.
А бывший муж ваш - он убит.
Все хорошо. Живите с новым.
Уж мертвый вас не оскорбит
В письме давно ненужным словом.
Живите, не боясь вины
,Он не напишет, не ответит
И, в город возвратясь с войны,
С другим вас под руку не встретит.…
Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье
.Не уважающие вас
Покойного однополчане.
По поручению офицеров полка
К. Симонов1943
(Читает учитель)…
Это будет,
Я знаю, быть может нескоро.
Ты войдешь бородатый.Сутулый. Иной..
Твои добрые губы
Станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется…Так иль иначе
Я пойму-это ты.Не в стихах, не во сне…
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу,
Как когда-то,
Уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй!»
Непривычной рукой по щеке проведешь…
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья…
Это будет нескоро.
Но ты придешь.
Последний кончился огарок,
И по невидимой черте
Три красных точки трех цигарок
Безмолвно бродят в темноте.
О чем наш разговор солдатский?
О том, что нынче Новый год,
А света нет, и холод адский,
И снег, как каторжный, метет.
Один сказал: «Моя сегодня
Полы помоет, как при мне.
Потом детей, чтоб быть свободней,
Уложит. Сядет в тишине.
Ей сорок лет — мы с ней погодки.
Всплакнет ли, просто ли вздохнет,
Но уж, наверно, рюмкой водки
Меня по-русски помянет...»
Второй сказал: «Уж год с лихвою
С моей война нас развела.
Я, с молодой простясь женою,
Взял клятву, чтоб верна была.
Я клятве верю,— коль не верить,
Как проживешь в таком аду?
Наверно, все глядит на двери,
Все ждет сегодня — вдруг приду...»
А третий лишь вздохнул устало:
Он думал о своей — о той,
Что с лета прошлого молчала
За черной фронтовой чертой...
И двое с ним заговорили,
Чтоб не грустил он, про войну,
Куда их жены отпустили,
Чтобы спасти его жену.
(Исполняет солист)
Давай споем, подруженька гитара,
Далек наш дом, где слушал я тебя.
Взял на войну тебя хозяин старый,
У нас с тобой одна судьба.
У нас с тобой одна судьба повсюду,
Все реже будем время коротать,
Тебя я успокаивать не буду,
Придется долго воевать.
Придется долго воевать, родная,
Сидеть в осаде, ночевать в степи...
Но мы придем домой, я это знаю,
Я точно знаю - потерпи.
Я точно знаю, потерпи, старушка,
Кругом война, а мы с тобой вдвоем,
Чтоб не мешать нам, затихают пушки,
Метель метет - давай, споем.
Давай споем, подруженька гитара,
Далек наш дом, где слушал я тебя.
Взял на войну тебя хозяин старый,
У нас с тобой одна судьба.
ВЕДУЩИЙ (2): Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…»
ВЕДУЩИЙ (1): Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
ВЕДУЩИЙ (2): И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. Только по поводу выхода в свет повести «Дни и ночи» Симонов получил тысячу писем. После показа на экранах страны документальных фильмов «Шел солдат…» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014 писем.
ВЕДУЩИЙ (1): Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя.
ВЕДУЩИЙ (2): Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.
ВЕДУЩИЙ (1): Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.
ВЕДУЩИЙ (2): Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.
(Демонстрация видеофрагментов из кинофильма «Живые и мертвые».)
ВЕДУЩИЙ (1): Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое.
ВЕДУЩИЙ (2): По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.
ВЕДУЩИЙ (1): И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
ВЕДУЩИЙ (2): «Островом верной земли, где можно перевести дыхание, набраться сил перед следующим плаванием по бурному морю жизни» назовет Симонова актер Михаил Ульянов. «Ну, а если потерпишь кораблекрушение, то такие острова примут тебя».
ВЕДУЩИЙ (1): Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…
ВЕДУЩИЙ (2): Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
ВЕДУЩИЙ (1): Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.