Внеклассное мероприятие к 255-летию И. А. Крылова
Внеклассное мероприятие к 255-летию И. А. Крылова.
Цель: – расширить знания учащихся о творчестве великого русского баснописца;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать творческую и познавательную активность учащихся;
- воспитывать интерес к литературе, к слову;
- воспитывать доброту, честность, справедливость.
Для учащихся: 5-8 классов
Форма внеклассного мероприятия: игра.
Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- портрет И. А. Крылова;
- эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
- выставка книг
- иллюстрации к басням
Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Ход мероприятия
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
(Отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица)
- Ребята, кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов)
- Правильно. Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Посмотрите на доску (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Иван Андреевич. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?
Биография Ивана Крылова
А сейчас мы немного поговорим о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова..
Детство и юность
Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Ранее творчество
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А. О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
Издательская деятельность
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».
Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Последней работой писателя была подготовка в печать 1843 году полного собрания его басен. Иван Андреевич Крылов скончался 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Причиной его смерти стало двустороннее воспаление лёгких.
Иван Андреевич Крылов написал больше 220 басен.
В одних он поднимает вопрос русской действительности, в других – обличает пороки людей, в третьих – просто рассказывает стихотворные анекдоты.
Многие метко замеченные крыловские выражения со временем прочно обосновались в нашей речи.
Басни, написанные им очень понятны народу и общественности. Они созданы для всех, а не только для высокообразованной интеллигенции. При жизни автора продали около 81 тысячи экземпляров изданных сборников басен. Для России на то время это – небывалое явление.
Мы смеемся над героями басен, ведь они бывают разными. Потешными и глупыми, хитрыми и злыми. У каждого свой порок, который и высмеивает Иван Крылов.
Каждый человек сам имеет право выбирать кем ему быть и какой дорогой идти, но стоит признать что все мы отвечаем друг за друга и все, что творится вокруг.
Народная мудрость гласит:
Выступают ученики с подобранными пословицами:
1: Береги платье снову, а честь смолоду.
2: Выгода на миг, доброе имя навек.
3: Платье черненько, да совесть беленька.
1: Работай боле, тебя помнить будут доле.
2: По заслугам и честь.
Учитель: Ребята, как вы понимаете эти пословицы?
Ответы ребят
Учитель: Басни Крылова учат нас быть честными, добрыми, благородными, справедливыми. Они помогают нам осознать что является добром, а что злом и как нужно себя вести.
Угадай отрывок из басни (учитель зачитывает отрывки, а дети угадывают название произведения.)
1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)
2) «… Ну что же!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)
3) «…Вот то-то мне и духу придаёт
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)
4) «…За что же, не боясь греха
Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)
5)Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.(«Квартет»)
Литературный крокодил (каждый ученик по очереди показывает героев басен Крылова, а остальные дети отгадывают)
- «Ворона и лисица»
- «Лиса и виноград»
- «Волк и ягненок»
- «Трудолюбивый медведь»
- Мартышка и очки»
- Кот и повар»
Назови басни по иллюстрациям
(«Ворона и лисица»)
(«Квартет»)
(«Мартышка и очки»)
(«Слон и Моська»)
(«Кот и повар»)
«Кто лишний?».
Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.
Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»),
Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»),
Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»),
Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»),
Крыса, Мышь, медведь («Мышь и Крыса»),
Инсценировка басни Мартышка и Очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Заключение.
Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Спасибо за то, что внимательно нас слушали и принимали участие в конкурсах.
Спасибо Ивану Андреевичу Крылову за его басни, которые и до сегодня пользуются популярностью! До новых встреч!