12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алена16 |
К. Ушинский "Дети в роще"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла»
Конспект урока в 3 классе по литературному чтению на тему
«К. Ушинский «Дети в роще»
Разработала:
Учитель начальных классов
Сарыглар Алена Валентиновна
Кызыл 2018
Тема урока: К.Д.Ушинский «Дети в роще»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: раскрытие рассказа и его осмысление через умение работать с текстом
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения
Развивающие:
развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду.
Планируемые результаты:
Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование –
Ход урока.
I.Организационный момент.Психологический настрой
Звучит мелодия
-Послушайте пение птиц, журчание ручья, шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде.Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам массу положительных эмоций и вдохновения.
II. Мотивация детей к уроку
-Ребята, я предлагаю наш урок начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Антошка». Прошу Вас смотреть внимательно.
-Кто главный герой?
-Скажите, какой у нас главный герой? Чему нужно Антошке научиться? (Главный герой ленивый, неряшливый, не умеет дружить…Антошке следует научиться уважать товарищей, уметь быть и работать в команде, уважать чужой труд).
-Конечно, Антошке следует завести друзей, любить и уважать чужой труд, принимать точку зрения товарищей, взаимодействовать с товарищами.
-А среди вас есть ребята, которые не умеют дружить?
-Ведь дружба – это не только друзья, но и верность, доверие, уважение и труд
-Мы с вами научим главного героя хорошим манерам, изучая новый рассказ.
III. Сообщение темы урока.
. А кто автор произведения, мы узнаем, выполнив следующее задание. Я прошу выйти ко мне тех ребят, у которых есть буквы на спине. А задача остальных товарищей из предложенных букв составить фамилию автора.-Хорошо, молодцы. Скажите, какие качества вам помогли выполнить задание? (Умение слушать друг друга, умение сотрудничать и взаимодействовать).-Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Ушинского «Дети в роще»
IV. Работа над новой темой.
Стадия вызова
-Мы с вами пока не читали рассказ, поэтому мы пока не знаем события, но попробуем спрогнозировать события, которые происходят в рассказе по ключевым словам и восстановить их.
Брат и сестра, в школе душно, скучно, в роще прохладно, бросили азбуки в траву, птички пе-ре-пар-хи-ва-ли, насекомые су-е-ти-лись…(зачитываются ответы детей, сравниваются)
Чтение текста до первой остановки (белые листы)
-Давайте проверим наши предположения вместе со мной, читая текст в голубых листах.
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
- Знаешь что? - сказал брат сестре. - В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Задаются вопросы по отрывку:
-Скажите, совпадают ли события, описанные в рассказе с нашими предположениями?
-Кто главные герои рассказа?
-Куда отправились дети?
-Попали ли дети в школу?
-Почему дети не попали в школу?
-Давайте проанализируем поступок детей с помощью метода 6 шляп. В данном случае у нас белая и красная шляпы. Что означает белая шляпа? И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию. (В тексте говорится о том, что дети не пошли в школу, а гуляли в роще). А о чем говорит красная шляпа? Красная шляпа – это эмоции, ощущения, переживания, которые возникли при чтении текста.
-А теперь вместе с детьми погуляем по роще.
V. Физминутка.
Видишь, бабочка летает,(Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
Задень, за два и за месяц...(шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
VI. Работа с текстом.
Чтение текста до второй остановки (желтые листы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте текст.
Прежде всего, дети увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, - сказали дети жуку.
- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
- Поиграй с нами, - сказали дети желтой мохнатой пчеле.
- Некогда мне играть с вами, - отвечала пчелка, - мне нужно собирать мед.
- А ты поиграешь ли с нами? - спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: - Строю гнездо для своих маленьких деток.
Задаются вопросы:
-Кого дети встретили в роще?
-Кто из животных с ними поиграл?
-Почему?
-Какого развития событий вы ожидаете дальше?
-Вернемся к нашим шляпам. Возьмите белую шляпу и найдем из текста факты (золотой жук добывал обед, мохнатая пчелка собирала мед, муравей строил жилье, белка запасала орехи на зиму, голубь строил гнездо).А теперь красную шляпу. Какие ощущения и эмоции у вас возникли при чтении текста.
-Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)
VII. Работа с текстом.
Чтение текста до третьей остановки (Белые листы).
-А теперь прочитайте текст на белых листах.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
- Тебе уж, верно, нечего делать? - сказали ему дети. - Поиграй же с нами!
- Как! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей. - Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! - прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Задаются вопросы:
-Кого дети встретили у ручья?
-Почему рассердился ручей?
-Как он их назвал? Найдите в тексте.
-Согласны ли вы с ручьем?
-Какую работу выполняет ручей?
-А теперь скажите, как себя чувствовали дети? А как они себя чувствовали в начале рассказа?
Чтение текста до четвертой остановки (зеленые листы)
-Достаньте зеленые листы и прочитайте текст.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
- Эй ты, веселый запевала! - закричал малиновке мальчик. - Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
- Как, - просвистала обиженная малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать…
Задаются вопросы:
-Кого встретили дети?
-Что сказала малиновка? Малиновка-это птица, еще одно название зарянка
-Вот она на экране.
-Как стали чувствовать себя дети?
- О чем они подумали?
-Каким вы видите финал рассказа? Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).
-Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело»
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
-Посмотрите на удивительное дерево, которое растет в той роще. Давайте возьмем бабочки и положим их на ладошки, чтобы мы никогда не позволяли себе совершать плохие поступки, ведь говорят все в твоих руках.
-Спасибо всем за урок. Надеюсь, урок дал вам много нового и интересного.