Методические рекомендации «Как демотивировать студента изучать английский язык»
КАК ДЕМОТИВИРОВАТЬ СТУДЕНТА ИЗУЧАТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Как демотивировать студента изучать английский язык. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Преподавателю английского языка важно знать способы мотивировать студентов на изучение английского языка. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию распространённых ошибках педагогов, ведущих к демотивации изучения английского языка. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 |
Как демотивировать студента изучать английский язык
Преподаватели-профессионалы всегда заинтересованы в том, чтобы мотивировать своих студентов, помочь им добиться поставленных целей. Однако, педагог может совершать ошибки, которые полностью или почти полностью отобьют желание учащихся изучать дисциплину. Рассмотрим причины демотивации студентов – позволим себе взгляд изнутри.
1. Преподаватель постоянно сравнивает студентов с другими.
Для человека естественно сравнивать себя с другими людьми, что может неосознанно перенестись педагогом на студентов. Может возникнуть мысль, что сравнение воодушевляет настроиться и вникнуть в учебный процесс, способствует появлению соревновательного духа. Однако, это происходит недолго. Преподаватель сравнениями не добьется ничего, кроме противоречия. Студент, который не достиг заданного уровня, может сравнивать себя с менее успешными однокурсниками: «У меня тройка, а у Лизы вообще двойка». Если и допускать сравнения, то только с самим собой в прошлом, замечая и отмечая даже небольшой прогресс. Помогает визуальная фиксация – заметки, журнал, блокнот с достижениями студентов, к которым можно возвращаться с определённой периодичностью, показывать успехи и не скупиться на похвалу. Вспоминаю сожаление одной учебной группы, которая жаловалась, что некоторые преподаватели сравнивают их с другими учебными группами – студентам было неприятно.
2. Преподаватель даёт дополнительные задания в качестве наказания.
Часто данную ошибку совершают родители при возникновении трудностей, когда учащийся плохо выполняет задание и в качестве наказания получает их еще больше. Страх повторного совершения ошибки и неизбежного последующего наказания ведёт к еще более худшим результатам, что обусловлено деятельностью мозга. При возникновении напряжения, страха, отрицательной эмоции, которую мозг определяет как опасность, в теле распространяются сигналы для осуществления лучшей защиты. В свою очередь, подобная защита ведёт к блокировке кратковременной памяти, что в результате может привести к тому, что человек боится быть неидеальным и из-за этого страха в итоге теряет интерес ко всему. Это касается как детей, так и взрослых студентов – если педагог исправляет ошибки после каждого сказанного слова и угрожает большим количеством домашней работы, то студент неизбежно начнёт сомневаться, нервничать и вообще перестанет высказываться, будет молчать. В такой игре в молчанку педагогу станет очень трудно добиваться ответов, порой вообще невозможно.
3. Преподаватель использует неактуальные темы.
Чем яснее студенты осознают актуальность учебного материала для своих интересов и будущей профессиональной деятельности, тем лучше учатся. Преподаватель может игнорировать данный факт и использовать подход слепого доверия студентов к отбору преподавателем изучаемых тем: «Да, вы пока не понимаете, зачем это вам и для чего, но потом, пройдут годы, и вы осознаете, поверьте мне, зачем вам это было нужно. Поверьте, это нужно изучить». Подобная педагогическая позиция замотивирует студентов только на положительные оценки, но особого вдохновения к учёбе не вызовет. Это совсем не значит, что педагог должен подвергать каждый раз радикальной корректировке тематический план, рабочую программу. Нужно быть просто внимательным и наблюдательным, видеть возможные улучшения, которые реально внести в содержание учебного материала в определённое время.
4. Преподаватель спешит на занятии.
Например, педагогом составлен план на два академических часа, но в середине пары, в небольшом перерыве в пять минут он понимает, что успеть пройти весь запланированный учебный материал возможности нет. Возникает суета. Преподаватель начинает произносить реплики очень быстро, порой совершая ошибки, вызывая непонимание у студентов.
Если в осуществлении плана занятия произошёл сбой, эффективно сказать студентам, что в следующий раз вы продолжите изучение и попутно вспомните новую изученную лексику. Либо есть альтернатива – задать подготовленные учебные материалы в качестве домашнего задания и обсудить полученные результаты на следующем занятии. Принцип «качество – не равно количество» очень хорошо сработает в качестве противодействия демотивации.
5. Преподаватель путает своих студентов.
При знакомстве со студентами на первых занятиях полезно записать важную информацию про них. Мне очень помогают в этом отношении презентации ребят “Ten Facts About Me”. Если мы путаем факты о студенте, его интересы и даже имя, он может посчитать педагога невнимательным, посчитать, что его персона неинтересна. Всем известно, как для каждого человека важна его личность – и здесь дело не в себялюбии, а в уважении.
6. Преподаватель не даёт студентам высказываться.
Если вдруг студент начинает на занятии заниматься каким-то свои делом или говорить что-то не по теме на русском языке, совет преподавателям – не спешить раздражаться и ругать.
Иначе учащиеся могут подумать, что они вам совсем неинтересны и их мнение совершенно не важно. Продуктивнее дать студенту несколько свободных минут от учебного процесса для отвлечения, а затем мягко вернуться к теме занятия.
7. Преподаватель запугивает будущим.
Эта ошибка свойственна не только педагогам, но и родителям. Классическая фраза про дворника – если не учиться хорошо, то станешь по профессии именно им. Она известна всем, но ее польза вызывает очень большие сомнения и часто приводят к совершенно противоположным результатам. У студентов возникает установка, что они не смогут добиться чего-то в жизни, теряют интерес к учёбе, а иногда могут дерзко ответить, что именно дворниками и мечтают быть. Порой студенты колледжа даже могут не осознавать ценность образования, хотя она столь очевидна, цель близка, пренебрежительно высказываться о дипломе как о «бумажке». Им нужен в том числе успех в данный момент, а не протяжённостью в несколько лет. Поэтому важно поддерживать студентов в выборе темы, чтобы дать им почувствовать важность их интересов.
8. Преподаватель продолжает объяснять сложные темы, когда ученики устали.
И у преподавателей, и у студентов бывают периоды, особые дни, когда новая сложная информация воспринимается тяжело, даже если она легко и подробно объясняется. Если студенты признаются, что очень устали после других пар, не стоит заверять их, что скоро все закончится и нужно только потерпеть – в таком случае они только и будут думать об окончании занятия или почувствуют, что ничего не получается и желание что-то воспринимать совсем исчезнет.
Вместо объяснения одного и того же сложного учебного материала педагог может провести разминку, дать студентам возможность заниматься тем, что у них очень хорошо получается, поиграть с ними, посмотреть фрагмент кинофильма на английском языке.
Существует постулат, который пока никому не удаётся оспорить: «Лучше всего получается то, что интересно». Используя данный принцип, преподаватель избежит ситуации, когда студенты только и смотрят на часы, ждут окончания пары – так как они не почувствуют перенапряжения.
9. Преподаватель ведёт занятие без энергии.
Подготовлена тематическая декорация, прекрасного дизайна и содержания презентация, расписан план-конспект занятия и технологическая карта, а преподавателя покинули силы. Даже первые две составляющие перечисленных элементов не спасут занятие. Если у педагога нет никакого энтузиазма, отсутствует энергия, атмосфера всегда пассивна – это неизбежно отобьёт воодушевление заниматься. Если у преподавателя нет интереса, то какое может быть вдохновение у студентов? Вовлечение обучающихся происходит не только при помощи интерактивных заданий, игр, отвечающим интересам студентов материалом, но и благодаря преподавательской энергии. Педагог, у которого есть свет в глазах, который живёт своей профессией и считает ее призванием, постоянно применяет свои идеи и знания, сможет работать и мотивировать даже самого безнадёжного студента.
Учащиеся – будь то дети или подростки, всегда перенимают положительный настрой преподавателя, помогающий также активно включиться в учебный процесс.
Преимущество профессии преподавателя в том, что ему, как профессионалу, всегда есть куда развиваться и расти. Чтобы избежать плачевной ситуации превращения в демотиватора для студентов, полезно быстро делать записи во время занятия. Например, можно заметить, что студент после определенных слов или короткого разговора стал хуже отвечать и его внимание ослабело, желательно зафиксировать у себя этот момент и чуть позже к нему вернуться – будет возможность определения и исправления проблемы, однако не стоит слишком увлекаться и упрекать себя на каждом шагу.
Стремление познавать новое и развиваться словно заложено в нас самой матушкой природой, как жизненная потребность живого создания. Нам, преподавателям, нужно избегать серьёзных ошибок и поддерживать желание учиться в студентах.