«Как хорошо уметь читать. Литература зарубежных стран»
Сарычева Елена Вячеславовна
МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Учитель начальных классов
Литературное чтение
2 класс
Урок № 121 «Как хорошо уметь читать. Литература зарубежных стран»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. 2023 год издания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (в паре), коллективная.
Дидактическая цель урока: формировать читательскую грамотность, развивать мышление, воображение, креативность.
Предметная цель урока: познакомить обучающихся с новым произведением зарубежной литературы, познакомить с новым автором.
Планируемые результаты:
личностные:
формировать положительную мотивацию к чтению;
осознавать ценность литературных произведений;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
предметные:
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям.
метапредметные:
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии:
технология проблемного обучения
игровые технологии.
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
ЭОР: презентация к уроку.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока
№ | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемая деятельность |
1 | Организационный. | Психологически настраивает учащихся класса на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует учащихся. Здравствуйте, ребята! - Начать наш урок я бы хотела со слов великого философа Сенека «Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все так страшно». Как вы понимаете смысл данного изречения? - Верно. Сегодня на уроке мы совершим первый шаг навстречу новому. | - приветствуют учителя; -высказывают варианты ответов на поставленный вопрос. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. |
2 | Подготовка к восприятию. | Начнем наше занятие с небольшой разминки. Работаем дружно. Можете отвечать хором. Сейчас на экране появится видео с разными словами. Вам необходимо назвать цвет этих слов. | Дети выполняют задание. Цвет первого слова можно назвать вместе. | Такие задания отлично влияют на концентрацию и развитие внимания, подготавливают детей к внимательному чтению. |
3 | Постановка темы урока через проблемный вопрос. | Посмотрите на экран. (слайд 2) Прочитайте слова про себя. Какой общей темой объединены эти слова? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия? Отвечаем полным предложением. Да, сегодня мы будем говорить о театре. (слайд 3). Какие еще ассоциации возникли у вас при слове театр. Кто из вас был в театре, поднимите руку. Давайте вместе представим, что скоро нам предстоит пойти в театр. Вместе с вами выберем спектакль.(слайд 4) Перед вами яркие афиши. Каждую рассмотрим отдельно.
(слайд 5) Прочитайте название спектакля. Найдите дату проведения, найдите и прочитайте место проведения. Можем ли мы пойти на этот спектакль? (слайд 6)Прочитайте название спектакля. Найдите дату проведения, найдите и прочитайте место проведения спектакля. Можем ли мы пойти на него? (слайд 7)Прочитайте название спектакля. Найдите дату проведения, где будет проходить спектакль. Можем ли мы пойти на этот спектакль? Правильно. Нам него мы можем | Дети называют варианты ответов. Называются варианты ответов. Ответы детей Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения Смурфики 25 января Г.Кингисепп Нет, так как этот спектакль уже прошел. Тайна оловянного солдатика 7 апреля Г.Москва Нет, так как место проведения находится в другом городе. Кто такая Ухти – Тухти 26 марта Г.Кингисепп. Дети могут назвать полный адрес проведения мероприятия. | Дети самостоятельно раскрывают тему урока через опорные слова. Формируем умение работать с информацией, оформленной в виде не сплошного текста, умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе. |
4 | Знакомство с биографией автора. | Вам знакома эта сказка? Как думаете это сказка авторская или народная? Эту сказку написала Беатрис Поттер. Значит сказка какая? (слайд 8) (Раздаются листы). Я прочитала про увлекательную жизнь писательницы. Предлагаю вам познакомиться с биографией. Положите перед собой рабочий лист. Читая биографию, вы узнаете ответы на следующие вопросы. (слайд9) Подчеркивайте ответы тем цветом, каким выделен вопрос. По готовности показываем сигнал. На это задание 2 минуты. Приступаем. Ответы детей. У кого другой ответ? Молодцы. Вы очень внимательно читали текст и смогли найти ответы на вопросы. Предлагаю вам оценить себя. Раскрасьте столько кружков в светофоре. Сколько у вас правильных ответов. Теперь придумайте свои вопросы по биографии Беатрис Поттер. На обдумывание полминуты. (слайд 10) Молодцы. Ваши вопросы были интересными и соответствовали содержанию текста. | Ученики называют варианты ответов. Сразу вспоминают, чем авторская сказка отличается от авторской. Ученики выполняют задание. По готовности показывают зеленую карточку. Заслушиваются варианты детей. Учащимся заранее напечатан светофор на рабочем листе. Учащиеся предлагают свои варианты ответов по биографии автора. | Работа с публицистическим стилем текста, развиваем умение ориентироваться в тексте, умение находить ответы на конкретные вопросы. Учимся составлять вопросы по содержанию текста. |
5 | Физкультминутка | День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами). «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Физминутка выполняется стоя. | Происходит переключение внимания с одного вида деятельности на другой. |
6 | Работа с деформированным планом . | Эту книгу я читала, когда была еще маленькой, сейчас читаю ее своим детям. Из 1 главы выписала для вас цитаты. Возьмите отдельный лист. Ваша задача прочитать и зачеркнуть лишнее слово в предложении. Это работа в парах. Можете обсуждать друг с другом варианты. На это задание дается 1 минута. Приступаем к проверке. Молодцы, вы понимаете смысл прочитанных предложений. Теперь я предлагаю всем выйти к доске и вместе расположить эти предложения по порядку так, чтобы у вас получился цитатный план первой главы. Работайте сообща. На обсуждение 2 минуты Обсуждение плана. У меня есть страница из книги. (слайд 11) Раскройте рабочие листы. Проверим вместе. Цитаты выделены жирным шрифтом. | Один учащийся читает, как было написано. Говорит, какое слово лишнее. Второй ученик читает, что получилось. Несколько учеников работают у доски, остальные дети помогают, высказывают свои предположения. Происходит самопроверка. После этого 1 или несколько учеников, в зависимости от количества ошибок, выходят к доске и меняют пункты плана местами. | Учимся связывать единицы информации, умение понимать лексическое значение слова в основе контекста. Развиваем логическое мышление, умение понимать содержание информации и восстанавливать деформированный текст. |
7 | Работа с текстом. | Предположите, кто это Ухти – Тухти? Что будет дальше? Этой истории 119 лет. Ее читали многие дети, по ней ставят спектакли. Люди оставляют отзывы, я прочитала много отзывов и взяла один из них. Ваша задача внимательно прочитать отзыв и запомнить содержание. Кто прочитает, поднимает сигнальную карточку. (слайд 12) Люси была очень внимательной и наблюдательной девочкой, которая могла заметить любые мелочи. Посмотрим, насколько внимательны вы. Возьмите лист, вспомните, о чем вы прочитали. найдите и подчеркните несоответствия с 1 вариантом. (слайд 13). В это время правильный текст исчезает на экране. По готовности показываем сигнал. Проверка с экраном (слайд 14). Кто нашел только 1 несоответствие? 2? 3? А кто нашел все 4 несоответствия? Вы внимательно читали и запомнили содержание текста. Молодцы. | Дети высказывают свои мнения. Ученики прочитывают текст и поднимают зеленую карточку. Самостоятельная работа с текстом. Взаимопроверка. Ученики называют варианты ответа, дополняют друг друга. | В этом задании мы развиваем у обучающихся память, внимательное чтение. |
8 | Рефлексия деятельности | Мы посмотрели афишу, узнали про автора, составили план первой главы. У кого появилось желание еще больше узнать о героях этой книги? У кого появилось желание прочитать книгу? Значит у меня получилось добиться своей цели. У нас в классе на книжной полке добавляется еще одна книга. Каждый из вас сможет самостоятельно ее прочитать и узнать, кто же такая Ухти_тухти и почему Люси кричала. А теперь я прошу оценить вас свою работу на уроке. Раскрасьте солнышко, которое соответствует вашим эмоциям. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
9 | Сообщение домашнего задания | Прочитать произведение «Кто такая Ухти-Тухти», | Дети записывают задание в дневник | |
Приложение 1
Биография автора.
Беатрис Поттер —писательница, художник, родилась 28 июля 1866 года в Англии.
В 14 лет Поттер начала вести дневник, который стал основой её литературных произведений.
«Сказка о Кролике Питере» вышла в свет 2 октября 1902 года и сразу стала популярной у маленьких читателей.
После успеха первой книги Поттер написала истории о портном из Глостера, бельчонке Тресси и его хвосте, коротышке Ухти-Тухти
Беатрис была учёным. Она любила изучать животных и насекомых, писала научные статьи.
Первые сказки Беатрис были не про кроликов, а про грибы.
До 30 лет Беатрис вела личный дневник, тщательно его зашифровывая. Секретный код к её записям удалось подобрать только спустя 20 лет после её смерти.
Вопросы на слайде.
В какой стране родилась Беатрис Поттер?
Какими профессиями владела Беатрис Поттер?
Что было героем первых сказок Беатрис Поттер?
Приложение 2
Цитаты из произведения с лишними словами.
Жила-была девочка, которую нарисовали звали Люси.
Однажды Люси неправильно выбежала во двор и закричала.
Тогда Люси вышла за калитку и посмотрела на морскую гору.
Люси все шла и вдруг увидела ручей, который стоял бежал с горы.
Люси постучала в дверь и сидя вошла.
И тут она громко увидела маленькую коротышку по имени Ухти – Тухти.
Приложение 3
Цитатный план на доску. Для детей расположен в хаотичном порядке.
Жила-была девочка, которую звали Люси. |
Однажды Люси выбежала во двор и закричала. |
Тогда Люси вышла за калитку и посмотрела на гору. |
Люси все шла и вдруг увидела ручей, который бежал с горы. |
Люси постучала в дверь и вошла. |
И тут она увидела маленькую коротышку по имени Ухти – Тухти. |
Приложение 3
Исправленный отзыв неверный для детей
Моя любимая детская книжка. Мне её привезли на немецком языке в 1956 году. Очень поучительная книжка, особенно для взрослых. Учит быть опрятным, аккуратным, не разбрасывать свои игрушки. Помогать бабушке. Быть добрым и заботливым.
Приложение 4
Страница из произведения
Жила-была девочка, которую звали Люси. Она жила на хуторе Литтлтаун, что по-английски означает «Маленький городок». Люси была хорошая девочка, только она почему-то всегда теряла свои носовые платочки. Однажды Люси выбежала во двор и закричала: Тогда Люси спросила курочку: Тогда Люси вышла за калитку и посмотрела на гору, которая начиналась прямо за хутором. Гора была такая высокая, что облака закрывали её верхушку. И вдруг Люси показалось, что на склоне, в траве, что-то белеет. «Не мои ли это платочки?» — подумала она и | побежала в гору так быстро, как только могли бежать её коротенькие ножки. Она карабкалась по крутой тропинке всё выше и выше. Скоро Литтлтаун остался далеко внизу, и его домики казались совсем крошечными. Люси всё шла, шла и вдруг увидела ручей, который бежал с горы. Люси заметила что-то очень интересное. Прямо перед ней, в скале, была дверь. Люси постучала в дверь и вошла. Угадайте, что же она увидела? Она увидела маленькую коротышку по имени Ухти – Тухти. В кухне приятно пахло свеже-выглаженным бельём. Возле гладильной доски, держа утюг, стояла кругленькая коротышка и испуганно смотрела на Люси. |