Статья «Как организовать и провести урок по технологии учебного исследования?»
В структуре урока по технологии учебного исследования выделяют следующие этапы:МотивацияСамоопределение к деятельности.Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.«Хочу, потому что смогу».У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.Актуализация знанийЦель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.Создание проблемной ситуацииЦель: создание затруднений в индивидуальной деятельности учащихся через различные приемы.Постановка проблемы исследованияЦель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»), выявление и фиксация во внешней речи причин затруднения, осознание учебной проблемы.Определение темы исследованияВыход на тему урока, исходя из формулировки проблемы.Формулирование цели исследованияОпределение цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы?Выдвижение гипотезыПредставление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом в своих рассуждениях учащиеся должны идти от следствия к причине.Проверка гипотезы Определенные действия по разработанному алгоритму (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов; составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей и др.)Интерпретация полученных данныхСоотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями.Выводы по результатам исследованияПрименение новых знаний в учебной деятельностиОцениваниеПодведение итогов урокаДомашнее задание
Исследовательская деятельность на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы (под проблемой мы понимаем теоретический или практический вопрос, требующий разрешения) и выбор темы исследования – определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующая ступень – выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом, в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате эксперимента данные учащиеся должны интерпретировать. Анализ данных показал, что … В заключении необходимы оценка, оформление результатов работы и выводы из них.Некоторые учебные примы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:выделение основной проблемы в предложенной ситуации,определение темы и цели исследования,формулирование и отбор полезных гипотез,определение пригодности выбранных для проверки гипотез,разграничение допущений и доказанных положений,планирование эксперимента для проверки гипотезы,анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них,планирование результата, проведение эксперимента,конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта,составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования, графическое изображение законов, правил,установление связи полученных данных с поставленной проблемой,систематизация фактов, явлений,использование обобщения и абстрагирования, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализма,решение задач в новой ситуации,написание творческих сочинений, работ.Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования.По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся должны остаться следующие записи:Проблема …Тема исследования …Цель исследования …Гипотеза …Подтверждение гипотезы …Вывод …Информация по решению проблемы, практическое применение и перспектива дальнейшей разработки …Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.