Как сделать декаду науки и творчества привлекательной для обучающихся и учителей?
Как сделать декаду науки и творчества привлекательной для обучающихся и учителей?
Брашко Евгения Владимировна,
Некрасова Марина Леонидовна,
Селин Павел Александрович,
учителя МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга
Информационные перегрузки, повышенная стрессогенность, малоподвижный образ жизни, способствовали изменению мотивации образовательной деятельности [3].
Согласно исследованиям Е.Л. Аршинской [1], в общеобразовательных школах, в том числе и с углубленным изучением отдельных предметов, с каждым годом обучения возрастает ощущение невозможности справиться с учебной нагрузкой. Получают положительные эмоции в процессе обучения лишь до 17% учеников общеобразовательных школ, 21% школ с углубленным изучением предметов и 31% учащихся лицеев и гимназий. От 68% до 72% девятиклассников всех типов образовательных учреждений ощущают, что педагоги не считаются с учебной нагрузкой по другим предметам.
К 9 классу в шесть раз возрастает группа школьников, дополнительно занимающихся, обязательными для прохождения ГИА, русским языком и математикой, а также предметами по выбору, которые они планируют сдавать на ОГЭ, при этом не менее 46% девятиклассников посещают дополнительные занятия по иностранным языкам и 14,2% – по другим учебным дисциплинам [4]. В качестве одной из причин трудного усвоения учебного материала 45,5% учащиеся называют отсутствие интереса к предмету [Там же].
Повышенная учебная нагрузка и интенсификация образования приводит к развитию хронического переутомления. Состояние переутомления приводит к повышенной раздражительности, агрессивности, напряженной обстановке в классе, конфликтам с учителями [2]. У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью из-за резкого падения интереса к учению [5].
С целью создания благоприятного психологического климата для образования и развития обучающихся средствами системы мероприятий в рамках школьной декады науки и творчества в нашей школе был реализован инновационный проект «Ешкосчет учащихся как одно из средств формирования благоприятного климата в школе, повышение познавательного интереса и качества знаний обучающихся 1-11-х классов»
Актуальность проблемы заключается в том, что в наиболее психологически тяжелый период обучения школьников в середине года, в середине самой большой третьей четверти учащимся необходимо создать благоприятные психолого-педагогические условия для сохранения познавательной активности и мотивации обучения.
Согласно нашей педагогической практике, реализуемой в ходе декады науки и творчества, учащимся создаются условия, способствующие положительным эмоциям, создаются ситуации успешности, повышения уверенности в собственных силах. Система мероприятий учитывает, как образовательные потребности обучающихся с 1 по 11 классы, так и психолого-педагогические дефициты в работе учителя.
Целевая аудитория: учащиеся с 1 по 11 класс, педагогические работники школы, партнеры.
Новизна и уникальность предложенной педагогической практики заключается в системе мероприятий, которые тесно связаны с накопительным электронным "ешкосчетом" учащихся.
В течение декады науки и творчества педагогическим коллективом для каждой параллели с 1 по 11 классы подготовлены мероприятия различной направленности, в том числе интеллектуальные, творческие, спортивные; единоличные и командные, то есть учитываются разнообразные формы работы: практико- ориентированные, проблемные, работающие на расширение кругозора и переключение внимания, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы и др. Обязательно разнообразие мероприятий, которые рассчитаны для вовлечения в процесс как высокомотивированных, так и низкомотивированных к изучению предметов обучающихся. Школьникам предлагаются не только квесты, викторины, подготовка мини-проектов, докладов и презентаций, но и просмотр кино- и мультипликационных фильмов, видеосюжетов, с последующим анализом или высказыванием собственного мнения, возможность представить инфографику, рисунок, созданный самостоятельно или с помощью нейросети. Обязательно включаются спортивные мероприятия, физкультминутки, флешмобы. Повышение общей двигательной активности учащихся путем использования в режиме учебного дня гимнастики, физкультпауз, подвижных игр, адекватное увеличение физической активности и занятий спортом во внеклассное время являются мощным средством, которое содействует повышению работоспособности, препятствует утомлению, повышает функциональные возможности организма детей и подростков [6]. Пример школьного плана мероприятий декады науки и творчества для обучающихся 1-11-х классов за 2023 год можно посмотреть по ссылке - https://docs.google.com/document/d/1sCNVWwabiHt72uBMcC4r1BK079Wj0qy spl4Qs1jkLok/edit?usp=sharing
Мероприятия проводятся как на уроках, так и во внеурочное время (после уроков, до уроков, на переменах), а также в дистанционной форме, с возможностью выполнить задание дома и отправить в электронном виде или принести в назначенное время учителю. Как правило, учителя разрабатывают мероприятия с учетом индивидуальных особенностей параллели, отдельных классов и отдельных учащихся. Учителя при составлении рабочих программ учитывают, что в третьей четверти пройдут мероприятия декады и имеют возможность заранее скорректировать свое календарно-тематическое планирование или подобрать материалы к декаде с учетом тем и требований рабочей программы, в том числе федеральных образовательных программ.
Для того, чтобы предлагаемые мероприятия учителей были разнообразны, в один день не пересекались мероприятия одной параллели, в то же время, чтобы они были достаточны для каждой параллели, в конце декабря-начале января создается таблица идей и предложений. Каждый учитель имеет возможность дистанционно вносить свои предложения, выбрав подходящие для себя не только дни, но и перемены. При этом остальные учителя в режиме реального времени видят планируемые мероприятия и могут скорректировать свои. Также это дает возможность объединиться учителям с целью проведения совместных мероприятий.
Для мотивации школьников придуманы “ешки” - единая школьная электронная валюта. Это баллы, которые набирают обучающиеся во время мероприятий, а после декады имеют право обменять на оценки по любому выбранному предмету. Конфликта учителей нет, потому что каждый проводит несколько мероприятий в урочное и внеурочное время, в которых так или иначе задействованы все учащиеся, только выставляет не оценки, а баллы-ешки. За одно мероприятие ученики могут получать от 1 до 3 ешек в зависимости от уровня сложности мероприятия, следовательно, для получения пятерки им нужно принять участие не менее, чем в двух-трех мероприятиях по разным предметам. Если ученик хочет иметь несколько оценок, то и количество мероприятий, в которых он принял участие, должно быть больше. Существует и ограничение. По одному предмету обучающийся может обменять свои накопленные баллы - “ешки” только на одну оценку. В зависимости от накопленных баллов и своего желания это может быть пятерка, четверка или даже тройка.
Все учащиеся заранее информируются о мероприятиях через школьные стенды, социальную сеть, мессенджер. Своевременно оповещают ребят классные руководители и учителя-предметники. У каждого школьника есть возможность посмотреть план в электронном виде, воспользовавшись qr-кодом.
Разработан специальный ешкосчет – электронная таблица, в которой перечислены мероприятия и учащиеся (вкладки по параллелям). Он хранится на облачном хранилище. Учителя имеют доступ с правом редактирования отдельных ячеек для внесения баллов, которые ученики заработали во время мероприятия. Ученики имеют доступ только в режиме просмотра (чтение).
Ешкосчет представляюет собой единую таблицу на яндексдиске или гуглдиске, в которой расписаны мероприятия с указанием ответственных, вкладки сделаны по параллелям. Учителю остается найти столбец с указанием своего мероприятия, строку с фамилией и выбрать из выпадающего списка нужный балл – 1, 2 или 3 (программой заложено ограничение). При этом автоматически появляются данные в столбце “ешкосчет”, которые показывают сколько ешек (баллов) заработал учащийся. Таким образом, каждый обучающийся может видеть количество заработанных баллов и контролировать процесс.
После декады в установленное время ученики могут обменять накопленные "ешки" на оценки по любому предмету (курс рассчитывается для пятерок, четверок и троек администрацией школы с учетом активности учащихся и педагогов, накопленных баллов и среднего значения). Ученик изъявляет учителю свое желание получить оценку, учитель открывает ешкосчет, смотрит достаточность баллов, списывает нужное количество с указанием предмета. В итоговой строке у школьника автоматически показывается остаток.
Для 1-х классов, обучающихся по безотметочной системе, предусматриваются поощрения и соревнования между классами.
Число участников декады науки и творчества на протяжении нескольких последних лет составляет чуть более 90% от общего числа обучающихся школы. И это говорит о популярности и устойчивости мероприятия, проводимого в такой форме.
По наблюдениям учителей, повысилась активность учащихся на уроках, заинтересованность в изучении материала, готовность изучать дополнительные источники информации, что немаловажно в проектной деятельности. Повысилось не менее, чем на 20% количество детей, желающих взять задание повышенного уровня и выполнить проекты.
По наблюдениям администрации школы в период проведения декады науки и творчества с периодом обмена баллов на оценки в школе заметно уменьшается количество раздражительных реакций как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. Заместители директора по учебной деятельности констатирует заметное снижение количество обращений родителей по поводу оценок, снижается количество спорных ситуаций и недовольств учащихся оценкой их работ. На протяжении ряда лет в наиболее сложный период (III четверть) прекращено снижение качества обучения и оно остается стабильным (в среднем по школе 64%).
Список литературы:
- Аршинская Елена Леонидовна Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений // КПЖ. 2016. №4 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie- uchebnoy-nagruzki-shkolnikami-razlichnyh-tipov-obrazovatelnyh- uchrezhdeniy (дата обращения: 25.02.2020).
- Дагаева З. А., Милушкина О. Ю., Мухамадиева С. А. Психофизиологические аспекты состояния здоровья современных школьников // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-aspekty-sostoyaniya-zdorovya-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 25.02.2020).
- Обухова Ксения Андреевна Психологический климат в микрогруппе как основа здоровьесберегающего обучения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-klimat-v-mikrogruppe- kak-osnova-zdoroviesberegayuschego-obucheniya (дата обращения: 25.02.2020).
- Поленова Марина Альбертовна Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // ЗНиСО. 2015. №10 (271). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno- obrazovatelnye-nagruzki-ka
- Шевырдяева Ксения Сергеевна Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник ПензГУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskie-osobennosti-motivatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.02.2020).
- Брашко Е.В. Ешкосчет учащихся как одно из условий создания благоприятного психологического климата для повышения познавательной активности обучающихся // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. № 3 (14). – г.Челябинск: ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».