Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
г. Советская Гавань Хабаровского края
Классный час
«Как сохранить зрение»
Составила: Кузнецова Ольга Терентьевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Задачи:
1.познакомить со строением глаза;
2.выяснить причины ухудшения зрения;
3.учить заботиться о глазах, своём здоровье;
4 .расширять кругозор.
Оборудование:
1.Запись на доске (скрытая)
Причины ухудшения зрения
Работа при плохом освещении.
Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
Чтение лёжа.
Длительный просмотр ТВ.
2. Индивидуальные карточки с текстом «Как заботься о глазах»
3.Пословицы (на доске) «Твоё здоровье в твоих руках»
«Береги свой глаз как алмаз»
4. Рисунок глаза
5. Таблица «Упражнения для глаз»
6. Фотоаппарат
Ход занятия 1. Вступительное слово
- Мы очень часто говорим с вами о здоровье. Вы учитесь ухаживать за своим телом, чистить зубы. И сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
-Как вы понимаете выражение «Твоё здоровье в твоих руках?» (ответы детей)
Тема нашего занятия на доске, прочитайте (открывается запись
2. Как сохранить зрение
Часто можно слышать «Береги свой глаз как алмаз». Что такое «алмаз»?(это драгоценный камень)
-А вот зачем нужно беречь наши глаза как драгоценный камень, мы узнаем на сегодняшнем занятии.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан лучами ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познать окружающий мир, учиться. Выполнять разную работу. Человеку с плохим здоровьем трудно будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (трудно человеку без зрения\, поэтому его нужно беречь)
-Правильно и цель нашего занятия – выявить, отчего ухудшается зрение, научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.
-Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило:
Каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре-
Чётко, ясно говорим и тихонечко сидим.
3. Рассказ о строении глаза
-Для начала мы с вами познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как работает фотоаппарат (показ). Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нём открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно также устроен наш глаз. Посередине круглое цветное пятнышко. Это радужная оболочка. А посередине видна чёрная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, которое называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен наш глаз.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт пыль в лицо – её задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас же слизнёт непрерывно мигающее веко.
Если уж сама природа заботится о нас, то и мы сами должны заботиться о своём здоровье.
4.Обсуждение проблемы «Почему портится зрение»
- Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей)
Обобщаем (открывается запись на доске)
Причины ухудшения зрения:
* Чтение при плохом освещении
* Чтение при малом расстоянии от глаз до книги
* Чтение лёжа
* Длительный просмотр ТВ
* Работа на компьютере
- Мы выяснили причины, узнали, от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботится о его сохранении (на карточках у каждого ученика)
* Место, где мы занимаемся, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать слева.
* Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30-35 см
* Нельзя читать лёжа, на ходу, попадёте всегда в беду
* Телевизор:
• смотреть не более 2-3 передач в неделю (по 1-1, 5 ч), не считая коротких мультфильмов;
• располагаться от ТВ не ближе 2-3 м, не дальше 6-8 м;
• место для сиденья должно быть удобным;
• изображение на экране должно быть чистым.
5. Практические упражнения
(таблица «Упражнения для глаз)
- Глазам нужен отдых. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. На практической части нашего занятия мы узнаем, как нужно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали учёные – врачи.
1 - упражнение (сидя): крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть на такое же время (6-8 раз)
2 - упражнение (стоя): посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6-8 раз)
3 – а) указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз
б) смотреть на конец пальца 3-5 с
в) прикрыть левый глаз левой рукой на 3-5 с
г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3-5 с. Потом правой рукой
4 – самое простое упражнение. Быстро поморгать 20-30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
6.Вывод
-Какую цель мы ставили?
-Чему научились? Что нового узнали?
* Узнали, как устроен глаз
*Выяснили причины ухудшения зрения
* Научились заботиться о сохранении зрения
* Научились делать гимнастику для глаз
7. Рефлексия
- На занятии мы усердно поработали, и после занятия нам нужен отдых. Предлагаю вам одно упражнение, для того, чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
Спасибо за внимание.
Ссылки на источники:
Стихи о глазах и зрении для детей-дошкольников и младших школьников http://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/
Органы чувств. Глаза и зрение. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
Белкина Надежда Владимировна
Кузнецова Ольга Теретьевна
Рябухина З.А.
Кузнецова Ольга Теретьевна