Методические рекомендации «Как улучшить английскую речь у студента»
КАК УЛУЧШИТЬ АНГЛИЙСКУЮ РЕЧЬ У СТУДЕНТА
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Как улучшить английскую речь у студента. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Любая учебная дисциплина. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Преподавателю английского языка важно знать эффективные способы развития навыков говорения у студентов. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о продуктивных методах обучения студентов, по каким-либо причинам испытывающим языковой барьер. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 |
КАК УЛУЧШИТЬ АНГЛИЙСКУЮ РЕЧЬ У СТУДЕНТА
Есть ли необходимость улучшать речь студента, если он постоянно молчит на практическом занятии? Большая часть студентов изучают английский язык для общения заграницей или с носителями языка в родной стране, для использования в будущей профессиональной деятельности. Однако, часто присутствует страх, языковой барьер. Важная педагогическая задача – помочь студенту преодолеть подобные препятствия.
Разберём случай. Шестнадцатилетний студент Борис на любые вопросы преподавателя отвечает односложно: «да», «нет», самая развёрнутая фраза – «я не знаю». И Борис, и его родители заинтересованы в беглой речи на английском языке, в положительных оценках по дисциплине.
Какой может быть выход из положения? Для начала очень важно понять причины такого речевого проявления студента. Они могут быть разными – обучающийся не понимает или ему неинтересен материал занятия, он боится совершить ошибку и услышать критическое замечание, может влиять стресс в семье и родительские порицания за невысокие результаты. Необходимо помочь преодолеть трудности Борису и привести его к результату.
Помогут разные способы. С одной стороны, педагог может использовать более простой уровень для практических заданий Бориса, давать наиболее сокращенные инструкции с сопровождением наглядности, постоянно мягко побуждая к говорению.
Универсальные приёмы, способствующие развитию навыков говорения:
1. Разминка. Warm-Up.
Вряд ли кто-то из преподавателей английского языка будет оспаривать эффективность разминки в начале практического занятия. У меня даже составлена целая коллекция разминок разных видов. Однако, бывают ситуации, когда педагоги обходятся без разминки, объявляют тему сразу, не дают студентам высказаться и перебивают. Очень важно дать ребятам возможность говорения с первой минуты занятия, избегать перебивания и фокусировки на ошибках. Продуктивны простые вопросы типа “to break the ice” (пробить лёд) и small talk (короткие разговоры).
2. Говорим о целях занятия.
Студенту очень важно осознавать изучаемое содержание учебного материала и способы применения знаний в жизненных реалиях.
Возвращаясь к ситуации с Борисом, можно предложить:
1) короткий разговор (small talk) – ограничиться вопросом “How are you”, но обязательно получить на него ответ на английском языке;
2) задать нейтральные вопросы про погоду и принять односложные ответы;
3) если студент что-то не понимает и просит перевести – медленно повторить вопрос, ответить на него же и снова задать;
4) предложить опору в виде иллюстрации;
5) с включением в занятие разминки (warm-up) объединить ее с переходом от вводной части занятия к основной (lead-in). Например, если занятие про виды развлечений подростков, то можно на экране при помощи проектора показать изображения и попросить студента сказать, что о на них видит. Слова и словосочетания могут быть простыми: playing computer games, cinema, concerts. Задача педагога – «разговорить» студентов и дать им понять, о чём будет занятие, что их говорение на иностранном языке всячески поощряется.
3. Индивидуализируем упражнения.
Лексика и грамматика практического занятия должны быть связаны с тематикой. Эффективно применять ролевые игры (role-plays) – популярный метод помогает погрузить студента в имитацию настоящей жизни в реальном времени (real life in real time).
В отношении Бориса преподаватель может больше использовать информации по его интересам, предлагая небольшие активности с целью экономии учебного времени. Например, идет беседа о музыке, а студенту понравился сериал о зарождении хип-хопа “The Get Down”. Педагог может демонстрировать изображение на экран с помощью проектора и попросить назвать Бориса всех персонажей сериала на иллюстрации.
4. Приспосабливаем задания.
Часть упражнений выполняется устно – выученные грамматические конструкции или лексические единицы используются в речи. Ответ по образцу не является обязательным для студента, преподавателю важно участвовать в диалоге, даже если обучающийся отошёл от темы, задавать наводящие опросы. Студент может испытать особое мотивирующее чувство (wow-эффект) от того, что говорит на английском языке.
Вспоминая ситуацию с Борисом, мы можем давать ему опоры при его нежелании или незнании, как ответить на вопрос:
1) студент пишет свой вариант ответа в тетради или заметках;
2) студент получает начало предложения для облегчения ответа.
Удивительно, но некоторым студентам некомфортно и непривычно слышать свою речь на иностранном языке, хотя они его изучают со второго или пятого класса. Возможно пойти на педагогическую хитрость и замаскировать чтение под говорение, добавляя больше упражнений, в которых студент читает формулировки лексико-грамматических заданий устно, читает вслух отрывки текста – так студенты привыкают к звучанию своей речи на английском языке.
5. Работаем над ошибками.
Педагогу важно избегать перебивания студентам и концентрироваться на точности и беглости речи. Прекрасно, когда преподаватель вдохновляет и воодушевляет студента говорить как можно больше на английском. Эффективно создать комфортную психологическую обстановку, в которой все имеют право на ошибку – мы все учимся. Помогает приём отсроченного исправления ошибки (delayed error correction), когда коррекция преподавателем осуществляется после высказывания студента или в конце занятия.
Результаты деятельности с Борисом.
Получилось добиться педагогических целей и мотивировать студента средствами интересных для него тем, создать дружественную атмосферу без давления. Борис даже испытал чувство гордости за себя, оценки стали лучше – маленькими шагами удалось построить методику обучения и повысить уровень знаний студента, развить навыки говорения.
6. Используем сторонние ресурсы.
Студенты не испытывают особого трепета перед материалами учебника – они для них привычны и стандартны. Гораздо больший интерес вызывает то, что вне учебного пособия. Например, реальные фотографии – студенты с удовольствием их описывают и делятся личными историями, что является прекрасной языковой практикой.
Преподаватель может рекомендовать студентам посещать разговорные клубы и антикафе, в которых ведутся дискуссии на английском языке. Если таких нет в городе, где обучаются студенты, можно посоветовать ресурс Cleverbot – студент разговаривает с искусственным интеллектом на заданную тему, а затем отправляет преподавателю запись диалога.
Очень полезны приложения с возможностью общения с носителями языка:
1. Tandem
2. HelloTalk
3 Speaky
4 Hinative
7. Учитываем тайминг говорения.
Преподаватель обязан отслеживать за временными рамками говорения студента, чтобы не переговорить его. Исключения могут быть при необходимости поделиться жизненным опытом, мотивировать и заинтересовать студентов, содействовать развитию обсуждения.
8. Студенты самостоятельно оценивают речь.
Полезно предложить обучающимся самим оценить свою речь. Для этого преподаватель:
1) создает документ;
2) копирует вопросы, лексику;
3) добавляет оценочные критерии;
4) просит студентов записать аудиосообщения с ответами;
5) объясняет студентам необходимость прослушать запись, найти и зафиксировать ошибки (если есть);
6) студент оценивает речь по критериям;
7) преподаватель и студенты обсуждают результаты на практическом занятии.
Критерии могут быть различными:
а) использование грамматических структур;
б) использование разнообразной лексики;
в) использование фразовых глаголов;
г) длина аудиосообщения.
9. Отправляем тематическое видео.
Преподаватель может отправить студенту видео на определенную тему, которая обсуждалась на занятии, составив дополнительные задания. Например:
1) ответить на несколько вопросов к видео от преподавателя;
2) найти 5-7 незнакомых слов, написать их значения;
3) услышать слова в видео, содержащиеся в перечне без перевода, и отгадать их значение.
Нужные материалы можно найти на следующих ресурсах:
1. https://legacy.lessonstream.com/lessons/
2. youtube.com/@learnwithvideos/videos
3. videosinlevels.com/category/level-2/
4. youtube.com/user/bbclearningenglish
Всегда есть возможность отправить студенту дополнительные материалы как домашнюю работу. Если же по разным причинам студент продолжает бояться высказываться, то нужно отнестись к ситуации с пониманием, терпением и спокойствием, не принимать слишком близко к сердцу ошибки. Обучение – это не односторонний процесс, от преподавателя зависит пятьдесят процентов успеха, но не сто. Исправляем ошибки с осторожностью и хвалим таких студентов за то, что у них получается, произнося фразу: “Dear students, if you want to speak, just speak” Дорогие студенты, если вы хотите говорить, просто говорите.
Колышкина Елена Владимировна
Калягина Ирина Владимировна