12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна25215
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

КАК УЛУЧШИТЬ АНГЛИЙСКУЮ РЕЧЬ У СТУДЕНТА


t1690540024aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Как улучшить английскую речь у студента.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Любая учебная дисциплина.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

11.

Актуальность

Преподавателю английского языка важно знать эффективные способы развития навыков говорения у студентов.

12.

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о продуктивных методах обучения студентов, по каким-либо причинам испытывающим языковой барьер.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-navykov-govoreniya-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-teoreticheskiy-aspekt

3

https://nauka21veka.ru/articles/pedagogicheskie-nauki/strategiya-raboty-po-formirovaniyu-navykov-govoreniya-na-urokakh-angliyskogo-yazyka-1480077508/netex.pro


КАК УЛУЧШИТЬ АНГЛИЙСКУЮ РЕЧЬ У СТУДЕНТА


Есть ли необходимость улучшать речь студента, если он постоянно молчит на практическом занятии? Большая часть студентов изучают английский язык для общения заграницей или с носителями языка в родной стране, для использования в будущей профессиональной деятельности. Однако, часто присутствует страх, языковой барьер. Важная педагогическая задача – помочь студенту преодолеть подобные препятствия.

Разберём случай. Шестнадцатилетний студент Борис на любые вопросы преподавателя отвечает односложно: «да», «нет», самая развёрнутая фраза – «я не знаю». И Борис, и его родители заинтересованы в беглой речи на английском языке, в положительных оценках по дисциплине.

Какой может быть выход из положения? Для начала очень важно понять причины такого речевого проявления студента. Они могут быть разными – обучающийся не понимает или ему неинтересен материал занятия, он боится совершить ошибку и услышать критическое замечание, может влиять стресс в семье и родительские порицания за невысокие результаты. Необходимо помочь преодолеть трудности Борису и привести его к результату.

Помогут разные способы. С одной стороны, педагог может использовать более простой уровень для практических заданий Бориса, давать наиболее сокращенные инструкции с сопровождением наглядности, постоянно мягко побуждая к говорению.

Универсальные приёмы, способствующие развитию навыков говорения:

1. Разминка. Warm-Up.

Вряд ли кто-то из преподавателей английского языка будет оспаривать эффективность разминки в начале практического занятия. У меня даже составлена целая коллекция разминок разных видов. Однако, бывают ситуации, когда педагоги обходятся без разминки, объявляют тему сразу, не дают студентам высказаться и перебивают. Очень важно дать ребятам возможность говорения с первой минуты занятия, избегать перебивания и фокусировки на ошибках. Продуктивны простые вопросы типа “to break the ice” (пробить лёд) и small talk (короткие разговоры).

2. Говорим о целях занятия.

Студенту очень важно осознавать изучаемое содержание учебного материала и способы применения знаний в жизненных реалиях.

Возвращаясь к ситуации с Борисом, можно предложить:

1) короткий разговор (small talk) – ограничиться вопросом “How are you”, но обязательно получить на него ответ на английском языке;

2) задать нейтральные вопросы про погоду и принять односложные ответы;

3) если студент что-то не понимает и просит перевести – медленно повторить вопрос, ответить на него же и снова задать;

4) предложить опору в виде иллюстрации;

5) с включением в занятие разминки (warm-up) объединить ее с переходом от вводной части занятия к основной (lead-in). Например, если занятие про виды развлечений подростков, то можно на экране при помощи проектора показать изображения и попросить студента сказать, что о на них видит. Слова и словосочетания могут быть простыми: playing computer games, cinema, concerts. Задача педагога – «разговорить» студентов и дать им понять, о чём будет занятие, что их говорение на иностранном языке всячески поощряется.

3. Индивидуализируем упражнения.

Лексика и грамматика практического занятия должны быть связаны с тематикой. Эффективно применять ролевые игры (role-plays) – популярный метод помогает погрузить студента в имитацию настоящей жизни в реальном времени (real life in real time).

В отношении Бориса преподаватель может больше использовать информации по его интересам, предлагая небольшие активности с целью экономии учебного времени. Например, идет беседа о музыке, а студенту понравился сериал о зарождении хип-хопа “The Get Down”. Педагог может демонстрировать изображение на экран с помощью проектора и попросить назвать Бориса всех персонажей сериала на иллюстрации.

4. Приспосабливаем задания.

Часть упражнений выполняется устно – выученные грамматические конструкции или лексические единицы используются в речи. Ответ по образцу не является обязательным для студента, преподавателю важно участвовать в диалоге, даже если обучающийся отошёл от темы, задавать наводящие опросы. Студент может испытать особое мотивирующее чувство (wow-эффект) от того, что говорит на английском языке.

Вспоминая ситуацию с Борисом, мы можем давать ему опоры при его нежелании или незнании, как ответить на вопрос:

1) студент пишет свой вариант ответа в тетради или заметках;

2) студент получает начало предложения для облегчения ответа.

Удивительно, но некоторым студентам некомфортно и непривычно слышать свою речь на иностранном языке, хотя они его изучают со второго или пятого класса. Возможно пойти на педагогическую хитрость и замаскировать чтение под говорение, добавляя больше упражнений, в которых студент читает формулировки лексико-грамматических заданий устно, читает вслух отрывки текста – так студенты привыкают к звучанию своей речи на английском языке.

5. Работаем над ошибками.

Педагогу важно избегать перебивания студентам и концентрироваться на точности и беглости речи. Прекрасно, когда преподаватель вдохновляет и воодушевляет студента говорить как можно больше на английском. Эффективно создать комфортную психологическую обстановку, в которой все имеют право на ошибку – мы все учимся. Помогает приём отсроченного исправления ошибки (delayed error correction), когда коррекция преподавателем осуществляется после высказывания студента или в конце занятия.

Результаты деятельности с Борисом.

Получилось добиться педагогических целей и мотивировать студента средствами интересных для него тем, создать дружественную атмосферу без давления. Борис даже испытал чувство гордости за себя, оценки стали лучше – маленькими шагами удалось построить методику обучения и повысить уровень знаний студента, развить навыки говорения.

6. Используем сторонние ресурсы.

Студенты не испытывают особого трепета перед материалами учебника – они для них привычны и стандартны. Гораздо больший интерес вызывает то, что вне учебного пособия. Например, реальные фотографии – студенты с удовольствием их описывают и делятся личными историями, что является прекрасной языковой практикой.

Преподаватель может рекомендовать студентам посещать разговорные клубы и антикафе, в которых ведутся дискуссии на английском языке. Если таких нет в городе, где обучаются студенты, можно посоветовать ресурс Cleverbot – студент разговаривает с искусственным интеллектом на заданную тему, а затем отправляет преподавателю запись диалога.

https://www.cleverbot.com/

t1690540024ab.png

Очень полезны приложения с возможностью общения с носителями языка:

1. Tandem

https://www.tandem.net

t1690540024ac.png

2. HelloTalk

https://www.hellotalk.com/

t1690540024ad.jpg

3 Speaky

https://www.speaky.com/

t1690540024ae.png

4 Hinative

https://ru.hinative.com/

t1690540024af.png

7. Учитываем тайминг говорения.

Преподаватель обязан отслеживать за временными рамками говорения студента, чтобы не переговорить его. Исключения могут быть при необходимости поделиться жизненным опытом, мотивировать и заинтересовать студентов, содействовать развитию обсуждения.

8. Студенты самостоятельно оценивают речь.

Полезно предложить обучающимся самим оценить свою речь. Для этого преподаватель:

1) создает документ;

2) копирует вопросы, лексику;

3) добавляет оценочные критерии;

4) просит студентов записать аудиосообщения с ответами;

5) объясняет студентам необходимость прослушать запись, найти и зафиксировать ошибки (если есть);

6) студент оценивает речь по критериям;

7) преподаватель и студенты обсуждают результаты на практическом занятии.

Критерии могут быть различными:

а) использование грамматических структур;

б) использование разнообразной лексики;

в) использование фразовых глаголов;

г) длина аудиосообщения.

9. Отправляем тематическое видео.

Преподаватель может отправить студенту видео на определенную тему, которая обсуждалась на занятии, составив дополнительные задания. Например:

1) ответить на несколько вопросов к видео от преподавателя;

2) найти 5-7 незнакомых слов, написать их значения;

3) услышать слова в видео, содержащиеся в перечне без перевода, и отгадать их значение.

Нужные материалы можно найти на следующих ресурсах:

1. https://legacy.lessonstream.com/lessons/
t1690540024ag.png
2. youtube.com/@learnwithvideos/videos

t1690540024ah.png

3. videosinlevels.com/category/level-2/

t1690540024ai.png4. youtube.com/user/bbclearningenglish

t1690540024aj.png

Всегда есть возможность отправить студенту дополнительные материалы как домашнюю работу. Если же по разным причинам студент продолжает бояться высказываться, то нужно отнестись к ситуации с пониманием, терпением и спокойствием, не принимать слишком близко к сердцу ошибки. Обучение – это не односторонний процесс, от преподавателя зависит пятьдесят процентов успеха, но не сто. Исправляем ошибки с осторожностью и хвалим таких студентов за то, что у них получается, произнося фразу: “Dear students, if you want to speak, just speakДорогие студенты, если вы хотите говорить, просто говорите.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (2)

Колышкина Елена Владимировна, 28.07.23 в 14:15 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна, за полезную информацию о продуктивных методах обучения студентов английскому языку! Прочитала с интересом! Успехов Вам и Вашим студентам!
Калягина Ирина Владимировна, 28.07.23 в 21:07 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, больше спасибо за интерес к публикации и добрые слова! :)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.