Статья на тему «Как я прививаю детям любовь к чтению» (3 класс)
В нашем современном веке, где господствуют телефоны, телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Я слышу от родителей, что они не могут заставить детей читать книги, что дети постоянно в телефоне и компьютере, что им совсем книги не интересны.
Чтение имеет огромную роль в жизни каждого человека: это новые знания, формирование мировоззрения, познание действительности. Чтение помогает ребенку больше узнать о мире, по – новому пережить ряд событий и отнестись к окружающим. Чтобы понять, почему ребенок не хочет читать, нужно осознать один факт: само по себе чтение-это сложный процесс. И требовать от ребенка полюбить читать немедленно- неправильно.
Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие от чтения и постепенно привыкал к самостоятельному чтению. Любовь к чтению - особый дар, который нужно развивать постепенно, раскрывая ребенку новые удивительные грани книги.
Я хочу поделиться именно своим опытом, как я прививаю любовь к чтению своим ученикам. Я хочу, чтобы каждый ребенок получал удовольствие и постепенно привыкал к самостоятельному чтению. Очень часто учителя задают детям прочитать какое-то определенное количество страниц. Я считаю, что это неправильно , потому что подсчитывание страниц вызывает у детей не желание читать дальше, а обратный процесс. Главный девиз в моей работе - не заставлять ,не навязывать, а заинтересовывать. Главная моя цель - увлечь ребенка!
Любовь к чтению обязательно придет, если учитель вместе, конечно ,с родителями, смогут показать ребенку, какой это увлекательный и удивительный процесс. Прививая ребенку культуру чтения, я помню, что самый главный пример для ребенка — я сама, как учитель ,и несомненно, родители Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, телефоны. Поэтому я всегда рассказываю моим ученикам про книги, которые читаю сама, приношу их, показываю, заинтересовываю детей. Говорю о своих любимых авторах. Это Пушкин, Хетагуров, Андерсен, Л.Толстой. А я вижу, как у детей загораются глазки. Очень реагирую на уроке на такие слова, когда ребенок говорит на уроке «Я прочитал в книге» или «Я прочитал в энциклопедии».
У нас в классе есть традиция-летом читаем заданную книгу, а потом на дополнительном уроке все делимся впечатлениями говорим о том, что больше всего тронуло за душу. И, конечно же, я тоже высказываю свое мнение .
Я стараюсь, чтобы для каждого ребенка эти слова были девизом
Чтение как любовь — это, прежде всего, отношение к себе: полюбите себя, а через эту любовь уже полюбите книги. Литература — это всегда про меня, про читателя. Если литература про кого-то другого — это нелюбимое, и то, что я не понимаю. Если меня в этой книге нет — нет моего отношения, моего участия, моих эмоций, то и моя любовь к чтению не состоится.
Ну и конечно, родители должны активно поддерживать желание читать книги не по программе. Только вместе с родителями можно добиться каких- либо результатов. Я всегда выражаю огромную благодарность родителям, когда они откликаются на просьбы мои и своих детей о приобретении какой -либо книги. Я всегда на родительских собраниях говорю, что в каждой семье должны быть книги А.С.Пушкина, Сказки Андерсена, Легенды и мифы Древней Греции .
Еще один очень важный момент, касающийся родителей – Никогда не наказывать детей чтением.
Вряд ли ребёнок когда-нибудь сможет полюбить то, что его заставляют делать в качестве наказания.
Никогда не сравниваю детей с другими ,так как чтение — это не соревнование; лучше отмечать успехи ребёнка, чем сравнивать с кем-то, кто прочёл больше книг .
Часто в своей речи на любых уроках мы повторяем пословицы о книгах . Кто много читает, тот много знает.
День без книги, что день без солнца. С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Хорошая книга – лучший друг. Книгу читаешь, что на крыльях летаешь.
Кто много читает, тот много знает.
Я считаю, что для формирования устойчивого интереса к книге учитель должен создать соответствующие условия. Необходимо отбирать художественные произведения, учитывая запросы учащегося, его вкусы, желания, потребности. Текст должен быть таким, чтобы учащийся захотел его прочитать и понять. Они должны быть интересны детям. И , конечно же ,учитель и на уроке, и во внеурочное время должен использоваться такие методические приемы, которые способствуют творческому развитию личности, формированию способности открывать новое интересное для ребенка при помощи эмоциональной рефлексии, воображения.
Развитие творческого потенциала обучающихся дает возможность на уроке каждому ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым. В нашей школе традиция. Я часто использую в своей работе такой метод, как инсценировка. Я очень люблю этот вид деятельности и очень часто мои дети принимают участие в городских конкурсах инсценированной сказки, где занимаем призовые места. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, дети учатся познавать красоту слов. Театрализация – это один из способов развития интереса к чтению художественного произведения.
Воспитание сознательного читателя – одна из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Цель учителя – научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, интеллектуального, развитого