Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Как живут животные»

1
0
Материал опубликован 1 November 2018

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России».

Учебник А.А.Плешаков, 2011г.

Тема урока: Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой

Предварительная подготовка: дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.

Цели: расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.

Универсальные учебные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.

Оборудование: слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).

Ход урока

Повторение изученного материала

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветок) (Презентация 1, слайд 2 )

- Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие у нас в классе? (Комнатные)

- Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений нужна плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)

- Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой растение получает полезные вещества)

- Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды)

- Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате)

- Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (рассказы детей)

- Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно, мягкой влажной тряпочкой)

- А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Сбрызнуть их водой)

- Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация 1, слайд 3)

- Какие комнатные растения живут у вас дома?

Работа над новым материалом

- Отгадайте загадку.

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

- Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Презентация 1, слайд 4)

- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.

- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей)

- Кроме того животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь)( Презентация 1, слайд 5)

- Внизу слайда вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь - зерном)

- Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И животные, и растения приносят потомство)

- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие животные.

- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)

- Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах)

- Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки).( Презентация 1, слайд 6)

- Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.

- Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)

- Правильно, многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.

- Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку)

- Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами).

- Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жесткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.

- Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).

- Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счет длинных ног лось легко достает с деревьев молодые зеленые побеги, листву и кору.

- Как еще животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у рыб? (Чешуей)

- Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.

- Как приспособились к полетам птицы? (Их тело покрыто перьями).

- А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью)

- Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)

-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон)

- Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку (Презентация 2)

- Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)

- Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)

- Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)

- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти и посмотреть их.

- Скажите, у кого дома живут домашние животные?

- Отгадайте загадки. (Презентация 1, слайд 7)

Лежит - молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак)

- Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы. По очереди группы описывают свое животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает та группа, которая больше знает о своем животном.

- Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация 1, слайд 8)

«Ох, кошмар, такая пасть,

Можно в обморок упасть!»

Отовсюду слышно: «Ох!»

Коль на улице … (бульдог)

Нет чудеснее подарка,

Чем немецкая … (овчарка)

Хвостик колечком,

А ну, угадай-ка,

Кто я? Вот умник,

Конечно же, … (лайка)

Белизною шерсти тонкой

Покоряет всех … (болонка)

- Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)

- У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить в доме место для собаки, давать физические нагрузки, расчесывать длинношерстные породы) (Презентация 1, слайд 10)

- Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.) (Презентация 1, слайд 8)

-Расскажите про особенности ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация 1, слайд 9)

- На улицах очень много бездомных животных. Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще? (Ответы детей)

- Правильно, мы должны понимать, что щенок, котенок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли их к себе домой.

Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных)

- Каких диких животных вы знаете?

- Каких домашних животных вы знаете?

- Как животные приспосабливаются к суровым погодным условиям?

- Отражается ли как-то образ жизни животных на их внешности?

- Какие домашние питомцы стали настоящими друзьями человеку?

- Как нужно ухаживать за собаками?

- Как нужно ухаживать за кошками?

Рекомендации для занятий дома

Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.

Идиятуллина Гузель Абузаровна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.