Урок окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи?»

2
0
Материал опубликован 30 January 2019

Конспект урока 1 класс

 Тема : «Где живут белые медведи?»

Цель урока: Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»; развитие познавательного интереса о животном мире этих районов.

Задачи:

Образовательные: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Развивающие: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

знать, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида; находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

понимать необходимость охраны животных холодных районов.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; работать в парах.

Оборудование : тетради, таблицы, схемы

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты тихо сели

И работать захотели.

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, гостям, улыбнитесь. С хорошим настроением в такой знаменательный для нашей страны, день мы начинаем урок «Окружающий мир».

Актуализация знаний

Графический диктант

(Работа выполняется на листочка в клетку. Учитель читает утверждения, ученики ставят соответствующие знаки. Знаки записаны на доске)

- да - нет - нет

- Вторник идее после воскресенья.(нет)

- В году 4 времени года. (да)

- В неделе 7 дней. (да)

- Осенью на деревьях распускаются листья (нет)

- Весна приходит после зимы (да)

- В понедельник все люди отдыхают.(нет)

- Осенью желтеют и опадают листья (да)

- Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи (да)

- Суббота идёт после пятницы.(да)

- Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году (нет)

                                 
                                 
                                 
                                 

Пальчиковая физкультминутка «Звери»

У зверей четыре лапы.

(поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)

Когти могут поцарапать.

(пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда.

(соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)

Хвост, усы, а носик мокрый.

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки

(растираем ладошками свои ушки)

Только на макушке.

(массажируем две точки темени)

Продолжение работы над материалом

Игра «Не ошибись»

(На доске записаны названия месяцев : июнь, март, декабрь, май, ноябрь, апрель, февраль)

- Ребята, вы должны назвать весенние месяцы.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- А сейчас давайте мы с вами вспомним, как называются дни недели.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, к нам в гости пришел наш знакомый Муравьишка вопросик.

Но он пришел не с пустыми руками. Он принес нам загадки. Мы любим разгадывать загадки?

Среди снега и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает

И от морозов его согревает. (Белый медведь)

Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть:

Он на льдине не один. И зовут его……… (Пингвин)

- Ребята, Муравьишке Вопросику стало очень интересно, где живут эти животные. Может из вас кто-нибудь знает?

- А как вы думаете о чем мы будем говорить на нашем уроке?

Работа по теме урока

Знакомство с холодными районами нашей страны.

- Ребята, сегодня нам в работе нам поможет предмет, который принесла с собой Мудрая Черепаха. Отгадайте, что это.

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки,

Не нужен поезд иль автобус –

Поможет славный школьный … (глобус)

- Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

Найдите на глобусе (карте) Северный Ледовитый океан и Антарктиду.

Продемонстрируйте еще раз всему классу.

- Что вы знаете об этих районах Земли?

А теперь проверим наши ответы. Прочитаем текст на стр. 84. (ученики читают текст вслух)

- Итак, как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)

- Какой полюс расположен в этом районе? (Северный)

Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.

В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда - айсберги.

Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверхности Земли и совсем не греют.

В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны.

- Посмотрите еще раз, где находится на глобусе Северный полюс.

- Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида)

- Какой полюс расположен в этом районе? (Южный)

(Показываю на глобусе еще раз Антарктиду и Южный полюс)

Здесь мы тоже видим бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры.

Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше.

Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов.

На Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.

И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран.

Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.

На карте полушарий мы тоже видим эти районы. Кто может показать?

Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли?

Знакомство с животным миром (стр. 12-13)

Я предлагаю совершить путешествие в эти районы, и узнать об этом.

- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Теплая одежда)

Правильно, и на Северном и на Южном полюсе очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи. Готовы?

Первый ряд отправляется на Северный полюс, то есть, во льды Северного Ледовитого океана, второй ряд – на Южный полюс, то есть, в Антарктиду.

Физкультминутка

В самолёт все дружно сели (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).

И на север полетели.

Ниже, ниже, опустились

И на льдину приземлились. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).

А кругом зима, мороз

Нам пощипывает нос. (Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой).

Мы похлопаем в ладошки

И согреемся немножко. (Хлопают в ладоши).

А теперь попляшут ножки

По заснеженной дорожке. (Топают по очереди то левой, то правой ногой).

Продолжение работы над новым материалом

Беседа

- Ребята. подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах?

(Учитель знакомит учащихся с краткой информацией о белых медведях и пингвинах)

Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Его высота в холке (от земли до шеи) 1,5 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки 175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет.

Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе.

Окрас меха этого животного от снежно-белого до желтоватого, благодаря этому медведь почти не заметен на снегу, а вот кожа у белого медведя черная, но ее не видно сквозь густую шерсть, разве что совсем немного - на носу. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что придаёт большую стабильность при движении по льду и снегу. Белые медведи могут бегать, но обычно они передвигаются пешком.

Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми ноздрями и открытыми глазами. Умеют ловить рыбу. После выхода на берег сразу отряхиваются от воды.

Белые медведи большую часть года проводят на скованных льдом берегах вдоль побережья. Как правило, охотятся они в одиночку. Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей, подстерегая их у лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду животным. У белых медведей очень чуткое обоняние. Они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.

Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя белый медведь закрывает лапой свой черный нос, преграждает добыче путь к отступлению, или вовсе претворяется проплывающей мимо льдиной. Медведь может испытывать эмоции от ярости до радости: после удачной охоты и сытного обеда он иногда начинает резвиться, как котенок.

 

Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может залечь в спячку. Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами. Пять месяцев она не ест никакой пищи и при этом кормит родившихся медвежат, обычно двоих, молоком. Медвежата, покрытые редкой белесой шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие.

Пингвин – удивительная, уникальная птица, которая совсем не похожа тех птиц, которых мы видим на улицах каждый день.

Выглядят пингвины очень забавно. У взрослой птицы толстенькое овальное тело, с короткими крыльями, которые помогают очень быстро плавать, но совершенно бесполезны на суше. Ноги пингвинов похожи скорее на ласты и также приспособлены для быстрого передвижения под водой.

Пингвины не живут по одиночке. Сообщества пингвинов составляют тысячи или даже сотни тысяч особей и порой им даже не хватает места. В особо «населенных» местах из-за тесноты и нехватки пищи между птицами могут случаться драки.

Предпочитая холодную погоду, они чаще всего селятся в таких местах, где круглый год земля скована льдом, однако некоторые виды пингвинов встречаются и в более теплом климате.

Летать пингвины не умеют и передвигаются по суше пешком, неуклюже переваливаясь на своих коротеньких ножках. В некоторых случаях можно заметить пингвина, который скользит по льду на животе как на санках, отталкиваясь от поверхности лапками. А крылья эти птицы используют только под водой.

Питаются пингвины рыбой и другими мелкими морскими обитателями, которых ловко ловят в море. Для того чтобы добыть пищу, эти птицы охотятся в морских глубинах, быстро и изящно передвигаясь под водой с помощью своих коротких крыльев и ног.

Удивительно наблюдать как пингвины выбираются из воды после охоты. Подплывая к берегу, пингвин буквально вылетает из воды отталкиваясь от нее крыльями и ногами и приземляется на живот.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Рефлексия

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха и Муравьишка очень довольны вами. И я думаю, что теперь мы сможем ответить на вопрос Муравьишки, могут ли повстречаться белый медведь и пингвин в природе.

- Почему?

- Ребята, а вам понравился урок? Что особенно понравилось?

- Какие холодные районы нашей планеты вы узнали?

- Каких животных можно встретить в этих районах?

- Оцените свои достижения на уроке. (Словесно)

Было трудно на уроке.

Мне было трудно, но я справился.

На уроке не было никаких трудностей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.