12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Алексеевна184
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать. У. Черчилль.
Россия, Коми респ., Печора

1 класс.

Тема урока: «Как звучит осень».

Цель урока: знакомство с миром красоты осенней музыки.

Задачи:

Обучающая – 1) Познакомить ребят с музыкой русских и зарубежных композиторов, посвященной осени. 2) Научить ребят правильно определять характер музыки.

Воспитательная – 1) Воспитывать у детей чувство прекрасного. 2) Воспитывать бережливое отношение к природе.

Развивающая – 1) Развивать чувство сопричастности к природе. 2) Помогать связывать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Форма урока – урок – объяснение нового материала. В игровой форме.

Используемые материалы – доска, заготовки фразы для повторения пройденного материала, учебник по музыке для 1 класса Е.Д. Критской, листочки из цветного картона, загадки про осень, аудиоматериалы – Г.Свиридов – «Осень», А. Вивальди – «Концерт времена года. Осень», Ф.Лист «Шуршание листвы», муз.центр, синтезатор.

План урока:

Организация класса. Приветствие.

Актуализация полученных знаний.

Определение темы урока.

Объяснение нового материала.

Слушание музыкальных произведений.

Работа с поэтическими текстами.

Физкультминутка.

Вокально-хоровая работа.

Рефлексия.

Выставление оценок.

Объяснение домашнего задания.

 

Ход урока

Организация класса. Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Садитесь.

Актуализация полученных знаний.

На доске выражения, которые ребята должны дополнить и аргументировать.

На прошлых уроках мы с вами узнали, что:

Музыку можно услышать….

(Ответ детей: повсюду) Почему? (Аргументируют).

Музыка рождается в ….

(Ответ детей: душе). Кто ее может написать? (Ответ детей: композитор).

Музыка складывается из различных…

(Ответ детей: мелодий).

Мелодия – это …

(Ответ детей: душа музыки).

Почему можно так сказать? (Аргументируют).

Все верно ребята, музыку мы можем услышать повсюду, а написать музыку может любой человек, потому что музыка складывается в душе, в голове человека, главное ее услышать и успеть записать. Мелодией композитор, передает нам то, что он увидел, услышал и почувствовал.

Мы с вами эту мелодию слышим, и она нам помогает узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального произведения.

Определение темы урока.

Ребята, откройте учебник на странице 16.

Обратите внимание, в каком образе появилась на этом развороте наша Муза. Сегодня она хочет, чтобы мы с вами отправились на прогулку. Для того чтобы мы догадались куда, муза приготовила вам загадку.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

О каком времени года, говориться в загадке? (Ответ детей – об осени).

Молодцы! Тема нашего урока – «Как звучит осень».

Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.

Объяснение нового материала.

Ребята, давайте мы с вами закроем глаза, и послушаем, что мы слышим за окном?

Что вы услышали?

(Ответ детей: Шум ветра, ветер перекатывает, листья по асфальту, они шуршат.)

Можно ли сказать, что это музыка осени? (Ответ ребят – да).

Ребята, расскажите, какая за окном осень?

(Ответ детей: ветреная, пасмурная).

Расскажите, какой бывает осень?

(Ответ детей: Ветреной, пасмурной, дождливой, ранней, поздней, холодной, теплой, яркой).

Ребята, а кто кроме композитора может описать осень?

(ответ детей – поэты, писатели, художники).

Давайте мы с вами сейчас вспомним стихотворения об осени, с которыми вы познакомились в детском саду, или уже успели познакомиться в школе.

(Ребята, вспоминают стихотворения, говорят о том, какая в них изображается осень).

Ребята, вы согласны что, осень это очень красивое и красочное время года? (Ответ детей: да).

Вот поэтому осенние пейзажи очень привлекали многих композиторов.

Сейчас мы с вами послушаем музыку русского композитора – Г. Свиридова.

Слушание музыкальных произведений.

Звучит «Осень» Г. Свиридова.

Вопросы после прослушивания:

Какую осень нарисовал русский композитор Г. Свиридов музыкальными красками?

(Ответ детей: нежными, прозрачными, серыми)

А как вы догадались? (Ответ детей: нам помогла мелодия).

Как звучала мелодия? (Ответ детей: спокойно, грустно, плавно, нежно.)

А какой инструмент помог передать эту картину осени?

(Ответ детей: скрипка)

Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

(Ответ детей: грусть, печаль, уныние).

Послушаем еще одно музыкальное произведение, посвященное осени.

Написал его итальянский композитор – Антонио Вивальди.

Звучит музыка А. Вивальди – «Осень» из концерта «Времена года».

Какую осень нарисовал А. Вивальди?

(Ответ детей: Солнечную, яркую, теплую, радостную)

Как вы догадались? (Ответ детей: по мелодии)

Какой была мелодия? (Ответ детей: энергичной, веселой, яркой).

Какой инструмент изображал осень? (Ответ детей: скрипка).

Работа с поэтическими текстами.

А сейчас, я прочитаю вам два стихотворения. Прослушав их, вы мне ответите, какое стихотворение можно соотнести с первым музыкальным произведением – Г. Свиридова, а какое со вторым – А. Вивальди.

(Стихотворения из учебника)

1 стихотворение:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (А. Плещеев)

Читаю 2 стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (А. С. Пушкин).

Какое стихотворение по настроению близко к первому музыкальному произведению, а какое ко второму.

(Ответ детей: Первое – к Г. Свиридову, а второе к А. Вивальди).

Молодцы, правильно.

Физкультминутка.

Ребята, наша Муза опять хочет, чтобы отгадали осеннюю загадку.

Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?

(Ответ детей: Листопад)

Верно, осенью с деревьев опадают листики, называется это листопад.

Давайте мы с вами сейчас превратимся в осенние листочки и покружимся листопадом.

(Раздаю детям разноцветные листики).

Итак, я буду ведущей (осенью), а вы будете листочками, как только подует ветер (зазвучит музыка) вы будете кружится в танце, а как только ветер стихнет (музыка остановиться) вы замрете в любой позе, но она должна быть красивой. Я выберу самый красивый листочек, и он становиться ведущим.

Играем. Звучит музыка Ф. Листа «Шуршание листвы».

Молодцы, ребята. Из вас получился очень красивый листопад. Садитесь на свои места.

Вокально-хоровая работа.

А теперь послушайте еще одну загадку.

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.

(Ответ детей: Дождик)

Правильно, дождик. Сейчас мы с вами разучим песню про дождик.

Но прежде чем мы будем петь, я вам напомню правила пения.

Для того чтобы красиво и правильно петь, нужно красиво и правильно сесть (спина прямая, руки положите на колени, ноги поставьте на пол ровно, голову прямо).

Мы сейчас с вами будем распеваться. После того как мы распоемся болтать между собой нельзя, потому что распевкой мы прогреем и правильно настроим наш певческий аппарат на пение, а разговорами вы все собьете, и красиво и правильно петь уже не получится.

Итак начали.

Распевка закрытым ртом (проговариваем правильные ощущения при пении – ощущение вибрации губ и зубов, но не в носу).

Распевка на слог «ЗИ» ( проговариваем, что правильные ощущения, это вибрирование во лбу, работа головного резонатора, но не в носу).

Распевка на слог «МУ» (проговариваем, что правильные ощущения, это вибрация в груди, работа грудного резонатора).

Распевка на слоги «ЗИ-ДА-РЕ-ДО» (проговариваем, как нужно правильно произносить гласные и согласные звуки – в одной артикуляционной позиции).

Разучиваем первый куплет песни «Дождик».

Напоминаю, что при пении нужно петь естественно, как разговаривая т.е. не кричать.

Кап-кап, тук-тук-тук, по стеклу раздался зтук,

Это дождик по утру разбудил всю детвору (2 раза).

Поем первый куплет песни.

Разучиваем второй куплет песни.

Как-кап, дон-дон-дон, капли начали трезвон,

Если выйдите гулять не забудьте зонтик взять. (2 раза).

Поем первый и второй куплет.

Разучиваем третий куплет.

Как-кап, кап-кап-кап у дождя веселый нрав

Завтра утром мы опять под дождем пойдем гулять. (2 раза).

Поем все куплеты.

Молодцы.

Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

Что понравилось?

Выставление аргументированных оценок.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось как отвечали (ИМЕНА), как активно работали (ИМЕНА), у (ИМЕНА) получилось очень красиво изображать листочки. Я ставлю вам (ГОВОРЮ ОЦЕНКИ).

Домашняя работа.

Дома, попрошу посмотреть в окно и на альбомном листе изобразить, «Какую осень я вижу из своего окна».

Урок окончен. До свидания.

Дети в сопровождении учителя выходят из класса.

Используемые ресурсы:

  1. Учебник по музыке. Музыка, 1 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., 2013 г.
  2. Фонохрестоматия у учебнику Е.Д. Критской.
  3. Загадки про осень с сайтов : nu.mama. ru,eti- deti.com .
  4. Методический материал для подготовки к уроку – Музыка. 1 класс: система уроков по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной /авт.-сост. О. П. Лагунова. – Волгоград: Учитель, 2015. 182 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.