Тематическое осеннее занятие в дендрарии «Ботаническая прогулка» (1–5 классы)

3
1
Материал опубликован 18 October 2018 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ИМЕНИ КИМА АНДРЕЕВА

(РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)»


 

Тематическое осеннее занятие в дендрарии

ГБОУ ДО РК РЭБЦ им.К.Андреева

«Ботаническая прогулка»

 


 

Составитель:

Кононова Анастасия Анатольевна,

методист ГБОУ ДО РК РЭБЦ им.К.Андреева



 

Петрозаводск
2017 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
 

1.

Тема занятия

3

2.

Цели, задачи

3

3.

Возраст участников

3

4.

Продолжительность занятия

3

5.

Место проведения занятия

3

6.

Опорные понятия

3 – 4

7.

Материалы и оборудование

4

8.

Методический репертуар занятия

4 – 5

9.

Научно-методические пособия

5 – 7

10.

Сценарий занятия

8 – 17

11.

Библиография по теме и использованная литература

17

12.

Приложение: сведения об апробации занятия

17


 

1. Тема занятия: «Ботаническая прогулка»

2. Цель: познакомить обучающихся с дендрофлорой Республики Карелия, сформировать представление об основных видах древесно-кустарниковой растительности, их уникальных биологических особенностях и применении в хозяйственных нуждах человека.

Задачи:

познакомить обучающихся с понятиями «хвойные» и «лиственные растения», показать их сходства и различия;

познакомить школьников с понятиями дендрарий, интродукция;

продемонстрировать обучающимся популярные древесно-кустарниковые растения типичные для флоры Республики Карелия;

продемонстрировать обучающимся древесно-кустарниковые растения, нетипичные для флоры Республики Карелия – интродуценты;

рассказать о происхождении некоторых видов растений, их биологических особенностях, практическом применении;

развить у детей познавательный интерес.

3. Возраст участников: 1-12 лет.

4. Продолжительность занятия: 40-45 минут.

5. Место проведения занятия: данное занятие рассчитано для проведения в дендрарии ГБОУ ДО РК РЭБЦ им.К.Андреева (далее – Центр).

Подобное занятие также возможно к проведению на пришкольной территории, которая располагает схожим ассортиментом древесно-кустарниковой растительности.

6. Опорные понятия.

Флора - исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории или на территории с определёнными условиями в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи.

Дендрарий (от греч. dendronдерево) – участок территории, на котором размещена коллекция древесных растений (деревьев, кустарников), культивируемых в открытом грунте.

Дендрарий может быть самостоятельным или входить в состав ботанического сада. Размещение растений осуществляется по систематическому, географическому, экологическому, декоративному или другим признакам. Дендрарий имеют научное, учебное, культурно-просветительское или опытно-производственное назначение. В дендрарии демонстрируется богатство и разнообразие древесных растений различных стран мира, проводится научная работа по интродукции, акклиматизации и селекции. В дендрарии выращивают посадочный материал, семена и черенки ценных и редких древесных растений.

Интродуцент или интродуцированный вид – организм, некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности. Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте называется интродукцией.

Хвойные растения – это вечнозеленые голосеменные растения, древесные или кустарниковые, с листьями в виде хвои. Хвоя представляет собой игловидные, чешуевидные или линейные листья.

Лиственные растения – это листопадные покрытосеменные растения, с черешковыми пластинчатыми листьями, у которых имеется явное разветвленное жилкование. Листовые пластинки бывают простыми, лопастными, зубчатыми, сложными.

7. Материалы и оборудование.

В ходе тематического занятия задействуется дендрарий Центра с представителями его флоры. В весенне-осенний сезон участникам показываются особенности цветения и плодоношения древесно-кустарниковых растений (соцветия, плоды, семена и прочее). Для наглядности, в периоды без цветения и плодоношения деревьев и кустарников, участникам показываются иллюстрации с «яркими» особенностями представителей дендрария и экспонаты из музея природы и леса «Берендеево Царство» Центра (плоды, шишки, семена, древесина и др.)

Для лучшего усвоения устного материала участниками, педагог может использовать таблички с терминами и названиями растений, для взрослых групп они могут быть дополнены латинскими названиями.

Для детей младшего возраста можно ввести предмет «Ключ знаний», который поможет им настроится на игровую форму занятия, и абстрагироваться от повседневных школьных уроков.

В ходе занятия или после его окончания в осеннее время, ребятам можно предложить самостоятельно собрать растительный материал, если такой имеется (плоды, шишки, семена и др.). Это можно сделать в качестве проверки знаний и усвоения материала, полученного в процессе занятия. Также ребятам будет интересно собрать растительный материал для угощения обитателей мини-зоопарка Центра.

8. Методический репертуар занятия.

В самом начале занятия необходимо обговорить с участниками «правила игры» и поведения на территории дендрария. Провести инструктаж по технике безопасности.

Занятие проводиться в легкой игровой форме, чтобы участники смогли абстрагироваться от школьной среды и настроиться на работу в природе. Следует учесть, что на природе гораздо больше отвлекающих факторов чем в школе, поэтому концентрация внимания на одном объекте меньше. Поэтому, тематическое занятие рекомендуется проводить в форме диалога с детьми, чтобы у ребят была возможность не только усваивать устный материал, но и участвовать в разговоре с преподавателем, размышлять, делать выводы.

Для работы с детьми можно использовать таблички с названиями растений, терминов и иллюстрациями того, о чем ведете рассказ. Это поможет участникам занятия усваивать информацию не только устно, но и зрительно, задействовать «зрительную память».

В зависимости от группы (их подготовки, возраста и прочих факторов) под руководством педагога, участникам можно предложить интерактивно повзаимодействовать с элементами окружающей среды (собрать плоды, семена, шишки, гербарий, потрогать веточки и хвою, чешуйки руками и др.). При тактильном контакте с растительными объектами важно уточнить у участников наличие аллергических реакций, если такие имеются – ограничить контакт с природными материалами.

В программу занятия можно включить биологические игры, загадки, ребусы, которые помогут ребятам в игровой форме знакомиться с растениями дендрария. Это будет интересно не только младшему возрасту, но и старшему. По завершению занятия, с участниками можно провести игру, на проверку полученных знаний.

9. Научно-методические пособия.

В ходе тематического занятия используются карточки с терминами и названиями деревьев, иллюстрации и природные материалы из музея природы и леса «Берендеево Царство» Центра.

Термины, используемые на занятии:

Дендрарий (карточка № 1);

Интродукция (карточка № 3).

Названия растений, о который беседуем на занятии:

Туя (Туя западная) (карточка № 2);

Каштан (Каштан конский) (карточка № 7);

Лещина (Лещина обыкновенная) (карточка № 10);

Орех (Орех маньчжурский) (карточка № 11);

Пихта (Пихта бальзамическая) (карточка № 12);

Дуб (Дуб черешчатый) (карточка № 13);

Береза (Береза повислая) (карточка № 15);

Сосна (Сосна кедровая сибирская) (карточка № 16);

Боярышник (Боярышник сибирский) (карточка № 17);

Лиственница (Лиственница сибирская) (карточка № 18).

Вспомогательные иллюстрации, используемые в ходе занятия:

Фотография 1. – Зеленые фигуры из туи (карточка № 4) (Фотография из сети Интернет)

Фотография 2. – Зеленые фигуры из туи (карточка № 5) (Фотография из сети Интернет)

Фотография 3. – Зеленые фигуры из туи (карточка № 6) (Фотография из сети Интернет)

Фотография 4. – Плод каштана (картинка № 8) (Фотография из сети Интернет)

Фотография 5. – Плод лещины (картинка № 9) (Фотография из сети Интернет)

Фотография 6. – Дуб (картинка № 10) (Фотография из сети Интернет)

10. Сценарий занятия.

План занятия:

Приветствие группы.

Предварительный инструктаж по технике безопасности.

Рассказ преподавателя с элементами диалога.

Завершение занятия. Преподаватель провожает группу до гардероба. Прощается.

Встречаем группу в холле ГБОУ ДО РК «РДЭБЦ им. Андреева» (далее – Центр). Приветствуем. Вместе с группой выходим через главный вход и идем ко входу в дендрарий. Останавливаемся у главной калитки при входе в дендрарий.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (Представляемся) Сегодня мы с Вами совершим путешествие в удивительный островок леса в самом центре города Петрозаводска, который называется «Дендрарий». Как вы думаете, что такое «Дендрарий»?

Дети: (сомневаются) Не знаем! Сложно ответить.

Преподаватель: Давайте размышлять вместе! Посмотрите по сторонам, что Вы видите за оградой (показывает рукой на ограду)?

Дети: Деревья, …кустарники, …цветы, … тропинки, …и т. д.

Преподаватель: Верно! Все, что находится за этой оградой (показывает на ограду) называется дендрарий. Теперь давайте все вместе обобщим понятие дендрарий.

Дети: Дендрарий – это место, где растут деревья и кустарники.

Преподаватель: Правильно! (Показывает картинку № 1. Термин «Дендрарий») Слово «Дендрарий» происходит от латинского слова - «дерево». Дендрарии бывают самые разные: маленькие и большие, с коллекциями отдельных видов деревьев и кустарников и многообразием видом, частные (закрытые) и общественные, куда может прийти любой желающий на экскурсию. Сегодня мы познакомимся с нашим дендрарием, где представлены не только типичные для Республики Карелия растения, но и завезенные из других стран!

Преподаватель: А Вы когда-нибудь были в дендрарии?

Дети: Нет!

Да!

Преподаватель: Хорошо! Сегодня всем будет интересно! И тем, кто уже неоднократно бывал в дендрарии, и тем, кто совершит такое путешествие впервые! Будьте внимательны в ходе нашего занятия и аккуратно передвигайтесь по дорожкам (Зачитывает инструкцию по технике безопасности (Таблица 1).

Таблица 1

Инструкция по технике безопасности по сезонам года

ВЕСНА

ЛЕТО

ОСЕНЬ

ЗИМА

1. Двигаемся строго по деревянной дорожке (тропинке).

2. Не обгоняем преподавателя.

3. Не бегаем, не толкаем друг друга, не разбегаемся. Если Вы отстали от группы предупредите преподавателя.

4. Внимательно смотрим перед собой. Ветки, которые мешают на пути не ломаем, а аккуратно отводим рукой в сторону, предупреждая идущего сзади.

5. Деревья, кустарники, цветы и плоды в дендрарии могут быть ядовитыми, поэтому пробовать их на вкус не надо.

6. Не залезаем в заросли деревьев и кустарников, т.к. у них могут быть колючки, и Вы испортите одежду и можете пораниться.

7. Без разрешения и инструкции преподавателя не ломаем ветки, не срываем листья деревьев, кустарников для гербария.

8. Не сходим с дорожки (тропинки), т.к. земля еще сырая и грязная, можно поскользнуться, упасть и запачкаться.

8. Не сходим с дорожки, т.к. трава мокрая от росы/ дождя, можно поскользнуться и упасть.

8. Не сходим с дорожки (тропинки), т.к. опавшие листья сырые от дождя, можно поскользнуться и упасть.

8. Не сходим с тропинки, т.к. снег очень глубокий, можно провалиться, и увязнуть в нем.

9. Не рвем цветущие ветки деревьев, т.к. потом не смогут завязаться плоды.

9. Не рвем ветки цветущих деревьев, кустарников и цветы.

9. Не срываем плоды деревьев, кустарников, овощных культур.

 
   

10. Не подбираем с земли, без разрешения преподавателя, плоды деревьев, кустарников.

 

Продолжаем. Открываем калитку. Заходим в дендрарий, поворачиваем налево, предупреждаем о высоком пороге. Подходим к калитке, ведущей в древесно-кустарниковый отдел. Останавливаемся.

Преподаватель: Сейчас мы с Вами оказались в самом центре нашего дендрария. Наш дендрарий делится на 2 отдела, за калиткой – древесно-кустарниковый отдел (показывает в нужном направлении), где растут деревья и кустарники, а мы с Вами находимся в плодово-овощном отделе, где растут плодовые кустарники и овощные культуры, но это деление условное (дети оглядываются, изучают).

Преподаватель: Теперь, чтобы продолжить наше занятие, я хочу проверить Ваши знания. Если Вы хорошо будете отвечать на мои вопросы, то сможете раздобыть «Ключ знаний» и продолжить наше путешествие вглубь дендрария (показывает ключ). А на какие два крупных вида делятся все деревья и кустарники?

Дети: (разводят руками) Не знаем!

Хвойные и лиственные!

Преподаватель: Видов растений очень много, чтобы людям было проще, ученые разделили все деревья, кустарники на хвойные и лиственные. А чем отличаются хвойные и лиственные деревья/кустарники?

Дети: У хвойных растений – хвоинки, у лиственных – листья.

Преподаватель: Какие различия Вы знаете еще?

Дети: У хвойных есть шишки, а у лиственных их нет!

Преподаватель: Молодцы, ребята. Тогда предлагаю Вам ответить, к какому виду относится это дерево (указывает на тую).

Дети: (сомневаются) Это лиственное, потому что у него нет иголочек, а листики скрутились.

Преподаватель: А если это лиственное, почему же у него есть маленькие шишки (показывает на шишки)?

Дети: (сомневаются) Тогда это хвойное?!

Преподаватель: Запутались?

Дети: Да!

Преподаватель: Это дерево называется – Туя западная (показывает картинку № 2. Термин «Туя»). Оно хвойное. Вместо иголочек у него чешуйки, они очень мягкие, об такое дерево никогда не уколешься. Дело в том, что не у всех хвойных деревьев есть хвоинки, и одно из таких деревьев – туя. Родина туи – Северная Америка. А у нас это дерево – интродуцент. Кто-нибудь знает, что значит это слово?

Дети: Нет.

Преподаватель: (показывает картинку № 3. Термин «Интродукция») Интродукция – это введение (привлечение) видов или сортов растений в места, области, районы, где они ранее не встречались. Раньше туя росла только в Северной Америке, а сейчас, благодаря первооткрывателям и ученым, ее можно встретить у нас в Карелии. На своей Родине она может достигать 30 - 40 метров в высоту, как наши сосны и ели, которые растут у нас в лесу. У нас в Карелии туя вырастает всего лишь на 9 - 10 метров в высоту. Ребята, давайте оценим какую высоту имеет наша туя?

Дети: (смотрят на тую сверху вниз) 10, …7, …5 метров и т.д.

Преподаватель: Наша туя в высоту около 8 метров. Вот представьте себе, что на своей Родине туя достигает высоту в 5 раз выше! (Дети удивляются).

Преподаватель: Туя выделяет фитонциды, которые обеззараживают окружающий воздух, поэтому сажать ее на участках очень полезно. А еще она очень легко поддается стрижке. Вы видели когда-нибудь растения, которые похожи на животных, спирали, пирамиды (показывает картинки № 4, 5, 6. «Зеленые фигуры из туи»).

Дети: Да! Но не здесь.

Нет!

Преподаватель: Вот такие деревья (показывает на тую) в садах и парках подстригают в самые разнообразные формы и фигуры. Ребята, Вы готовы идти дальше?

Дети: Да!

Преподаватель: Хорошо, тогда открываем нашу калитку «Ключом знаний» (достает ключ) и идем дальше (открывает калитку и останавливается у каштана).

Рекомендация преподавателю: Импровизированный ключ можно на время занятия по древесно-кустарниковому отделу дать детям, но предупредить, что в конце занятия ключ необходимо вернуть в целости и сохранности преподавателю.

Преподаватель: Вы знакомы с таким деревом (показывает на каштан)?

Дети: (сомневаются) Береза, … дуб, … ольха, … и т.д.

Преподаватель: Это дерево тоже интродуцент. В Карелии его очень мало. Даже в городе Петрозаводске эти деревья можно с легкостью пересчитать. Называется это дерево – Каштан конский (показывает картинку № 7. Термин «Каштан») Широко распространен он в широколиственной полосе России, а также встречается в Европе. Его ценят за плоды (показывает плод или картинку № 8. «Плод каштана»). Сам плод спрятан в зеленую коробочку с шипами, по осени – коричневую.

Рекомендация преподавателю: Если весна/лето, то Вы можете показать картинку № 8. «Плод каштана», если есть прошлогодний плод каштана, то показываем его. Осенью показываем плод каштана. Весной показываем цветение каштана.

Преподаватель: Эти плоды собирают и обжаривают. В Европе и Турции такое блюдо считается деликатесом. Правда наш каштан не плодоносит такими же плодами, его плоды горькие, потому что он растет в более суровых условиях, чем его родственники. Каштаны также ценятся своей шикарной кроной, которая легко поддается стрижке. В знаменитых садах и парках Европы аллеи каштанов стригут в причудливые фигуры (трапеции, кубы). Теперь давайте поразмышляем. Что же у каштана является листом (показывает лист)? Весь лист целиком с 7-ю маленьким листочками или каждый листик – это отдельный лист?

Дети: (сомневаются) Все это вместе лист?!

Каждый листик – это отдельный лист?!

Преподаватель: У каштана очень большой лист, который состоит из маленьких листиков. Сегодня я Вам покажу еще два таких растения, лист которых состоит из маленьких листочков. Пойдемте дальше!

Преподаватель идет дальше и останавливается между лещиной обыкновенной и лещиной обыкновенной форма пурпурная.

Преподаватель: Теперь давайте познакомимся с этим растением. Как Вы думаете, как его зовут (показывает на лещину)?

Дети: (сомневаются) Береза, … дуб, … липа, … и т.д.

Рекомендация преподавателю: Если осень и есть плоды, то провести с ребятами поиск плодов на дереве и под ним. Если весна/лето и плодов нет, то показываем картинку № 9. «Плод лещины».

Преподаватель: Давайте посмотрим вокруг себя (если есть плоды). Что мы можем заметить внизу под деревом?

Дети: Орешки!

Преподаватель: Правильно! Орешки. А что это за орешки (показываем картинку № 9. «Плод лещины»)?

Дети: (сомневаются) Не знаем.

Не можем вспомнить.

Затрудняемся ответить.

Преподаватель: Я Вам подскажу. Наверняка, Вы очень любите шоколад?

Дети: Да!

Преподаватель: Самый вкусный шоколад – это шоколад с орешками, какие орешки встречаются в шоколадках?

Дети: Фундук, … арахис, … миндаль…и т.д.

Преподаватель: Все верно - фундук. Дело в том, что фундук является очень близким родственником этого дерева. Героиня фильма «Три орешка для Золушки», благодаря таким орешкам попала на бал. А написали известную всем сказку о Золушке Братья Гримм. Называется это дерево – Лещина обыкновенная (показывает картинку № 10. Термин «Лещина»). На территории Карелии этого дерева очень мало, поэтому оно занесено в Красную Книгу Республики Карелия. Плоды нашей лещины тоже съедобные, и осенью мы их собираем и отдаем нашим обитателем мини-зоопарка в качестве угощения. Справа Вы можете увидеть лещину обыкновенную, а слева лещину обыкновенную форма пурпурная.

Дети: (оглядываются по сторонам).

Преподаватель: Пойдемте дальше!

Рекомендация преподавателю: Весной/летом преподаватель показывает на цветение яблони и вишни в дендрарии. Летом/осенью можно показать на плоды яблони и вишни.

Преподаватель идет дальше, останавливается у ореха маньчжурского.

Преподаватель: Вот еще один гость в Республике Карелия. Это – Орех маньчжурский (показывает картинку № 11. Термин «Орех»). Его Родина – Дальний восток. Такой вид дерева вывели, соединив орех грецкий и орех приморский. У нас в Петрозаводске всего 2 таких дерева. Одно - у нас, другое – в ботаническом саду Петрозаводского государственного университета. У такого ореха тоже есть плоды, но в отличие от ореха грецкого – их не употребляют в пищу. Теперь давайте посмотрим на листья этого дерева (показывает лист). А что у этого растения является листом?

Дети: Весь лист целиком (сомневаются)?

Преподаватель: Верно! Листья этого растения могут достигать и больших размеров на своей Родине. Вырастает оно до 25 метров в высоту и живет до 250 лет. Двигаемся дальше.

Преподаватель идет дальше и останавливается у пихты бальзамической.

Преподаватель: Ну, а это дерево Вы точно сможете определить без проблем!

Дети: (сомневаются) Это ель, …сосна, … и т.д.

Преподаватель: Вы были очень близко, когда говорили, что это ель. Это дальняя родственница ели – Пихта бальзамическая (показывает картинку № 12. Термин «Пихта»). Действительно, пихта очень похожа на ель, но у них есть различия и сейчас я Вам их покажу (подходит к пихте). У ели веточки начинаются у самого основания – корней (показывает где), поэтому в ельниках очень темно и трудно передвигаться. А у пихты веточки начинаются на высоте среднего роста человека (показывает на себе). У пихты иголочки очень мягкие, об них Вы никогда не уколитесь, а веточки ели очень колючие. Но самое главное, пихту можно отличить по запаху! Если потереть веточку с иголочками у пихты, то появиться аромат бальзама, который напоминает лечебный бальзам «Звездочка», которым Вас натирают, когда Вы болеете. (Преподаватель протягивает веточку детям, заранее натирает). У ели такого характерного аромата - нет. В пихтарниках очень целебный воздух, поэтому пихту полезно садить на участках. Эта пихта тоже интродуцент, Родина ее – Северная Америка. Шишки у пихты растут вверх (показывает как), в отличие от ели, у которой шишки растут вниз.

Преподаватель разворачивается и указывает на дуб черешчатый.

Преподаватель: Это дерево Вы точно мне назовете!

Дети: Да! Это дуб!

Преподаватель: Верно (показывает картинку № 13. Термин «Дуб»)! А как Вы догадались?

Дети: Его легко узнать по плодам (показывают на плоды) и по листьям.

Преподаватель: Как называются плоды дуба?

Дети: Желуди, … орехи и т.д.

Преподаватель: Правильно, желуди! А как Вы думаете, почему наш дуб, не такой раскидистый, как его изображают на картинках (показывает картинку № 14. «Дуб»)?

Дети: Ему мешают расти другие деревья.

Он болеет.

Преподаватель: Наш дуб растет в очень тесном соседстве с другими деревьями на небольшой площади. Если дуб будет расти на просторном месте в поле, степи, то он широко раскинется. Дубы живут больше 500 лет, поэтому их называют могучими и мудрыми деревьями. Иногда они достигают возраста 2000 лет, и можно заметить, что они стали настоящими свидетелями истории. Давайте продолжим наше путешествие.

Преподаватель идет дальше. Останавливается у березы повислой.

Преподаватель: (показывает на березы) Давайте посмотрим на эти четыре березы. Как вы думаете, они одинаковые?

Дети: Да, просто одна березка болеет.

Нет. Они все разные.

Преподаватель: Эти деревья действительно одинаковые и называются они - береза повислая или береза бородавчатая (показывает картинку № 15. Термин «Береза»). Это изогнутое дерево тоже береза повислая, но у нее есть форма - береза повислая форма карельская. Вы слышали о таком дереве?

Дети: Да!

Нет!

Преподаватель: Как вы думаете оно растет только в Карелии?

Дети: (сомневаются) Да.

Нет.

Преподаватель: На самом деле, это дерево можно встретить не только в Карелии, оно произрастает и в средней полосе России, вплоть до республики Крым, и встречается в Европе. А имеет такое название, так как впервые было открыто и изучено в Карелии. Впервые об этой березе написал Фокель более 200 лет назад. Такую форму она имеет из-за того, что произрастает на скалистых участках, которые бедны полезными микроэлементами, поэтому и форма ее такая изогнутая. А Вы знаете, что древесину такой березы называют мраморной?

Дети: Нет, а почему?

Да!

Преподаватель: Дело в том, что у такой березы из-за изогнутого ствола годовые кольца (показывает спил дерева из музея природы и леса «Берендеево Царство») практически не образуются. Посчитать их невозможно. А то, что образуется из годовых колец, больше напоминает мраморный рисунок. А если потрогать такую древесину, то на удивление, она очень гладкая, и даже не оставит заусениц на Ваших ручках (преподаватель дает потрогать экземпляр древесины березы). Такая древесина очень ценная, из нее делают деревянные предметы, посуду и мебель.

Преподаватель: Хорошо. Теперь давайте посмотрим направо (показывает на сосну). А это что за дерево?

Дети: Ель?

Преподаватель: Давайте подумаем внимательно.

Дети: Сосна.

Преподаватель: Верно! Это сосна. Но не простая. Это сосна кедровая сибирская (показывает картинку № 16. Термин «Сосна»). Она отличается от сосны обыкновенной, которая встречается в наших карельских лесах. Давайте вспомним наш карельский лес: высокие сосны, у которых ветки располагаются почти у самой макушке. У таких сосен всего 2 хвоинки в пучке, поэтому они такие ажурные. У этой сосенки в пучке 5 хвоинок. Давайте проверим?

Дети: Давайте!

Преподаватель показывает веточку и вместе с детьми считает хвоинки.

Преподаватель: Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Верно! Наша сосенка и впрямь сосна кедровая сибирская. Еще у таких сосен очень интересные шишки. Они отличаются от наших шишек, которые мы привыкли собирать в лесу (показывает 2 экземпляра). У молодых сосенок, как наша можно легко посчитать возраст. Вы справитесь с такой задачей?

Дети: Да!

Преподаватель: Отлично. Каждый новый уровень (ряд) веточек, это новый год жизни дерева. Давайте начинать с самого низа и будем подниматься наверх.

Дети: Раз, два, три, … двадцать один (преподаватель помогает считать).

Преподаватель: Молодцы! Нашей сосне уже двадцать один год. Вот так давно она растет у нас в Центре. Наша экскурсия близится к финалу, поэтому будем потихоньку выходить из древесно-кустарникового отдела.

Преподаватель идет дальше и показывает на рябину.

Преподаватель: Это дерево знают все! Как оно называется?

Дети: Рябина!

Преподаватель: Правильно. А это что за дерево (показывает на иву)?

Дети: Ива!

Преподаватель: Верно! Идем дальше!

Преподаватель идет дальше и останавливается напротив куста боярышника.

Преподаватель: Посмотрим на этот кустарник – это боярышник (показывает на боярышник, показывает картинку № 17. Термин «Боярышник»). Боярышники нельзя сажать у школ, детских садов, а как Вы думаете почему?

Дети: У него ядовитые ягоды?!

Он опасен?

Преподаватель: На его стволе и побегах есть большие острые иглы (колючки) до 5 см длиной (показывает). В старину, когда не было металлических игл, такими иглами шили. Если ребенок заберется в такие кусты, он с легкостью может пораниться. Плоды у боярышника полезные и даже лечебные.

Пора выходить. Следуйте за мной.

Преподаватель выводит детей их древесно-кустарникового отдела. Просит ребят вернуть «Ключ знаний», чтобы закрыть вход.

Рекомендация преподавателю: Если весна, преподаватель останавливается под каштаном, чтобы показать цветение каштана.

Проходит в центр плодово-овощного отдела.

Преподаватель: Сегодня мы поговорили о разных видах деревьев, и нам осталось познакомиться с некоторыми кустарниками. Сейчас мы находимся в центре плодово-овощного отдела. Здесь собраны плодовые кустарники, ягоды и овощи. Здесь можно встретить растение со смешным названием лох серебристый (показывает на лох), вишню (показывает на вишню), яблони самых разнообразных сортов (показывает на яблони), сливу (показывает на сливу), барбарис (показывает на барбарис). Здесь (показывает на огород) наши садовники с весны по осень выращивают овощные культуры, которыми питаются обитатели нашего Мини-зоопарка. Но Ваше внимание я хочу обратить на это хвойное дерево (показывает на лиственницу). Сегодня мы изучили сосну, пихту, а как называется это дерево?

Дети: Ель?

Преподаватель: Это – лиственница (показывает картинку № 18. Термин «Лиственница»). Это дерево является главной лесообразующей породой России, по численности в наших лесах его больше всех. У лиственницы хвоинки опадают каждый год, благодаря чему они очень мягкие (даем потрогать пучок хвоинок), осенью они окрашиваются в желтый цвет, поэтому ее будет трудно спутать с другими хвойными деревьями. На самом деле, все хвойные деревья сбрасываю хвоинки, однако это происходит раз в 5-6 лет, и мы этого просто не замечаем. В пучке у лиственницы до 60 – 70 хвоинок и посчитать их очень сложно. Шишки у лиственницы растет вертикально верх (показывает на шишки), в то время как у ели - вниз, как «сережки». Самое интересное, что древесина лиственницы при попадании в воду становится каменной. И на сваях их лиственницы стоит известный город на воде…. (ожидает).

Дети: Затрудняемся ответить.

Преподаватель: Венеция. Также из этой древесины делают мосты и подводные сооружения, так как она очень прочная. Вот и подошла наша экскурсия к концу, сегодня Вы узнали много интересного и полезного. А что запомнилось именно Вам (обращается к детям)?

Дети: … (предлагают свои варианты ответов).

Преподаватель: Вы были отличными слушателями, благодарю Вас за внимание и работу. Следуйте за мной.

Преподаватель выходит из дендрария, сопровождает группу детей до гардероба. Участники одеваются. Преподаватель выходит и останавливаться у главного входа, прощается с детьми.

Преподаватель: До свидания! Приходите к нам еще! Будем рады Вас видеть!

Дети: До свидания!

11. Библиография по теме и использованная литература.

Грохова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Севастополь: Сервисшкола, 1999 г. – 320 с.

Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. с чеш. С. Д. Баранниковой; ил. 3 Махитки. – М.: Профиздат, 1990. – 144 с.: ил.

Сукачев В. Н. Дендрология с основами лесной геоботаники. Ленинград: Гослентехиздат, 1938. 576 с.

Красная книга Республики Карелия. Петрозаводск: Карелия, 2007. 368 с.

12. Приложение: сведения об апробации занятия.

Программа занятия тесно пересекается со школьной программой по природоведению и биологии, и вносит полезные дополнения в развитие школьников в естественно-научной направленности.

Тематическое занятие «Ботаническая прогулка» в дендрарии проводится в период вегетативного сезона растений с весны по осень. В настоящее время в зимнее время занятия не проводятся.

В целом занятие проходит очень динамично, дети активно участвуют в диалоге с преподавателем, отвечают на вопросы и пробуют самостоятельно рассуждать.

Занятие неоднократно проводилось в ГБОУ ДО РК РЭБЦ им.К.Андреева и пользуется спросом в весенне-осенний период.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная экскурсия! Спасибо!

20 October 2018