12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна25097
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

КАКИМ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА

t1692613025aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2

Должность

Преподаватель.

3

Категория

Высшая педагогическая.

4

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5

Название ресурса

Каким не должен быть преподаватель колледжа.

6

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7

Дисциплина

Любая.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы,

подойдет для всех специальностей.

9

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о том, каким не должен быть преподаватель образовательного учреждения.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://multiurok.ru/blog/negativnye-pedagogicheskie-stereotipy-povedeniia.html


КАКИМ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА

Все мы помним нашего первого учителя и самых любимых педагогов. Самые нелюбимые тоже остаются в нашей памяти. Каждый студент может описать, каким должен быть преподаватель, но очень мало материала о недопустимых эксцессах и трудностях, имеющихся в общении с антиподом хорошего педагога. Многие люди решаются на рассказ об отрицательном опыте будучи взрослыми. Как поступать студенту, когда он остаётся один на один с непонимающим и не принимающим его преподавателем.

В методических рекомендациях рассмотрен образец неприемлемого поведения педагога и рекомендуемый в деталях положительный пример.

Влияние преподавателя на студентов.

У учащихся могут возникнут психологические травмы, если преподаватель сильно повышает голос, возмущается, ведёт себя грубо из-за неправильного ответа при всей учебной группе. Многое зависит от личности студента, но если он восприимчив, то возможны большие переживания, низкая самооценка и тревожные сны, а со стороны одногруппников неуважение в случае нарушения преподавателем границ. Если послушать негативные воспоминаний взрослых об образовательных учреждениях, становится ясно, насколько велико влияние педагога на сознание обучающегося. Даже став успешным, состоявшимся в жизни человеком, на деловых встречах, например, такой бывший учащийся может чувствовать себя неуверенно, забывать слова, переживать, так как будто попадает в учебную ситуацию из прошлого и преодолевает себя.

Некоторые учащиеся могут вспомнить неосторожные фразы своих преподавателей:

«Забыли свои головы дома?»

«Думаете, вы тут умные самые?»

«Могли бы и постараться, сделать лучше».

«Что с вами со всеми не так?»

«Что смеёшься, заливаешься? Расскажи-ка всем нам, вместе посмеёмся».

«Бог знает на пятёрку, преподаватель на четвёрку, а вы все хорошей оценки не заслужили».

К сожалению, преподаватели время от времени могут:

1) превышать полномочия, произнося слова с позиции «взрослого, всегда знающего лучше»; в результате любая инициатива сходит на нет, амбиции не проявляются и самая печальная ситуация – снижение самооценки студента;

2) приписывать ярлыки, давать оценку по одежде, статусу семьи и должностям родителей; студенты могут остро почувствовать необъективность, несправедливость, подхалимство – таким образом, будут протестовать и потеряют интерес к учебной дисциплине;

3) переходить на личности, критиковать семью учащегося, его родственников: «Будешь, как брат твой торговать деталями в магазинчике» - звучит очень обидно, влияет на отношение однокурсников и может даже спровоцировать травлю внутри учебной группы.

Преподаватель – личность, оказывающая влияние на всю последующую жизнь, так как он не только делится знаниями по дисциплине, отвечает на вопросы. Его профессиональная деятельность подразумевает научить своих учеников строить отношения с товарищами по учебной группе, уметь общаться в коллективе, быть дружелюбным, взаимодействовать со старшим поколением.

Любой взрослый может вспомнить педагога, который непонятно объяснял учебный материал, недооценивал учащихся или, что гораздо хуже, обижал, кричал, высмеивал, оскорблял и забирал личные вещи. Некоторые даже припоминают угрозы, замахивания и удары – но это самый крайний вариант поведения, уже граничащий с уголовной ответственностью. Естественно, такое поведение преподавателя легко отобьет желание посещать колледж и вообще осваивать учебную программу. Студент, как правило, ассоциирует учебную дисциплину с педагогом и теряет любую мотивацию продолжать обучение.

Можно упомянуть слабо, но наметившуюся тенденцию к домашнему обучению, с которой связаны разнообразные причины, но одна из них – негативный опыт общения родителей с преподавателями и учителями в юности и детстве. Такие родители пытаются избавить своих детей от подобных трудностей и переводят их на дистанционную форму обучения, при которой ребёнок учится в комфортной домашней среде.

Внешний облик преподавателя. Общая культура поведения.

Данные аспекты имеют важность как при очном обучении, так и при дистанционном. Даже если преподаватель находится дома и ощущает себя очень комфортно, это не означает, что студентами он должен поддерживать панибратские отношения, быть фамильярным, так как есть определённые рамки и всегда присутствует субординация.

Даже не обсуждается, что приходить на практическое занятие в алкогольном опьянении, курить или принимать пищу – нельзя. Это же запрещено и студентам колледжа.

Внешнему виду следует уделить отдельное внимание. В Уставе образовательного учреждения может быть не прописан дресс-код, однако, вполне понятно, что глубокое декольте, короткая юбка и открытые плечи будут далеки от добавления облику солидности. Неопрятность тоже не способствует доверию.

Известны случаи, когда при онлайн-занятиях преподаватель выходила в эфир в купальнике, ссылаясь на жаркую погоду и спрашивая в начале занятия, комфортно ли студентам, если она будет в таком виде; либо студенты подключаются к занятию, а на экране педагог на кухне в майке. Такие ситуации недопустимы, как и проведение занятий в пижаме в постели, с мокрыми волосами, либо с вообще выключенной камерой.

Преподаватель – лицо колледжа, которое должно соблюдать все правила и нормы обычного культурного человеческого поведения.

Неприемлемое поведение преподавателя. Примеры:

1. Травля.

Преподаватель, издевающийся, манипулирующий и провоцирующий студентов на столкновения, выделяющий любимчиков, наносит огромный вред психоэмоциональному здоровью учащихся помимо создания негативной среды.

2. Малокомпетентность.

Если преподавателю не хватает знаний, умений и навыков, он недостаточно профессионально компетентен, не в силах качественно и понятно объяснить содержание учебного материала, ответить на вопросы учащихся, то студенты не достигнут своих учебных целей.

3. Предвзятость.

Выражение предвзятости, отрицательного отношения в соответствии с расой, национальностью, полом, вероисповеданием, материальным статусом по отношению к студентам способствует созданию неравенства и вредной психологической обстановке в учебной группе.

4. Отсутствие вовлеченности.

Преподаватель без интереса к студенту и его прогрессу, не оказывающий ему поддержку, вызывает лишь ощущение недооценённости и покинутости.

5. Антидисциплина.

Отсутствие самодисциплины у преподавателя скорее всего приведет к снижению мотивации студентов изучать дисциплину. Поэтому так важно педагогу уметь управлять временем, не задерживать учащихся на переменах и обеденных перерывах, не путаться в собственном расписании, чётко знать учебные аудитории для занятий.

6. Отсутствие желания развиваться.

Постоянно появляются новые подходы, методы и приёмы в обучении английскому языку. Преподаватель должен уметь использовать технические средства обучения. Если преподаватель остановился и далее развиваться как педагог не хочет, всё это тоже пагубно скажется на учебном процессе.

Положительное поведение преподавателя. Примеры.

Великие отечественные педагоги – Антон Семёнович Макаренко и Василий Александрович Сухомлинский в своих трудах постоянно подчёркивали, что центром образования является учащийся, и признавали важность индивидуального подхода, уважения каждого члена коллектива с раскрытием его личности.

«Настоящая цель каждого учителя не в то, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других»

Ф.В. Робертсон, английский богослов.

«Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами»

Автор неизвестен.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

В. Ключевский, русский историк.

Все известные учёные и педагоги подчёркивают значимость мотивации и вдохновения у преподавателя, его устремленности к новшествам и исследованиям.

Главные правила, которым должен следовать преподаватель.

1. Понимание целей студентов и действий, помогающих их вовремя достичь.

2. Активное вовлечение в содержание, форму и интенсивность обучения, межличностное общение; преподаватель не отвлекается на личные дела во время занятия – мессенджеры, почту, социальные сети и так далее.

3. Поощрения за успехи, обратная связь со студентами, их родителями.

4. Соблюдение принципа: каждый студент – уникален.

5. Способность брать ответственность за содержание учебного материала, подготовку к практическим занятиях, заданиям домашней и самостоятельной работы – умение их индивидуализировать.

6. Эффективное профессиональное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование.

7. Уважение студентов и их родителей, их взглядов и точек зрения, вежливое общение. Отсутствие фамильярности, излишнего формализма, гармоничная дистанция. Уважение собственных границ и границ студента.

8. Использование на занятиях оптимальной скорости интернета, качественных аудио- и видеоматериалов, технических средств обучения.

Необходимо выделить главное правило из списка:

Преподаватель всегда ставит студента у центр учебного процесса.

Педагог – это не просто специалист, которого научили владеть своей дисциплиной, но и эмпатичный человек с развитым интересом к своей деятельности – он создаёт дружелюбную, результативную атмосферу. На каждом занятии идёт выстраивание отношений со студентами, польза, мотивирование, понятное объяснение материала в соответствии с уровнем студентов.

Если преподаватель сам столкнулся с отрицательным примером поведения педагога, то нужно незамедлительно обратиться к администрации образовательного учреждения или другому надзорному органу, чтобы были приняты меры. Необходимо выявлять и регулировать плохое поведение преподавателя, так как здоровый опыт обучения – естественное право каждого студента.

Следует заметить, что подавляющее количество преподавателей вкладывает огромный труд и энергию в свою работу, стремятся к лучшему для своих студентов.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 21.08.23 в 14:26 1Ответить Пожаловаться
Это же можно сказать и для учителей школы!
Калягина Ирина Владимировна, 21.08.23 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Да, Ирина Владимировна, согласна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.