Методические рекомендации «Каким не должен быть преподаватель колледжа»
КАКИМ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Каким не должен быть преподаватель колледжа. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | Любая. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о том, каким не должен быть преподаватель образовательного учреждения. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://multiurok.ru/blog/negativnye-pedagogicheskie-stereotipy-povedeniia.html |
КАКИМ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА
Все мы помним нашего первого учителя и самых любимых педагогов. Самые нелюбимые тоже остаются в нашей памяти. Каждый студент может описать, каким должен быть преподаватель, но очень мало материала о недопустимых эксцессах и трудностях, имеющихся в общении с антиподом хорошего педагога. Многие люди решаются на рассказ об отрицательном опыте будучи взрослыми. Как поступать студенту, когда он остаётся один на один с непонимающим и не принимающим его преподавателем.
В методических рекомендациях рассмотрен образец неприемлемого поведения педагога и рекомендуемый в деталях положительный пример.
Влияние преподавателя на студентов.
У учащихся могут возникнут психологические травмы, если преподаватель сильно повышает голос, возмущается, ведёт себя грубо из-за неправильного ответа при всей учебной группе. Многое зависит от личности студента, но если он восприимчив, то возможны большие переживания, низкая самооценка и тревожные сны, а со стороны одногруппников неуважение в случае нарушения преподавателем границ. Если послушать негативные воспоминаний взрослых об образовательных учреждениях, становится ясно, насколько велико влияние педагога на сознание обучающегося. Даже став успешным, состоявшимся в жизни человеком, на деловых встречах, например, такой бывший учащийся может чувствовать себя неуверенно, забывать слова, переживать, так как будто попадает в учебную ситуацию из прошлого и преодолевает себя.
Некоторые учащиеся могут вспомнить неосторожные фразы своих преподавателей:
«Забыли свои головы дома?»
«Думаете, вы тут умные самые?»
«Могли бы и постараться, сделать лучше».
«Что с вами со всеми не так?»
«Что смеёшься, заливаешься? Расскажи-ка всем нам, вместе посмеёмся».
«Бог знает на пятёрку, преподаватель на четвёрку, а вы все хорошей оценки не заслужили».
К сожалению, преподаватели время от времени могут:
1) превышать полномочия, произнося слова с позиции «взрослого, всегда знающего лучше»; в результате любая инициатива сходит на нет, амбиции не проявляются и самая печальная ситуация – снижение самооценки студента;
2) приписывать ярлыки, давать оценку по одежде, статусу семьи и должностям родителей; студенты могут остро почувствовать необъективность, несправедливость, подхалимство – таким образом, будут протестовать и потеряют интерес к учебной дисциплине;
3) переходить на личности, критиковать семью учащегося, его родственников: «Будешь, как брат твой торговать деталями в магазинчике» - звучит очень обидно, влияет на отношение однокурсников и может даже спровоцировать травлю внутри учебной группы.
Преподаватель – личность, оказывающая влияние на всю последующую жизнь, так как он не только делится знаниями по дисциплине, отвечает на вопросы. Его профессиональная деятельность подразумевает научить своих учеников строить отношения с товарищами по учебной группе, уметь общаться в коллективе, быть дружелюбным, взаимодействовать со старшим поколением.
Любой взрослый может вспомнить педагога, который непонятно объяснял учебный материал, недооценивал учащихся или, что гораздо хуже, обижал, кричал, высмеивал, оскорблял и забирал личные вещи. Некоторые даже припоминают угрозы, замахивания и удары – но это самый крайний вариант поведения, уже граничащий с уголовной ответственностью. Естественно, такое поведение преподавателя легко отобьет желание посещать колледж и вообще осваивать учебную программу. Студент, как правило, ассоциирует учебную дисциплину с педагогом и теряет любую мотивацию продолжать обучение.
Можно упомянуть слабо, но наметившуюся тенденцию к домашнему обучению, с которой связаны разнообразные причины, но одна из них – негативный опыт общения родителей с преподавателями и учителями в юности и детстве. Такие родители пытаются избавить своих детей от подобных трудностей и переводят их на дистанционную форму обучения, при которой ребёнок учится в комфортной домашней среде.
Внешний облик преподавателя. Общая культура поведения.
Данные аспекты имеют важность как при очном обучении, так и при дистанционном. Даже если преподаватель находится дома и ощущает себя очень комфортно, это не означает, что студентами он должен поддерживать панибратские отношения, быть фамильярным, так как есть определённые рамки и всегда присутствует субординация.
Даже не обсуждается, что приходить на практическое занятие в алкогольном опьянении, курить или принимать пищу – нельзя. Это же запрещено и студентам колледжа.
Внешнему виду следует уделить отдельное внимание. В Уставе образовательного учреждения может быть не прописан дресс-код, однако, вполне понятно, что глубокое декольте, короткая юбка и открытые плечи будут далеки от добавления облику солидности. Неопрятность тоже не способствует доверию.
Известны случаи, когда при онлайн-занятиях преподаватель выходила в эфир в купальнике, ссылаясь на жаркую погоду и спрашивая в начале занятия, комфортно ли студентам, если она будет в таком виде; либо студенты подключаются к занятию, а на экране педагог на кухне в майке. Такие ситуации недопустимы, как и проведение занятий в пижаме в постели, с мокрыми волосами, либо с вообще выключенной камерой.
Преподаватель – лицо колледжа, которое должно соблюдать все правила и нормы обычного культурного человеческого поведения.
Неприемлемое поведение преподавателя. Примеры:
1. Травля.
Преподаватель, издевающийся, манипулирующий и провоцирующий студентов на столкновения, выделяющий любимчиков, наносит огромный вред психоэмоциональному здоровью учащихся помимо создания негативной среды.
2. Малокомпетентность.
Если преподавателю не хватает знаний, умений и навыков, он недостаточно профессионально компетентен, не в силах качественно и понятно объяснить содержание учебного материала, ответить на вопросы учащихся, то студенты не достигнут своих учебных целей.
3. Предвзятость.
Выражение предвзятости, отрицательного отношения в соответствии с расой, национальностью, полом, вероисповеданием, материальным статусом по отношению к студентам способствует созданию неравенства и вредной психологической обстановке в учебной группе.
4. Отсутствие вовлеченности.
Преподаватель без интереса к студенту и его прогрессу, не оказывающий ему поддержку, вызывает лишь ощущение недооценённости и покинутости.
5. Антидисциплина.
Отсутствие самодисциплины у преподавателя скорее всего приведет к снижению мотивации студентов изучать дисциплину. Поэтому так важно педагогу уметь управлять временем, не задерживать учащихся на переменах и обеденных перерывах, не путаться в собственном расписании, чётко знать учебные аудитории для занятий.
6. Отсутствие желания развиваться.
Постоянно появляются новые подходы, методы и приёмы в обучении английскому языку. Преподаватель должен уметь использовать технические средства обучения. Если преподаватель остановился и далее развиваться как педагог не хочет, всё это тоже пагубно скажется на учебном процессе.
Положительное поведение преподавателя. Примеры.
Великие отечественные педагоги – Антон Семёнович Макаренко и Василий Александрович Сухомлинский в своих трудах постоянно подчёркивали, что центром образования является учащийся, и признавали важность индивидуального подхода, уважения каждого члена коллектива с раскрытием его личности.
«Настоящая цель каждого учителя не в то, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других»
Ф.В. Робертсон, английский богослов.
«Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами»
Автор неизвестен.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
В. Ключевский, русский историк.
Все известные учёные и педагоги подчёркивают значимость мотивации и вдохновения у преподавателя, его устремленности к новшествам и исследованиям.
Главные правила, которым должен следовать преподаватель.
1. Понимание целей студентов и действий, помогающих их вовремя достичь.
2. Активное вовлечение в содержание, форму и интенсивность обучения, межличностное общение; преподаватель не отвлекается на личные дела во время занятия – мессенджеры, почту, социальные сети и так далее.
3. Поощрения за успехи, обратная связь со студентами, их родителями.
4. Соблюдение принципа: каждый студент – уникален.
5. Способность брать ответственность за содержание учебного материала, подготовку к практическим занятиях, заданиям домашней и самостоятельной работы – умение их индивидуализировать.
6. Эффективное профессиональное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование.
7. Уважение студентов и их родителей, их взглядов и точек зрения, вежливое общение. Отсутствие фамильярности, излишнего формализма, гармоничная дистанция. Уважение собственных границ и границ студента.
8. Использование на занятиях оптимальной скорости интернета, качественных аудио- и видеоматериалов, технических средств обучения.
Необходимо выделить главное правило из списка:
Преподаватель всегда ставит студента у центр учебного процесса.
Педагог – это не просто специалист, которого научили владеть своей дисциплиной, но и эмпатичный человек с развитым интересом к своей деятельности – он создаёт дружелюбную, результативную атмосферу. На каждом занятии идёт выстраивание отношений со студентами, польза, мотивирование, понятное объяснение материала в соответствии с уровнем студентов.
Если преподаватель сам столкнулся с отрицательным примером поведения педагога, то нужно незамедлительно обратиться к администрации образовательного учреждения или другому надзорному органу, чтобы были приняты меры. Необходимо выявлять и регулировать плохое поведение преподавателя, так как здоровый опыт обучения – естественное право каждого студента.
Следует заметить, что подавляющее количество преподавателей вкладывает огромный труд и энергию в свою работу, стремятся к лучшему для своих студентов.
Ирина Владимировна Казарцева
Калягина Ирина Владимировна