Календарно тематическое планирование логопедических занятий для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Календарно тематическое планирование логопедических занятий для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи на 202..- 202.. учебный год
Количество занятий в неделю: 1
Учитель-логопед:
Сафонова И.А.
Период | Произношение | Развитие речи | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
Сентябрь 1-2 неделя | обследование | обследование | обследование |
Сентябрь 3 неделя | -Знакомство с органами артикуляции. - выработка подвижности артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика. | -расширять лексический словарь; - совершенствовать навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные; - учить образовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа в И.п.; - образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – учить составлять предложения по схеме из 3-х слов ( Кто? Что делает? Что?) (Мама моет посуду). | -развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков; – развивать речевое внимание и память, учить строить полное и четкое предложение. |
Сентябрь 4 неделя | -Речевые и неречевые звуки. - закреплять знания об органах артикуляции; - выработка сильной воздушной струи. | - закреплять навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные; - учить образовывать существительные множественного числа в Р.п. – закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - составлять предложения из 4-х слов с введением определения (Кто? Что делает? Какой? Что? ) (Мама варит гороховый суп). | - закреплять слуховое восприятие на материале неречевых звуков; - развивать слуховое восприятие на материале речевых звуков. |
Октябрь 1 неделя | -звук У -познакомить с понятием «гласный звук». | -образовывать относительные прилагательные от существительных; -уточнять пространственные представления, выраженные предлогами В-НА-ПОД; -учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации, включать в предложение пропущенный предлог. | -познакомить с буквой У, объяснить различие понятий «звук» и « буква» - учить определять позицию звука У в словах(начале, конце). |
Октябрь 2 неделя | -звук А -дифференциация звуков У- А. | -учить употреблению окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (нашёл - нашла); -учить образовывать существительные в Д.п, согласовывать их с глаголом; - учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного (девочка нашёл, спал). -учить образовывать слова противоположные по значению(большой – маленький). -закрепление предлогов В-НА-ПОД. | -учить определять позицию звука А в словах; -познакомить с буквой А; -учить последовательно называть гласные из ряда 2-3 гласных (УА, АУ, УАУ). -формировать навыки слогового чтения; -познакомить с понятием «слово». |
Октябрь 3 неделя | -звук И -дифференциация звуков У-А-И | - закреплять образование слов противоположных по значению; -закреплять умение составлять предложения, используя слова- антонимы; -познакомить с предлогами У-НАД; -познакомить детей с образованием сложных слов (листопад); -объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. | -познакомить с буквой И - учить последовательно называть гласные из ряда 2-3 гласных (УА, АУ, ИАУ). -учить определять позицию звука И в словах. |
Октябрь 4 неделя | -звуки М-МЬ познакомить с понятием «согласный звук». | -закреплять образование сложных слов (голубоглазая); -познакомить с образованием существительных с суффиксами уменьшительности и увеличительности–ИК-ИЩ (нос-носик-носище); -учить употреблять существительные в Т.п., согласовывая их с глаголом (видим глазами). | -познакомить с буквой М. -учить определять позицию звука М-МЬ в словах; -познакомить с термином «твёрдый звук», « мягкий звук»; -познакомить с термином «звонкий звук» ; -анализ и синтез обратных слогов (АМ, ОМ); - формировать навыки слогового чтения (МА, АМ, МАМА); -учить выкладывать из букв слоги. |
Октябрь 5 неделя | -звуки К-КЬ | -образовывать относительные прилагательные (деревянный, -ая-, -ое-, -ые ). -формировать умение употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах ( у меня нет … деревянной ложки, я взял деревянное ведро); -познакомить с многозначными словами (носик , ручка); -учить образовывать существительные со значением вместительности (сахарница, маслёнка); - учить согласовывать существительные с числительными (1 ложка– 5 ложек); -учить составлять описательный рассказ по схеме. | -познакомить с буквой К. - учить определять позицию звука К-КЬ в словах; -познакомить с понятием «слог»; -анализ и синтез слогов (КИ, АК) и слов (МАК); -познакомить с термином «глухой звук» ; - закрепление формирования навыков слогового чтения (МАКИ); -учить выкладывать из букв слоги. |
Ноябрь 1 неделя | -звуки Т-ТЬ -дифференциация звуков К-Т. | -учить согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем родах в ед. и мн.числе (большой мишка, большая кукла, большое ведро); -учить привлекать внимание к родовой принадлежности предметов (моя пирамидка , мой самолёт, мои игрушки); -закреплять согласование существительных с числительными(1 самолёт – 5 самолётов); -познакомить с предлогом ЗА-ПЕРЕД. | - познакомить с буквой Т. -учить определять позицию звука Т-ТЬ в словах; -учить выкладывать из букв слоги. |
Ноябрь 2 неделя | -звук О -дифференциация звуков О-У-А-И. | -закреплять предлоги ЗА-ПЕРЕД; -познакомить с предлогом С/СО, учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации, включать в предложение пропущенный предлог. -учить образовывать приставочные глаголы (солила - пересолила-досолила); -учить составлять предложения с союзом «а»: (Кто? Что делает? Что? ) (Мама варит суп, а папа чистит картошку). | -познакомить с буквой О; -учить определять позицию звука О в словах; -звуковой анализ слов; (КОТ, КИТ, ТИК, ТОК, УТКА). |
Ноябрь 3 неделя | -звуки Х-ХЬ. - дифференциация звуков К-Х, КЬ-ХЬ. | -учить употреблять существительные в П.п.; -учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения ( Это мамина юбка. Это папин шарф ); -продолжать учить полно, логично пересказывать текст, используя схематические картинки (опорные сигналы),отражающие последовательность событий. | -познакомить с буквой Х; -учить определять позицию звука Х (ХЬ) в словах; - звуковой анализ и синтез слов; -учить делить слова на слоги, составлять слоговую схему односложных и двухсложных слов (суп, сани); -познакомить с ударением. |
Ноябрь 4 неделя | -звук Ы. -дифференциация всех гласных(А,У,О,И,Ы) | -учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; -закреплять многозначные слова (шляпа); - учить сравнивать и сопоставлять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени (одеваю, одевал, буду одевать); -составление предложений с использованием заданных словосочетаний (меховая шапка - меховая шапка тёплая, меховую шапку -девочка надела меховую шапку). | -познакомить с буквой Ы; -учить определять позицию звука в слове (середина, конец); - закреплять слогообразующую роль гласных (в каждом слоге один гласный звук); - развивать умение находить в слове ударный гласный. |
Декабрь 1 неделя | -звуки П-Пь | -закрепить образование сложных слов (снегопад, гололед); - развивать умение подбирать родственные слова (снег, снеговик….); -учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок (лепил – слепил, катился, - скатился); -продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картинке | -познакомить с буквой П; -учить определять позицию звука в слове; - звуковой анализ и синтез слов (ПАПА,ПТАХА ); -учить дополнять слово недостающей буквой ( сто.., (стоп) ; …ак (пак); -познакомить с термином «звонкий звук» . |
Декабрь 2 неделя | - звуки Н –Нь -дифференциация звуков Н (Нь) – М (Мь) | -продолжать закреплять умение образовывать сложные слова ( желтогрудая , белобокая); -совершенствовать умение образовывать приставочные глаголы (подлетали, отлетали, прилетали…); -закреплять образование притяжательных прилагательных (вороньи перья). | -познакомить с буквой Н; -учить определять позицию звука в слове; -учить делить слова на слоги, составлять слоговую схему двухсложных и трехсложных слов (МУХА, СОБАКА). |
Декабрь 3 неделя | -звуки Б-Бь - дифференциация звуков П (Пь) – Б(Бь) | -закреплять образование родственных слов (вода, водный, водяной…); -закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»; -закреплять изученные предлоги, познакомить с предлогом « между ». | -познакомить с буквой Б; -учить определять позицию звука в слове; -учить преобразовывать слова (БАНТ – БИНТ, ТАТА – НАТА). |
Декабрь 4 неделя | - звуки С-Сь | -учить детей изменять форму глагола, согласовывая с местоимением и с включением их в предложение (я катаюсь, ты катаешься, он катается…); -продолжать образовывать качественные прилагательные ( мороз – морозный, солнце – солнечный); - продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картин . | -познакомить с буквой С; -учить определять позицию звука в слове; - звуковой анализ и синтез слов (СОКИ, БУСЫ, САНИ); - закреплять преобразование слов за счет замены буквы (МЫШКА-МУШКА-МИШКА). |
Январь 1 неделя | | Каникулы | |
Январь 2 неделя | -звуки З-ЗЬ -дифференциация звуков С-З(СЬ-ЗЬ) | -закреплять образование притяжательных прилагательных; -учить образовывать существительные с помощью суффиксов – онок - - енок -; - познакомить с предлогами ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, выделять эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом. | -познакомить с буквой З; -учить определять позицию звука в слове; -учить подбирать слова к данным схемам; -формировать навыки чтения; -закреплять преобразование слов за счет замены буквы; -привлекать внимание к проверке безударной гласной путём изменения слов (коза - козы). |
Январь 3 неделя | -звуки В-ВЬ | -закреплять образование притяжательных прилагательных; -закреплять ранее изученные предлоги, выделять эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом; -закреплять образование глаголов ( му- мычит). | -познакомить с буквой В; -учить определять позицию звука в слове; -формировать навык звуко-слогового анализа слов (СОВОК, ЗАБОТА). |
Январь 4неделя | -звуки Д-ДЬ дифференциация звуков Д-Т(ДЬ-ТЬ) | -закреплять образование притяжательных прилагательных; -закреплять образование глаголов; -продолжать образовывать существительные с помощью суффиксов –онок- -енок; -закреплять согласовывать существительные с числительными; -учить составлять творческий рассказ по заданному началу. | -познакомить с буквой Д; -учить определять позицию звука в слове; -закреплять навык подбора слов к звуковым схемам. |
Февраль 1 неделя | -звуки Г-ГЬ дифференциация звуков К-Г (КЬ-ГЬ) | -закреплять образование относительных прилагательных (шкаф для книг – книжный); -составлять распространённые предложения от заданного словосочетания; -закреплять многозначные слова; - закреплять ранее изученные предлоги, выделять эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом. | -познакомить с буквой Г; -учить определять позицию звука в слове; - учить заполнять схемы, обозначающие буквенный состав слова (шарады,загадки,кроссворды). |
Февраль 2неделя | -звук Э | -закреплять образование приставочных глаголов и составление с ними предложений; -закреплять образование сравнительной степени прилагательных ( быстрее, выше, дальше); - закреплять многозначные слова; - закреплять образование сложных слов; -закреплять навыки подбора и употребления в речи антонимов-глаголов (вкатить-выкатить ,заехать-съехать). | -познакомить с буквой Э; -учить определять позицию звука в слове; -закреплять слоговое чтение; -продолжать учить делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. |
Февраль 3 неделя | -звук Й | -закреплять в подборе синонимов ( храбрый ,отважный, смелый); -учить образовывать существительные мужского рода в существительные женского рода (радист-радистка); -учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом «чтобы»; -закреплять умение пересказывать текст, воспринятый на слух. | -познакомить с буквой Й; -учить определять позицию звука в слове; -закреплять слоговое чтение; -формировать умение выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (Ёжик сидит…. Ёлкой). |
Февраль 4 неделя | -буква Е | - закреплять ранее изученные предлоги; - закреплять согласование существительных с числительными в разных падежных формах (Ваня увидел 5 соловьёв. Ваня думал о 5 соловьях…..); - закреплять образование притяжательных прилагательных; -продолжать закреплять умение образовывать сложные слова (звонкоголосая ,длиннохвостая). | - познакомить с буквой Е; -закреплять слоговое чтение; - учить самостоятельно писать отдельные слова. |
Март 1 неделя | -буква Я | -учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрый ,добрее, самый добрый); - составление творческих рассказов. | - познакомить с буквой Я; -закреплять слоговое чтение; -продолжать закреплять подбор слов по схемам; -закреплять умение находить в слове ударный гласный. |
Март 2 неделя | -звук Ш
| -закреплять умение составлять сложносочинённое предложение с союзом «потому что»; -закреплять умение подбирать родственные слова; -совершенствовать умение подбирать синонимы (красивый, прекрасный, замечательный, великолепный); -закреплять образование сложных слов (ледоход, ледокол). | -познакомить с буквой Ш; -учить определять позицию звука в слове; -формировать умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ШИ»; - учить выкладывать (писать) из букв небольшие предложения (У Саши машина. Маша ест.) |
Март 3 неделя | -звук Ж
| - закреплять умение преобразовывать название профессий мужского рода в профессию женского рода (учитель-учительница); -объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист-спортсмен, который играет в футбол); -привлекать внимание к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу ,стрижёт ;печь); -закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на схему. | -познакомить с буквой Ж; -учить определять позицию звука в слове; -формировать умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ЖИ»; -учить выкладывать (писать) из букв небольшие предложения. |
Март 4 неделя | -звуки Л-ЛЬ | -закреплять ранее изученные предлоги, выделять эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом; -познакомить с предлогами К - ОТ. -закреплять употребление обобщённых понятий на основе их тонкой дифференциации ( инструменты: музыкальные, сельскохозяйственные,плотницкие); -закреплять образование приставочных глаголов и составление с ними предложений. | -познакомить с буквой Л; -учить определять позицию звука в слове; -закреплять формирование звуко-буквенного анализа слов. |
Март 5 неделя | -звук Ц -дифференциация С-Ц | -закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные с помощью разных суффиксов (жирафья, слоновий, моржовый); - закреплять умение составлять сложносочинённые предложения, используя слова- антонимы и притяжательные прилагательные (Жираф высокий ,а тигр низкий; Это жирафий хвост, а это слоновьи уши); -закреплять употребление существительных с увеличительным значением (усищи, лапищи, ножищи…); -продолжать образовывать существительные с помощью суффиксов –онок- -енок; -совершенствовать навыки составления рассказов-описаний(2 предметов в сопоставлении). | -познакомить с буквой Ц; -учить определять позицию звука в слове; -учить заполнять схемы, обозначающие буквенный состав слова (шарады, загадки, кроссворды). |
Апрель 1 неделя | -буква Ю | - закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять с ними предложения; - закреплять употребление обобщённых понятий на основе их тонкой дифференциации (рыбы: морские, речные, аквариумные); -закреплять в речи приставочные глаголы; - закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные. | - познакомить с буквой Ю; -закреплять слоговое чтение; - учить выкладывать (писать) из букв небольшие предложения. |
Апрель 2 неделя | -звуки Р-РЬ -дифференциация звуков Р-Л(РЬ-ЛЬ) | -закреплять образование сравнительной степени прилагательных (выше, быстрее); -закреплять умение образование наречий от прилагательных ( быстрый - быстро); -продолжать учить составлять рассказ по заданному началу. | -познакомить с буквой Р; -учить определять позицию звука в слове; -продолжать развивать слоговое чтение. |
Апрель 3 неделя | -звук Ч -дифференциация звуков Ч-ТЬ | - закреплять употребление обобщённых понятий на основе их тонкой дифференциации (цветы: полевые, садовые); -закреплять ранее изученные предлоги, выделять эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом; -закреплять согласование существительных с числительными в разных падежных формах (Таня собрала букет из 3 ромашек, 5 васильков…); -совершенствовать навыки составления рассказов-описаний(2 предметов в сопоставлении). | -познакомить с буквой Ч. -учить определять позицию звука в слове. -продолжать формировать звуко-буквенный анализ слов. |
Апрель 4 неделя | -звуки Ф-ФЬ -дифференциация звуков В-Ф (ВЬ-ФЬ) | -закреплять употребление существительных с увеличительным значением (усищи, лапищи, ножищи…); - закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные с помощью разных суффиксов (Муравьиная, пчелиная); -закреплять в речи приставочные глаголы; -закреплять ранее изученные предлоги, составлять предложения с заданным предлогом по картинке. | -познакомить с буквой Ф; -учить определять позицию звука в слове; -формировать анализ и синтез слов. |
Май 1 неделя | -звук Щ | - закреплять в подборе синонимов ( храбрый, отважный, смелый); -учить запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос; -совершенствовать навык пересказа рассказа, с опорой на вопросный план. | -познакомить с буквой Щ; -учить определять позицию звука в слове; -продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза; -преобразовывать прямые и обратные слоги(АЩ-ЩА). |
Май 2 неделя | -буква Ё | -закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»; -закреплять умение образовывать относительные прилагательные; - закреплять ранее изученные предлоги, составлять предложения с ними. ( Таня оставила ножницы В стакане. Таня достала ножницы ИЗ стакана). | -познакомить с буквой Ё; -закреплять слоговое чтение; - учить заполнять схемы, обозначающие буквенный состав слова (шарады, загадки, кроссворды). |
Май 3 неделя | -повторение ( Ь знак) | - закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами ( На траве блестит роса, а у девочки…(коса)…); - закреплять составление рассказа по ССК. | -познакомить с буквой Ь знак; -усвоение буквы Ь знак (как знака мягкости) на базе отчётливого произнесения и сравнения твёрдых и мягких звуков. |
Май 4 неделя | - повторение (Ъ знак) | повторение | -познакомить с буквой Ъ знак; -усвоение букв Ь И Ъ на основе отчётливого произношения и сравнения на слух сочетаний (ЛЯ-ЛЬЯ). |