Календарно-тематический план индивидуально-подгрупповой работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи детей с ОНР 5–6 лет
Утверждаю
Заведующий МКДОУ «Д/с № 27»
_________________Шишкова Н.В.
__________сентября 20___г.
План индивидуально – подгрупповой работы
по формированию лексико – грамматических категорий
и развитию связной речи детей с ОНР 5 – 6 лет.
Задачи первого периода обучения.
Развитие грамматического строя речи.
Употребление формы родительного падежа существительных винительного падежа, единственного числа существительных.
Образование прилагательных от существительных (сосновая ветка).
Употребление предлогов В, НА.
Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.
Согласование числительных с существительными.
Словообразование от звукоподражания.
Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже.
Лексика.
Осень.
Овощи. Огород.
Сад. Фрукты.
Лес. Грибы. Ягоды.
Одежда.
Обувь.
Игрушки.
Посуда.
Связная речь.
Составление простых предложений по вопросам.
Придумывание загадок – описаний.
Составление простых предложений с союзом И,В, НА.
Составление простых предложений по картинкам.
Составление предложений с придуманными словами.
Составление рассказа по алгоритму, схеме.
Заучивание стихотворений.
Обогащение речи глаголами.
Обогащение речи прилагательными.
Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Употребление в речи притяжательных местоимений.
Образование прилагательных от существительных
Формирование коммуникативных навыков
4.1 На материале диалогов (пальчиковый театр).
Воспитание качеств, присущих ситуации общения.
Проявление интереса к беседе.
Обеспечение внимания к собеседнику.
Задачи второго периода обучения.
Развитие грамматического строя речи.
Образование множественного числа существительных.
Употребление предлогов В, НА, ПОД, ЗА, С, НАД, ПЕРЕД.
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа существительных (кого?)
Изменеиие слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов: - ЧЕК, - ОЧК, - ЧИК, - ЕЧК.
Употребление слов с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.
Образование категорий будущего времени глаголов единственного числа (покажет, расскажет)
Образование относительных прилагательных.
Подбор однокоренных слов.
Образование глаголов движения префиксальным способом (н-р: въезжает, заезжает, отъезжает…).
Употребление слов – антонимов.
Лексика.
Зима. Зимующие птицы.
Домашние животные зимой.
Дикие животные зимой.
Новый год.
Транспорт.
Профессии на транспорте.
Детский сад. профессии.
Профессии. Швея.
Связная речь.
Составление предложений с предлогами.
Пересказ рассказа по серии картинок, по памяти.
Составление предложений по действию.
Заучивание чистоговорок, потешек.
Формирование коммуникативных умений:
- вести беседу;
- грамматически правильно строить речь;
- придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Задачи третьего периода.
1. Развитие грамматического строя речи.
1.1 Согласование существительных с числительными.
1.2 Употребление существительных с предлогом без.
1.3 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
1.4 Образование сложных слов (садовод, птицевод, кроликовод, рыбовод, хлебороб).
1.5 Подбор однокоренных слов.
1.6 Изменение слов с помощью суффикса – ИЩ, (глазищи, зубищи).
Подбор слов с противоположным значением.
2. Лексика.
2.1 Профессии на стройке.
2.2 Наша армия.
2.3 Весна.
2.4 Комнатные растения.
2.5 Аквариумные и пресноводные рыбы.
2.6 Наш город.
2.7 Весенние сельскохозяйственные работы.
2.8 Космос.
2.9 Хлеб.
2.10 Почта.
2.11 Правила дорожного движения.
2.12 Насекомые и пауки.
2.13 Времена года. Лето.
Полевые цветы.
3. Связная речь.
3.1 Составление предложений по опорным слова.
3.2 Составление предложений по вопросам.
3.3 Составление предложений по демонстрации действий.
3.4 Пересказ рассказа.
3.5 Заучивание стихотворений.
Формирование коммуникативных умений и навыков.
4.1 Ответы на вопросы в точном соответствии с заданием.
4.2 Соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).
4.3 Побуждение к речи, включая задания, которые предлагают получение отклика на высказанное учителем – логопедом мнение, выполненное задание, выражения согласия или несогласия с ним.
1 период обучения | |||
Тема | Связная речь | Лексиео – грамматические упражнения | Пальчиковые игры |
«Осень.» октябрь, 1неделя | Беседа об осени с рассматриванием картинок (распространение предложений прилагательными); Составление описательного рассказа «Осень. листопад» с опорой на картинно – графический план | Дидактические упражнения: «Подбери признак»; «С чьей ветки детки?» «Картинки - загадки» (контурное изображение листьев, наложенных друг на друга); «Что делает?» (расширяем глагольный словарь) | Гимнастика с палочками «Дождик и туча» И.Г Галянт |
«Овощи. Огород.» Октябрь, 2 неделя | Рассматривание сюжетной картины «Уборка овощей», составление предложений; Составление описательного рассказа по алгоритму «Что привез грузовик?» (описание овощей); Составление рассказа по картине «Повар» с использованием картинно – графического плана. | Дидактическое упражнение «Подбери признак»; «Чего не стало» (употребление сущ-ых в родительном падеже в ед.и мн.числе); Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»; Дидактическое упражнение «Веселый счет» | Гимнастика с палочками «Мишутка» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций и чувство ритма. |
«Фрукты. Сад.» Октябрь, 3 неделя | Рассматривание сюжетной картины «Семья в саду» составление предложений; Составление описательного рассказа о фруктах по алгоритму; Составление рассказа по картине «Бабушкины заготовки на зиму» с использованием картинно – графического плана. | Дидактическое упражнение «Поможем клоуну» (согласование прил. с существительными в роде, числе); «Чего не стало» (употребление сущ-ых в родительном падеже в ед.и мн.числе); Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»; Дидактическое упражнение «Веселый счет» | Гимнастика с палочками «Мишутка» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций и чувство ритма. |
«Лес. Грибы. Ягоды.» Октябрь, 4 неделя | Пересказ рассказа «Малина»; Рассматривание иллюстраций с изображением леса (смешанного, хвойного, лиственного). | Дидактическое упражнение «Узнай грибы по контурному изображению»; Дидактическое упражнение «Раз, два, три к … беги!»; Дидактическое упражнение «Лес» (образование прилагательных от существительных). | Пальчиковая гимнастика «Грибы» И.Г Галянт Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста. |
«Одежда» Ноябрь, 1 неделя | Составление описательного рассказа по алгоритму «Одежда»; Составление предложений, используя игрушку «Матрешка» (употребление предлога «У») | Дидактическое упражнение «Подбери слова» (называние однокоренных слов к слову одежда); Дидактическое упражнение «Жадина» (употребление притяжательных местоимений); Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?» | Гимнастика с палочками «Разминка» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций и чувство ритма. |
«Обувь» Ноябрь, 2 неделя | Составление описательного рассказа по алгоритму «Обувь»; «Обувной магазин» (узнать по описанию) | Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» (образование и использование относительных прилагательных. Дифференциация обуви по цвету, материалу, назначению) Дидактическое упражнение «Подбери слова» (называние однокоренных слов к слову обувь); Дидактическое упражнение «Назови ласково» | Гимнастика с палочками «Палочки» И.Г Галянт Развивать умения владеть дыхательной системой, учить детей передавать ритм стиха. |
«Игруш - ки» Ноябрь, 3 неделя | Составление описательного рассказа по алгоритму «Моя любимая игрушка»; Составление рассказа по сюжетной картине «Жадина» с использованием картинно – графического плана. | Подбор однокоренных слов к слову «Игрушка»; Дидактическое упражнение «Что? Где?» (употребление простых предлогов: на, в, у) | Гимнастика с палочками «Буратино» И.Г Галянт Учить детей находить различные приемы звукоизвлечения на палочках. |
«Посуда» Ноябрь, 4 неделя | Составление описательного рассказа по алгоритму «Моя посуда»; Составление рассказа «День рождения Алены» с использованием картинно – графического плана. | Дидактическое упражнение «Подбери признак»; «Чего не стало» (употребление сущ-ых в родительном падеже в ед.и мн.числе); Дидактическое упражнение «Посуда» (образование прилагательных от существительных). | Гимнастика с палочками «Новоселье у зверят» И.Г Галянт Упражнять детей ритмично передавать ритм стиха. |
2 период обучения. | |||
«Зима. Зимующие птицы.» Декабрь, 1 неделя | Составление предложений по картине «В зимнем парке» Составление рассказа по серии картин «Покормите птиц зимой»; Составление рассказа по серии картин «Кормушка»; | Дидактическое упражнение «Какая зима?»; Дидактическое упражнение «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к словам зима, воробей); Дидактическое упражнение «Назови ласково»; Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». | Гимнастика с палочками «Вьюги» (в парах) И.Г Галянт Учить детей озвучивать тексты звучащими жестами. |
«Домаш -ние животные зимой» Декабрь, 2 неделя | Составление рассказа по картине «Мамины помощники» с использованием картинно – графического плана. Чтение рассказа Е.Чарушина «Корова» и беседа по тексту. | Дидактическое упражнение «У кого кто?» (употребление слов с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-); Дидактическое упражнение «Угости животных»; Дидактическое упражнение «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов) Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чье?» (образование относительных прилагательных) | Гимнастика с палочками «Кошка и мышки» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций и чувство ритма. |
«Дикие животные зимой» Декабрь, 3 неделя | Составление рассказов – описаний о диких животных по схеме; Рассказ по картине «Кто как зимует» | Дидактическое упражнение «Назови ласково»; Дидактическое упражнение «У кого кто?» (употребление слов с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-); Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чье?» (образование относительных прилагательных) | Пальчиковая гимнастика «Считалка» И.Г Галянт. Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста. |
«Новый год» Декабрь, 4 неделя | Составление рассказа по картине «На елке»; | Дидактическое упражнение «Осколки» (Употребление существительных предлогов без,с) Дидактическое упражнение «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к слову елка); Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какие? Какое?» (образование относительных прилагательных) | Пальчиковая гимнастика «Зима» И.Г Галянт. Развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Мебель» Январь, 2 неделя | Составление рассказов – описаний о мебели по схеме; Составление рассказа «Мебельный магазин» с опорой на картинно – графический план. | Дидактическое упражнение «Осколки» (употребление существительных с предлогом без); Дидактическое упражнение «Назови ласково»; Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»; | Гимнастика с палочками «Постучали и молчок» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций, чувство ритма, Координацию движений. |
«Транс -порт» Январь, 3 неделя | Заучивание рассказа «Разноцветный паровозик» Н.В.Нищевой Чтение и пересказ рассказа по ролям В.Суслова «Кто сильнее». | Дидактические упражнения (употребление существительных множественного числа родительного падежа): «Чего не стало» «Один – много» «Скажи наоборот» (образование глаголов движения префиксальным способом, н-р: въезжает, заезжает, отъезжает…) | Пальчиковая гимнастика «Лодочка» И.Г Галянт. Развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Профес-сии на транспор -те» Январь, 4 неделя | Составление рассказа о профессиях по алгоритму; | Дидактические упражнения «Кто чем управляет?» (употребление существительных в творительном падеже); Дидактические упражнения «Кто что делает?» (расширяем глагольный словарь); «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к слову машина); Дидактические упражнения «Веселый счет» (согласование существительных с числительными) | Гимнастика с палочками «Машина» И.Г Галянт Развитие речевых интонаций, мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Детский сад. Профес -сии» Февраль, 1 неделя | Составление рассказа по сюжетной картине «На прогулке»; Составление предложений по картинкам | Дидактические упражнения «Кому что нужно»; Дидактические упражнения «Кто что делает?» (расширяем глагольный словарь); «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к слову воспитатель). | Гимнастика с палочками «Постучали и молчок» И.Г Галянт Упражнять детей ритмично передавать ритм стиха. Развивать координацию движений и мышечные тактильные ощущения. |
«Профес -сии. Швея», Февраль, 2 неделя | Пересказ рассказа «Плюшевый мишка» Н.В.Нищева Проговаривание стихотворения Е. Татаровской «Девчонки» | Дидактическое упражнения: «Чего не стало»; «Кому что?»; Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какие? Какое?» (образование относительных прилагательных). | Гимнастика с палочками «Туки – ток» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Профес -сии на стройке», Февраль, 3 неделя | Беседа о профессиях строителей; Чтение сказки «Три поросенка» (предварительно); Беседа, рассуждение по сказке. | Дидактическое упражнения: «Чего не стало»; «Кому что?»; «Четвертый лишний»; «Что делает?» (расширяем глагольный словарь). | Гимнастика с палочками «Гвоздь и молоток» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Наша армия», Февраль, 4 неделя | Беседа по сюжетной картине «На границе»; Заучивание стихотворения «На границе» | Дидактические упражнения: «Скажи наоборот» «Что делает?» (расширяем глагольный словарь); «Какой?» (образование относительных прилагательных). | Гимнастика с палочками «Ладушки» И.Г Галянт Развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
3 период обучения | |||
«Ранняя весна.», Март, 1 неделя | Составление рассказа по серии картин «Весна»; Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней. | Дидактические упражнения: «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к слову весна); «Какая весна?» (обогащаем словарь эпитетами) | Пальчиковая гимнастика «Красота» И.Г Галянт Развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Комнатные растения», Март, 2 неделя | Составление описательного рассказа о комнатных растениях по алгоритму; Придумывание загадок – описаний | Дидактическое упражнение: «Веселый счет» (согласование существительных с числительными); «Что? Где?» (употребление простых предлогов) «Что делает?» (расширяем глагольный словарь); «Какой?» (образование относительных прилагательных). | Гимнастика с палочками «Дождь» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Аквариумные и пресноводные рыбы», Март, 3 неделя | Рассматривание картины «Пресноводные рыбы» беседа по ней; Составление рассказа по серии картин «Мурка и рыбки»; Составление описательного рассказа о пресноводных рыбах по алгоритму | Дидактические упражнения: «Жадина» (употребление притяжательных местоимений); «Слова одной семейки» (называние однокоренных слов к слову рыба); «Чей? Чья? Чье? Чьи?» (образование притяжательных прилагательных) | Гимнастика с палочками «Трали - вали» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Наш город.», Март, 4 неделя | Рассматривание фотографий достопримечательностей города Коркино, составление предложений; Составление рассказа о Коркино с опорой на алгоритм. | Дидактическое упражнение: «Веселый счет» (согласование существительных с числительными); «Что? Где?» (употребление предлогов в, на, возле, около, за, перед) | Гимнастика с палочками «Начинается игра» (в парах) И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Весенние сельскохо- зяйствен- ные работы», Апрель, 1 неделя | Беседа по стихотворению В.Степанова «Снег растает в поле чистом»; Заучивание стихотворения В.Глущенко «Грядка»; Рассматривание иллюстраций по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (составление предложений) | Дидактические упражнение: «Раз словечко, два словечко» (образование сложных слов: садовод, птицевод, кроликовод, рыбовод, хлебороб); «Скажи наоборот» (подбор слов - антонимов); «Что? Где?» (употребление предлогов в, к, из) | Гимнастика с палочками «Хорошо» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными движениями рук. |
«Космос», Апрель, 2 неделя | Заучивание стихотворения А. Матутиса «В парке новая ракета»; Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней | Дидактическое упражнение: «Семейка слов» (называние однокоренных слов к словам звезда, земля); «Скажи наоборот» (подбор слов - антонимов); «Веселый счет» (согласование существительных с числительными) | Гимнастика с палочками «Космонавты» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Хлеб – всему голова», Апрель, 3 неделя | | | Гимнастика с палочками «Хлебная» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Почта», Апрель, 4 неделя | Рассматривание иллюстраций по теме «Почта», составление предложений; Заучивание стихотворения Л.А. Греховой «Почтальон» | Дидактические упражнения: «Чего не стало»; «Скажи наоборот» (подбор слов - антонимов); «Назови ласково» | Гимнастика с палочками «Ножки» И.Г Галянт Развивать речевые интонации и чувство ритма, умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«ПДД», Май 1 неделя | Рассматривание иллюстраций по теме «ПДД» и составление предложений; Заучивание стихотворения «На улице нашей» Я.Тайц; Составление предложений по серии картин «Новая машина». | Дидактические упражнения: «Есть - нет» (согласование существительных с числительными); Дидактическое упражнение: «Семейка слов» (называние однокоренных слов к слову машина) | Пальчиковая гимнастика «Мы идем» И.Г Галянт Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Насеко -мые и пауки», Май, 2 неделя | Составление описательного рассказа о насекомых по алгоритму; Перессказ рассказа «Неудачная охота» Н.В.Нищевой | Дидактическое упражнение: «Четвертый лишний»; «Какой? Какая?» (обогащаем словарь прилагательными); «Подбери предметы к признакам» | Пальчиковая гимнастика «Кузнечик» И.Г Галянт Развивать умение проговаривать текст в различном темпе, сопровождая речь ритмичными ударами палочек. |
«Времена года. Лето.», Май, 3 неделя | Составление предложений о лете по картинкам; Составление рассказа о лете с опорой на алгоритм | Дидактическое упражнение «Раз словечко, два словечко» (упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже); «Четвертый лишний» | Гимнастика с палочками «Хорошо» И.Г Галянт Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. |
«Полевые цветы», Май, 4 неделя | Рассматривание иллюстраций с изображением полевых и луговых цветов, составление предложений; Придумывание загадок – описаний цветов с опорой на алгоритм | Дидактическое упражнение: «Четвертый лишний»; «Какой? Какая? Какое?» (обогащаем словарь прилагательными); | Пальчиковая гимнастика «Прятки» И.Г Галянт Развивать мелкую моторику пальцев |