Календарно-тематический план по приобщению к искусству (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Календарно-тематический план
по приобщению к искусству
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.-216с.
№ п/п | Название темы | Цели | Методическая литература | Дата |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Слушание "Осенняя песня" П.Чайковский | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. | Запись "Осенняя песня" П.Чайковский | |
2 | Рассматривание картины А. Пластов "Сенокос" | Ознакомление детей с творчеством художника А. Пластова. Учить детей высказывать свои впечатления о картине. | | |
3 | Художник иллюстратор Ю.А. Васнецов | Познакомить с иллюстрациями Ю Васнецова к русским народным сказкам, потешкам. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, интерес к книжной иллюстрации. | | |
4 | Рассматривание картины И. Шишкин "Рожь" | Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи. Формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. Учить детей высказывать свои впечатления о картине. | | |
ОКТЯБРЬ | ||||
5 | Рассматривание картины И. Левитан "Золотая осень" | Познакомить детей с профессиями художника. Формировать умение понимать содержание произведений искусства. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. | | |
6 | Художник иллюстратор И. Я. Билибин | Познакомить с творчеством художника иллюстратора – И. Я. Билибина. Формировать представление о художественном образе Бабы Яги. Формировать умение определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного искусства. Развивать творчество, фантазию, воображение. | | |
7 | Рассматривание картины А. Пластов "Полдень" | Познакомить детей с творчеством художника А. Пластова. Учить понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить. Формировать умение давать художественно-эстетическую оценку произведению. | | |
8 | Хохломская роспись | Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью. | | |
9 | Скульптура малой формы | Познакомить детей с понятием «скульптура малой формы». Воспитывать интерес к скульптуре. Выделять образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). | | |
НОЯБРЬ | ||||
10 | Слушание "Моя Россия" Г.Струве | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. | Запись "Моя Россия" Г.Струве | |
11 | Рассматривание картины И. Шишкин "Утро в сосновом бору" | Познакомить с содержанием картины. Помочь почувствовать ее художественный образ. Формировать умение описывать медведей и окружающий пейзаж. Познакомить детей жанром живописи – пейзаж. | | |
12 | Гжельская роспись | Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Приобщать к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить с гжельской росписью, с ее историей и производством. | | |
13 | Художник иллюстратор В. М. Конашевич | Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В.М. Конашевич. Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик через иллюстрации. Воспитывать интерес к книге и их иллюстрациям. | | |
ДЕКАБРЬ | ||||
14 | Слушание Романс "Зима", муз. П.Чайковского, сл. А. Плещеева | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. | Запись романса "Зима", муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева | |
15 | Художник иллюстратор В. В. Лебедев | Знакомство с художником-иллюстратором В.В. Лебедевым. Обратить их внимание на характерные особенности его рисунков. Учить видеть интересные приемы и способы изображения животных и людей. | | |
16 | Жостовская роспись | Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Воспитывать интерес к народным промыслам. | | |
17 | Рассматривание картины В. Васнецов "Иван - царевич на Сером волке" | Познакомить детей с творчеством художника В. Васнецова. Формировать у детей умение "читать" картину. Уметь определять настроение картины. | | |
| ЯНВАРЬ | | ||
18 | Рассматривание картины В. Васнецов "Алёнушка" | Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности. Активизировать речь детей прилагательными, отображающими картины природы и настроение Алёнушки. | | |
19 | Художник иллюстратор Т.А. Маврина | Рассказать детям о творчестве известного художника-иллюстратора – Т. А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Расширять представления детей о многообразии сказочного мира. | | |
20 | Мезенская роспись | Знакомство с мезенской росписью. Познакомить с историей появления мезенской росписи, рассмотреть элементы мезенской росписи, символику мезенской росписи. | | |
| ФЕВРАЛЬ | | ||
21 | Художник иллюстратор Е. И. Чарушин | Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным. | | |
22 | Керамические изделия | Формирование восприятия керамических изделий, как части среды жизни людей. | | |
23 | Рассматривание картины В. Васнецов "Богатыри" | Познакомить с элементами доспехов русского война. Установить взаимосвязь богатырской силы с героями - освободителями. Учить анализировать картину. | | |
24 | Русская матрешка | Познакомить с историей русской деревянной игрушки. Показать разнообразие данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной игрушки. | | |
| МАРТ | | ||
25 | Слушание "Колыбельная" Г. Свиридов | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. | Запись "Колыбельная" Г. Свиридов | |
26 | Рассматривание картины И. Левитан "Март" | Продолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения. | | |
27 | Рассматривание зданий архитектуры | Познакомить детей с понятием «архитектура». Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения -декор и т.д.). | | |
28 | Рассматривание картины И. Левитан "Весна. Большая вода" | Познакомить детей с вершинами русского искусства в его лучших образцах, развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, сформировать представление о пейзаже как особом жанре живописи. | | |
| АПРЕЛЬ | | ||
29 | Рассматривание картины А.Саврасов "Грачи прилетели" | Познакомить детей с профессиями художника. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. | | |
30 | Русские народные песни | Приобщать к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. | | |
31 | Танец (балет) | Приобщение детей к высокому искусству в лучших его образцах, развивать целостное и эмоциональное восприятие произведения искусства. | | |
32 | Храмовая архитектура | Познакомить детей с храмовой архитектурой. Уточнить понятия архитектура, архитектор. Прививать детям интерес и любовь к родному краю, Родине. Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом). | | |
33 | Памятники | Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России - это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои. | | |
| МАЙ | | ||
34 | Слушание "Утренняя молитва" П.Чайковский" | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. | Запись "Утренняя молитва" П. Чайковский | |
35 | Рассматривание картины А. Пластов "Лето" | Познакомить с жанрами живописи, с жизнью и творчеством А.А. Пластова. Учить “читать” картину, осмысливать ее содержание. Привлечь внимание детей к красоте летней природы. | | |
36 | Театр | Приобщение детей к высокому искусству в лучших его образцах, развивать целостное и эмоциональное восприятие произведения искусства, сформировать представление о театре. | | |
37 | Цирк | Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии. Воспитывать у детей уважение к артистам, выступающим в цирке. | |