План внеклассного мероприятия «Камчатка – край родной, любимый, Суровый, но неповторимый»

2
0
Материал опубликован 9 November 2015

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Методическая разработка по воспитательной работе

внеклассное мероприятие -

«Люби и знай родной свой край!»

номинация

воспитательная работа

Болбот Оксана Викторовна

учитель начальных классов

Вилючинск 2014 год.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

 

 

Содержание:

Пояснительная записка.

Цель и задачи.

Оборудование.

Предварительная работа.

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Заключение.

Список литературы.

Фотоотчет

Приложения: (диск)

Презентация «Люби и знай родной свой край!».

Фотоо подготовке и проведении мероприятия.

Музыкальнаякомпозиция «Заря»,Фонограммы песен «Гимн Вилючинска», «Мой дом –Петропавловск-Камчатский».

Методическая копилка для мероприятий:презентация видов Камчатки.

Открытый урок (видеоматериал )

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Люби и знай, родной свой край»


 

СЛАД КУТХ

У коренных жителей Камчатки – бытует немало сказок-легенд, о том, как появилась их страна. Давным - давно это было, так давно, что никто и не помнит когда…Летел однажды ворон Кутх над большой водой – над морем, летел и шибко устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил со дна огромный камень. Сел на него, отдохнул, осмотрелся. А что? Большую землю-камень вытянул Кутх из большой воды. Целую страну. Решил ворон Кутх остаться здесь навсегда. Сталь он горы строить огнедышащие, русла для рек клювом долбить. Напустил в леса зверей, рыб и птиц всяких. И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух..И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Ремеслам их обучил, да веселым нравом их наделил, чтобы без грусти и печали жизнь подольше сохраняли.

СЛАЙД

Это фрагмент моего внеклассного мероприятия «Люби и знай, родной свой край!»

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению национальной истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Можно согласиться с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А ведь народная мудрость гласит, что нельзя построить будущее, не изучая и не зная прошлого. И чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, то есть использование национально-регионального компонента во внеклассные мероприятия имеет огромный воспитательный потенциал и требует от педагога осведомленности в вопросах истории, искусства, литературы, традиций, составляющих этническую среду учащихся. Ведь в наших руках самое главное – это будущее большой страны.

Я хочу поделиться опытом работы по внедрению регионального компонента в воспитательную работу.

Данная тема, является особенно актуальной в наше время, так как мы живем в многонациональной государстве и наша школа многонациональная. Поэтому во внеурочной деятельности в начальной школе, нужно изучать не только национальную культуру и искусство, но культуру и искусство народов, проживающих на Камчатке (чукчей, коряков, ительменов, эвенов).

СЛАЙД «Национальный музей»

Мероприятие включает учащихся в среду национальной народной культуры. Оно проведено в форме игры в настоящий национальный музей с экспонатами.

Перед вами Ительменская Кукла - такие игрушки женщины шили своими руками и дарили своим детям.

Коврик – с национальным орнаментом и изысканными украшениями, такие изделия в каждой семье были очень ценны и передавались из поколения в поколение.

Раньше фотографий не было и поэтому семейные портреты делали своими руками.

Перед вами корякская национальная семья.

А это посмотрите, какая красивая девочка-чукча, одета в шикарные меха, а вокруг нее дорогие украшения из бисера.

Вы видите Шамана – в каждом поселении жил мудрый шаман, к которому обращались за советами, оберегами, талисманами, а также поправить свое здоровье.

Музейные экспонаты сделаны руками детей, посещающий кружок «Я творю чудеса».

На внеклассном мероприятии используются театральные приемы, когда на занятие неожиданно приходит герой сказок и легенд сам Ворон Кутх в национальном ительменском костюме, танцуя с бубном.

Так ребята знакомятся с устным народным творчеством, они учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка и пробуют сами сочинять сказки, загадки, стихи.

СЛАЙД - Новизна и значимость

Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну и значимость подхода таких внеклассных занятий в школе, а также в системе дополнительного образования - это обращение к народной культуре, памятникам старины, традициям, изучение сказок и легенд, посещение краеведческого музея, участвуя в них, ученики реализуют свои познания. Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры, когда особое внимание уделяется формированию растущей личности.

СЛАЙД

Для подрастающего поколения очень важно восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

СЛАЙД - Нетрадиционный подход

Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в поисковой работе. Погружение в историю родного края посредством чтение литературных произведений, библиотечных мероприятий, помогает не только изучать и понимать родной край, но и глубже осознавать свою причастность к истории и судьбе своего народа.

Нетрадиционный подход – субъективно новый творческий продукт в использовании регионального компонента. Он дает положительные результаты в самых разных аспектах: школьники, которые изучают фольклор и этнографию, проявляют активность на различных конкурсах, олимпиадах, а в моральном отношении дети становятся добрее и внимательнее друг к другу.

СЛАЙД – Сочетание

Методическая разработка заключается во взаимосвязи использования современных ИКТ, мультимедийной презентациии музыкальных видеоматериалов. Это позволяет более ярко сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, воспитать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.

СЛАЙД - МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Занятие составлено с учетом возрастных особенностей детей. Для облегчения понимания материала детьми в процессе всего внеклассного мероприятия предлагаются игровые формы. На занятии применяются следующие формы работы: выставки, конкурсы, театрализованное представление, а также при проведении мероприятия используются методы: рассказ, беседа, игра, викторина, краеведческие истории и народные сказки-легенды, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать выводы.

На данном мероприятии используются полученные раннее знания. На специальных занятиях внеурочной деятельности, во время прогулок, экскурсий, нацеленные на общее развитие, а также на развитие наблюдательности и внимания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из основных требований является внеурочная деятельность. Представляемое мною внеклассное занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС.

Каждый этап направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, т. е. личностных, метапредметных результатов.

СЛАЙД – Формирует.

Это позволяет более ярко сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, воспитать любовь к людям различных национальностей, умение видеть прекрасное.

СЛАЙД - Цель

Цель моей методической разработки является формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае; Способствовать осознанному отношению к памятникам истории и культуры; пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде, дать представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий.

СЛАЙД - Задачи

При этом решаются следующие задачи:

расширять знания об окружающем мире;

развивать и тренировать память (при разучивании песен, загадок, стихотворений), двигательную активность школьников, эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения );

развивать задатки самоконтроля в поведении детей;

воспитывать доброжелательность в отношении и коммуникабельность;

формировать умение детей слушать и слышать;

действовать по алгоритму.

СЛАЙД ПРАВИЛА

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность и искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

СЛАЙД – Этапы мероприятия

Данный сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей, поэтому состоит из двух частей: теоретическая часть предлагается в виде интеллектуальных игр «Собери слово – название коренных народов», «Сопоставь картину с загадкой», блиц - опросы: «Назови самый большой вулкан на Камчатке», «На что похожа форма полуострова?»

При этом расширяются знания об окружающем мире, формируется готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Вторая часть — практическая, включающая в себя театрализованное представление, концерт — это песни, танцы, подвижные игры. В итоге дети получают знания о своем народе о красоте камчатской природы, исторические данные города в интересной и занимательной форме, где формируются коммуникативные навыки, эмоциональная открытость, раскрепощенность, уверенность в себе, а также ученики получают положительный эмоциональный заряд, т. к. в этой сфере все дети успешны.

СЛАЙД

Внеклассное мероприятие «Люби и знай, родной свой край» разработано и проведено в виде вводной части интегрированного урока с педагогом дополнительного образования для учеников начальной школы.

Материал данной методической разработки может быть использован учителями начальных классов и воспитателями дошкольных организаций, педагогами дополнительного образования, как в урочной и вне урочной деятельности.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, внеурочная деятельность позволяет ученику школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Современный ребёнок должен сегодня не только уметь пользоваться и усваивать готовую информацию, он должен стать активным участником процесса обучения, уметь применять полученные знания. А значит, в настоящее время внеурочная деятельность наиболее актуальна, т.к. она предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, она обеспечивает рост творческого потенциала ребенка, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

СЛАЙД

Камчатка – край родной, любимый,

Суровый, но неповторимый.

Манишь ты вдаль своим величием

Вулканов белых безразличием

И хоть краса твоя безмолвна,

Но омывают берег волны,

И лишь порой, за много дней,

Чуть вздрогнув, скажешь ты о ней.
 

3) Оборудование:

компьютер;

презентация;

корзина для ягод;

головнушки (национальные головные украшения из бересты);

музейные экспонаты, сделанные на кружке «Я творю»;

разрезные картины (вулкан, форма полуострова Камчатка, ворон Кутх);

карточки, с изображением ягод (голубика, земляника, малина, жимолость, рябина, шиповник);

карточки-загадки о ягодах;

загадки о животных;

входные билеты в музей;

Оформление класса:

класс оформлен в виде музейных экспонатов (ительменская семья, меховая кукла, портреты, шаман, гонки на собачьих упряжках, подводный мир Камчатки)

место для проведения командных соревнований;

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Тип методической разработки: комбинаторная.

Методы проведения: словесный, наглядный, игровой.

Место проведения: класс или малый зал для просмотра презентации и проведения игр.

4) Предварительная работа: посещение Краеведческого музея, экскурсия по городу, изучается литература по теме «Люби и знай, родной свой край» Камчатка, заранее разучиваются стихи, песни, танец с Кутхом, прослушиваются песни и музыкальные произведения малоизвестных композиторов.

5) Музыкальное сопровождение: музыкальная композиция с национальными традициями коренных жителей Камчатки «Заря», песня «Мой дом – Петропавловск-Камчатский», песня «Гимн Вилючинска».


 

6) Ход занятия:


 

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, я приглашаю вас в «Национальный музей»,где вы узнаете много интересного о коренных жителях Камчатки.

Всем посетителям мы раздаем входные билеты, с изображением национальных орнаментов.сохраните их до конца экскурсии.(раздать билеты)

Итак, прошу пройти к нашим музейным экспонатам.

Проводится экскурсия:

Музейный экспонат «У реки Быстрой»

Учитель:Вы видите ительменскую семью, которая расположилась у своего жилища на берегу реки Быстрой.Мужчины принесли с рыбалки и охоты добычу, а женщины дары природы

Ительменская Кукла - такие игрушки женщины шили своими руками и дарили своим детям.

Коврик– с национальным орнаментом и изысканными украшениями, такие изделия в каждой семье были индивидуальными.

Раньше фотографий не было и поэтому семейные портреты делали своими руками. Перед вами корякская национальная семья.

А это посмотрите, какая красивая девочка-чукча, одета в шикарные меха, а вокруг нее дорогие украшения из бисера.

Вы видите Шамана – в каждом поселении жил мудрый шаман, к которому обращались за советами, оберегами, талисманами, поправить свое здоровье.

Музейный экспонат «Берингия»

Учитель:Коренные жители передвигались на собачьих и оленьих упряжках. Они устраивали игры-соревнования, перед вами гонки на собачьих упряжках, которыми управляет КАЮР, сидя на нартах.Когда собаки уставали, и им было при подъеме очень тяжело бежать, сам каюр толкал нарты и помогал своим любимцам.

Каждый год на Камчатке проходят такие гонки, которые называются Берингия, начало старта Берингияберет из города Петропавловска–Камчатского и уходит далеко, далеко на Север.

Мастерская «Я творю чудеса»

Учитель: В нашем музее работает мастерская «Я творю чудеса», перед вами изделия учеников нашей школы.

Это поделка - полуостров Камчатка, изготовленная из природного материала.

Богат и прекрасен подводный мир наших морей, вы видите морских животных, рыб.

Перед вами картина, где ительмены отмечают праздник. У ительменов принято каждую осень отмечать свой национальный праздник АЛХАЛАЛАЙ, может кто–то из вас бывал на таком празднике, чем он вам понравился?

Игра «Собери из букв название народа»

Учитель: Мы находимся в Национальном музее. О каких народах вы сейчас услышали из моего рассказа?

Проверить это вы можете разделившись на 3 команды в соответствии с орнаментом, который изображен на билете.(делятся на команды)

Учитель: Расскажите правила работы в группах.

Из конверта желтого цвета достаньте буквы и соберите слово-название коренных жителей Камчатки. На выполнение работы - 1 мин.

ИТЕЛЬМЕНЫ ЧУКЧИ КОРЯКИ

Учитель: А что вы знаете или слышали от ваших родителей про такой народ ИТЕЛЬМЕНЫ?

Ученик(подготовленный): Я раньше жил на побережье Камчатки и знаю , что название этого народа— означает «житель», «живущий здесь». Собственно ительмены, потомки русских казаков и крестьян, переселенных на Камчатку в XVIII веке.

Учитель: Это действительно было смешанное русско-ительменское население.

С заданием справились великолепно, за это вам эти прекрасные украшения, которые носят ительмены, в дарот нашего Музея.(раздатьголовнушки) Посмотрите на себя, какие вы стали красивые, нарядные!

 

 

 

Учитель: Отправляемся в «Исторический зал» нашего музея. Истинным богатством нашего края являются легенды и предания, созданные коренными жителями: коряками, ительменами, чукчами и айнами. Эти легенды передаются из поколения в поколения, из уст в уста, и только из них можно понять, как же жили местные народы, чем занимались, как появилась их Земля.

Учитель:Гордость нашего «Национального музея» - это КУТХ, герой из легенд и сказок о сотворении мира и человека, очень почитаемый у народов Камчатки.

Появляется сказочный герой Кутх. ( под музыку танцует с бубном).

Учитель: Это бывает только в нашем музее, когда сама Легенда оживает, нам очень повезло ребята!

Кутх рассказывает легенду:(звучит национальная мелодия)

Давно - давно это было, так давно, что никто и не помнит когда. Летел однажды ворон Кутх над большой водой – над морем, летел и шибко устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил со дна огромный камень. Сел на него, отдохнул, осмотрелся. А что? Большую землю-камень вытянул Кутх из большой воды. Целую страну.

Решил ворон Кутх остаться здесь навсегда. Стал он горы строить огнедышащие, русла для рек клювом долбить. Напустил в леса зверей, рыб и птиц всяких. И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух..И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Ремеслам их обучил, да веселым нравом их наделил, чтобы без грусти и печали жизнь подольше сохраняли.

Кутх:А сейчас мне пора улетать, меня ждут мои горы, реки, моря и океаны, но мы с вами еще встретимся(звенит бубном, уходит)

 

 

 

Учитель: Переходим в следующий музейный зал «Географический»

Вам Кутх рассказал, что он вытянул из большой воды землю-камень, так что это была за Земля?

Учитель: На что похож наш полуостров? Рыбу. Название полуострова происходит от фамилии казака землепроходца Ивана Ивановича Камчатова. Вначале так называлась река - Камчатка, она самая длинная и протекает посредине полуострова, а потом Камчаткой слал называться и сам полуостров. Знаете ли вы стихи о родном крае?

Ученик: Камчатка – край родной, любимый,

Суровый, но неповторимый.

Манишь ты вдаль своим величием

Вулканов белых безразличием

И хоть краса твоя безмолвна,

Но омывают берег волны,

И лишь порой, за много дней,

Чуть вздрогнув, скажешь ты о ней.

Учитель: (звучит мелодия)В географическом зале есть прекрасная Картинная галерея с пейзажами о нашем крае, посмотрите, какая красота! Камчатка – это одно из богатейших и красивейших мест в мире. Термальные и минеральные источники, вулканы и ледники, знаменитая Долина гейзеров. Полуостров уникальный и самобытный, он по-прежнему остается загадочным краем для большинства людей.

Учитель: В этом зале вы должны показать свои знания и умения.

Учитель: Вам нужно собрать картину. Работать будете в группах. Повторим правила работы в группах. Достаньте оранжевые конверты. На выполнение задания 3 мин.

Вулкан Ворон Кутх карта Камчатки

Представление картин:

1 команда: - Какой вулкан на Камчатке самый большой? Какова его высота?

Авачинский

Ключевская сопка

Горелый

 

 

 

2 команда: Что сотворил по легенде ворон Кутх? Кто такой КУТХ?

Воду

Небо

Землю (полуостров Камчатку)

 

 

 

3 команда: - На что похожа форма полуострова? Какая самая длинная река протекает на полуострове?

Зайца

Рыбы

Птицы

6. Учитель: Покрытая горами и вулканами, окруженная со всех сторон водой, Камчатка поражает богатством своей флоры и фауны, многих путешественников из разных стран мира. Отправляемся в «Краеведческий зал».

 

 

 

- В этом зале вы подробнее узнаете, чем же занимались коренные жители в быту? Чем занимались ительмены?

Ученик: Ительмены занимались рыболовством, ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках.

Учитель: В морях и реках Камчатки много всякой рыбы.

Учитель: Отгадайте, о каких рыбах идет речь?

 

Загадки о рыбах:

Жизнь у рыбы коротка

В море плавает она.

А как в речку заплывает

Всех мальков своих кидает (лосось)

Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба – … (камбала)

Учитель: Охота тоже была давним занятием ительменов, хотя и не столь значительным, как рыболовство. Жители побережий охотились на сивучей, тюленей, морских каланов.

Загадки о животных:

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый ...

(Морж)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)


 

У него рога ветвисты,

А бока чуть-чуть пятнисты.

Всех катать ему не лень,

Возит саночки... (олень)

 

 

 

 

Учитель: Женщины и дети в ительменских семьях занимались сбором грибов, ягод, съедобных растений и кореньев, заготавливая их на зиму.

Предлагаю командам отправиться в лес и заняться сбором ягод.

Достаньте из конверта розового цвета картинки и стихи-загадки, прочитайте загадку и найдите к ней картинку-отгадку.

Не забывайте правила работы в группах. На выполнение задания 3 мин.

Учитель: Все ягодки, которые вы назвали очень вкусные и полезные!

 

 

 

Учитель: Приглашаю вас в следующий зал «Вилючинский».

Более 250 лет назад исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников побывал в ительменском поселении под названием «Острожек Тареин». Отсюда и пошло название – Тарья. А более 110 лет назад, в бухте Сельдевая, построили первый на Камчатке рыбоконсервный завод.

Наш город был образован из 5 поселков в 1968 году. Сначала он назывался Петропавловск-Камчатский -2, затем Петропавловск-Камчатский -50 и вот уже 20 лет – Вилючинск.Талантливыежители сочиняют стихи и песни о своем замечательном городе. Послушайте стихи, которые написал учитель нашей школы Марандыч В.Н.

 

Выступления учащихся:

Есть на земле камчатской нашей

Любимый сердцу уголок.

Грядою сопок он украшен,

И от большой земли далёк.

Уходят корни, вглубь веков,

Селились ительмены здесь когда – то,

Теперь, форпост военных моряков.

Там, где шумели лишь берёзы,

Посёлок вырос, комбинат,

Рыболовецкие колхозы

Меняли жизненный уклад.

Вблизи заснеженных вулканов,

Тарьинской бухтой окружён,

В стране циклонов и туманов

Вилючинск город возведён.

Упорно побережье обживали

Романтики других широт,

И постепенно край наш превращали

В цивилизации оплот…

Вилючинску – слава! В нём жить благодать,

Желаем и дальше ему процветать!

И в ногу с прогрессом вперёд продвигаться.

Чтоб город наш мог на столицу равняться.

Чтоб каждый сказать, не кривя, мог душою.

Вилючинск, родной, мы гордимся тобою (вместе)


 

 

 

8. Учитель:Наша Экскурсия подошла к концу. Ребята, в каком зале вам больше всего понравилось? Что запомнилось?

Национальном музее недавно открылась мастерская «Я творю чудеса», приглашаю посетить ее, и вы снова встретитесь с героями сказок и легенд. А я с вами прощаюсь, до новых встреч.

7) Заключение

Современный ребёнок должен сегодня не только уметь пользоваться и усваивать готовую информацию, он должен стать активным участником процесса обучения, уметь применять полученные знания. А значит, в настоящее время внеурочная деятельность наиболее актуальна, т.к. она предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в поисковой работе. Разнообразные экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми помогают узнавать историю родного города. Погружение в историю родного края посредством чтение литературных произведений, библиотечных мероприятий, экскурсий в краеведческий музей помогает не только изучать и понимать родной край, но и глубже осознавать свою причастность к истории и судьбе своего народа.

Региональный компонент дает положительные результаты в самых разных аспектах: школьники, которые изучают фольклор и этнографию, проявляют активность на различных конкурсах, олимпиадах, а в моральном отношении дети становятся добрее и внимательнее друг к другу.

 

8) Список литературы:

Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;

Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;

Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.

Костыря А.В. Поурочные разработки к программе "История Камчатки". 8-9 классы. Книга для учителя. В 2-х кн. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.

Костыря А.В. История Камчатки с древнейших времен до конца XIX века. Рабочая тетрадь. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.