Задания по русскому языку «Правописание безударных гласных проверяемых ударением» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 28 November 2019

Карточки по теме «Правописание безударных гласных проверяемых ударением»

1 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово: 

гряды – гр.да скалы – ск.ла 

цены – ц.на вёсны – в.сна 

след – сл.ды травы – тр. ва 

2 вариант 

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово: 

...– м.ста ... – стр.на 

... – з.мля ... – л.са 

... – с.ва ... – п.ля 

3 вариант 

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить: 

Л.са хв.стом зам.ла сл.ды и уб.жала от с.бак. 

4 вариант 

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное: После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички. 

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей. 

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи. 

1 уровень. 

Корм – … (глагол) (что делать?) 

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?) 

Скрип – … (глагол) (что делают?) 

След – … (глагол) (что делает?) 

Косит – … (имя существительное) (что?) 

Горы – … (имя прилагательное) (какие?) 

Шалость – … (глагол) (что делал?) 

2 уровень. 

Корм – … (глагол) 

Ночь – … (имя прилагательное) 

Скрип – … (глагол) 

След – … (глагол) 

Косит – … (имя существительное) 

Горы – … (имя прилагательное) 

Шалость – … (глагол) 

3 уровень. 

Корм – … 

Ночь – … 

Скрип –… 

След – … 

Косит – … 

Горы – … 

Шалость – … 

Обучение правописанию на коммуникативной основе.

Суть таких упражнений состоит в том, что дети включаются в проблемно-речевые ситуации на уроке (написать письмо, заметку в газету, подписать картинки в своей книжке-самоделке, научиться правильно записывать свой и чужой адрес и т.п.), выход из которых они находят путём поиска наиболее оптимального способа обозначения орфограммы буквой. 

Работа в парах сменного состава

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так: 

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом). 

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. 

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет списанный диктант. 

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика. 

№ 1. 

1. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м.ря, б.лъной. 

2. З.рно, гн.здо, п.ро, в.дро, в.сло, р.ка, с.стра. 

3. З.мля, пч.ла, в. сна, л. сник, стр. на, з.ма. 

4. Ск.ла, ст.на, г.ра, тр.ва. 

5. Д.тей, р.ды, цв.ток. кр.ты. 

6. П.лы. н.сёт, вр.ча, х.лмы, с.сновый, п.лями. 

7. К.рмитъ, б.льшой, ст.ят, х.лодный. 

8. Ч.сы, сл.ва, ст.на, в.лы, д.ма, з.ма. 

9. Ск.тина, ст.ит, к.вёр, х.лмы, л.дяная. 

10. Гр.бы, с.ло, с.ды, в. сна, дв.ре, в л. су. 

11. Л.дяная, стр.на, гн.здо, в.сло, в.дро, п.ро. 

12. Гр.чи, гр.бы, цв.ток, з.ма, тр.винка, р.ды. 

13. Ш.ловливый, д.тей, н.сти, см.шной, ст.лы. 

14. К.тёнок, в.дичка, см.ла, х.дить, т.лпа. 

15. Д. ска, ст. да, гр.чи, гр.за, п.ля, н.жи. 

16. Древо, пч.ла, с.стра, к.са, п.га, хитрая л. са. 

17. Сл.ны, м.ря, б.лъной, ст.ит, с.ва, кр.ты. 

18. Дв.ры, м.сты, д.ма, к.ты, к.за, .вца. з.ме. 

19. Гр.да, хл.ба, д.жди, с.ва, к.за, .вца. р.са. 

20. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м ря, б.льшой. 

№ 2. 

1. Д.ждливый, св.стетъ, ст.лъной, пл.сатъ, зв.нок, пл.довитый, скр.петъ, с.деть на стуле. 

2. Пч.ла, с.стра, р.ка, б.льшая, посп.ватъ, ств.лы, т.чёт, л.жат. 

3. Гр.бешок, т.шина, гр.бы, стропа, гродской, м.лодой, п.сателъ, ст.ял. 

4. К.са, к.лосья, з.рно, гн.здо, в.сло, в.дро, про д.ревья. 

5. Д.лёкий, н.чная, т.желая, ч.рвивое, сл.ды, ст.пной, г.лоса, гр.бешок. 

6. Поб.жала, обл.тел, созр.вает, тр.пинка, прив.ла, ст.ит, п.щат. 

7. В.сною, л.тит, пос.дила, сп.шитъ в школу, зап.ватъ песню, пол.скатъ бельё, б р.да, в.селилась. 

«Проверь себя и соседа» 

Цель: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности себе. 

Содержание: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом). После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашёл и почему, что надо было сделать ещё, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. 

Сигнальные карточки (веер букв). 

Работа с сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть готовность к быстрым действиям. Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ученику. 

Перфокарты. 

Перфокарты могут быть разделены на три уровня. 

При выполнении заданий 1-го уровня ученик повторяет уже известную орфограмму. 

Задание. Подчеркни безударную гласную в корне слова. 

Ослепительный, пенёк, смешок, сладковатая, проследить, словечко, синева, присмотрела, снежинка, слабоватое, пересказать, принести, листок, рогалик. 

2-й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно) на вопрос «Почему?». 

Задание. Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово. Д.карь – дикий, одичать, пож.летъ – жалко, жалею, ед.ничка – единица, единый, зв.рёк – звери, звериная, зн.ток – знатоки, познать, гл.зеть – глазок, сглазить. 

3-й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания: «Проверь. Исправь. Придумай» 

Задание. Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов. 

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый. 

Подготовка заданий на изученное правило для товарища. 

В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы – безударные проверяемые гласные в корне. 

Проверять задание следует вдвоём: автор (ученик, выполнивший задание) шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу: 

а) ставит около слова плюс (+), если считает подходящим; 

б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю); 

в) зачёркивает слово, если нашёл его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту. 

Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательство» (проверочное слово), выделяет корень.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации