Карточки-задания по окружающему миру в 4 классе по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 12 December 2021

Карточки –задания . 4 класс Окружающий мир


Первобытная история.

Окружающий мир 2 часть . «Начало истории человечества».


Представь, что ты на машине времени переместился в первобытное время. Расскажи одноклассникам о внешнем виде людей, тебя окружающих, как они общаются, что едят, где живут, какие опасности их подстерегают.


Врачевание на Руси.

Окружающий мир 2 часть. «Жизнь древних славян».


Середина первого тысячелетия нашей эры. Восточная Европа.

Мужчина на охоте в схватке с диким зверем получил рваные раны. Как ему помочь? Какие травы, коренья можно использовать для того чтобы его вылечить? Найди необходимую информацию и расскажи на уроке в классе.



Крещение Руси.

Окружающий мир 2 часть. «Князь Владимир и крещение Руси»

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Что заставило князя Владимира принять христианство, отказаться от старых, близких и понятных обычаев? Обсуди этот вопрос в группе и выскажи свою точку зрения в классе.


Тяжёлые испытания.

Окружающий мир 2 часть . «Трудные времена на Русской земле»

В 13 веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники-монголы.

Почти вся Русь была разорена, многие русские города были сожжены. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде.

Обсуди в группе, почему такое стало возможно? Сколько времени длилось монгольское иго? Какие сражения вели к освобождению и под чьим предводительством? Расскажи о своих выводах.


Народное ополчение.


Окружающий мир 2 часть. «Патриоты России».


Русь терпела всяческие беды,
Города тонули в смутном мраке:
В Новгороде ликовали шведы,
И Москвою правили поляки.
Разорялись земли государства,
Разрушались терема и храмы...
Самое дородное боярство
Оказалось неспособным самым.

Был наследник Грозного повинен
В том, что смутные настали годы...
В эти дни нижегородец Минин
Обратился к русскому народу.
Призывал он златом и булатом
Ополчиться против иноземцев,
Прозвучал его призыв набатом
И объединил единоверцев.
Собралось большое ополченье,
От врагов Москву освободило.

Таково в истории значенье
Слова, обретающего силу!

(Н. Глазков)

Почему ни армия, а народ встал на защиту России в начале 17 века ? Обсуди этот вопрос в паре и расскажи одноклассникам .




Санкт Петербург .

Окружающий мир 2 часть . « Пётр Великий»

Твои родители в летние каникулы планируют путешествие в Санкт Петербург всей семьёй.

Обрати внимание на то, в каком стиле построены дворцы в этом городе? Какие архитекторы их проектировали ? В чём особенность строительства зданий в этом городе ? Поделись на страницах школьного сайта своими наблюдениями.


Любознательный отрок.

Окружающий мир 2 часть . « Михаил Васильевич Ломоносов».

Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. И вопреки этому запрету, Михаил Ломоносов был в нее принят в январе 1731 года!

Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро все проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман.

Казалось бы, Ломоносова должны были с позором изгнать из академии!.. Ан нет, его зачислили учеником с жалованьем (а по современным понятиям - со стипендией) 10 рублей в год. Вопрос: почему же Михаила не выгнали, когда обман раскрылся?..

Обсуди вопрос в группе и дай ответ классу.


Распределите роли и разыграйте спектакль о детстве Михаила Ломоносова.

Хочешь книжную премудрость познать, должен языки выучить: латынь да греческий, — сказал как-то Михайле диакон Семён Сабельников, — на тех языках учёные знания записаны.

Только кто же в деревне этим языкам обучит?

Всю зиму Михайло вынашивал планы: «Летом опять пойду с батюшкой на «Чайке», а как встретим иноземное судно, я и попрошу меня обучить книжной латыни».

Однако сколько он летом ни искал моряков, чтоб на латыни говорили или на древнегреческом, нигде такие не встречались.

И не встретятся, — объяснил наконец ему один опытный человек, который плавал по многим морям. — На тех языках люди уже давно не разговаривают, знают их только учёные попы в заморских землях.

И опять неправда! — заспорил сосед-диакон. — Языки эти изучают в семинарии.

А где такая семинария есть?

Есть-то она есть, да не про твою честь. Ибо обучают там только детей духовных особ.

Как же мне-то знания получить? — затосковал Михайло.

Разве что в Москве. Там всякие школы, говорят, есть.

Батюшка, а батюшка, отпусти меня в Москву, я учиться хочу! — стал просить отца Михайло.

Что ещё за глупости ты выдумал! — расстроился отец. — Я тебе своё дело мечтаю передать, а ты — в Москву. Да и чему такому тебя там научат, чего я здесь не умею?

Наукам всяческим. Отпусти, сделай милость! — продолжал упрашивать Михайло.

Науки — то барская прихоть, одно баловство. А наше дело — судно водить, рыбу ловить, морского зверя бить. Я уж тебе и невесту присмотрел — крепкая девка. И лицо гладкое.

Молод я ещё, батюшка, для женитьбы.

Куда, молод! Самое время. Оженишься, детишек заведёшь, про книги и забудешь.

Не хочу я про книги забывать. Отпусти меня в Москву.

Сказал, не отпущу! — совсем рассердился отец. — А будешь надоедать, так и женю на уродине, какая подвернётся, немедля.

Не хотел юный Ломоносов жениться, а хотел учиться. «Не отпустит батюшка в Москву — сам дойду», — решил он.



« Пуля дура, штык молодец ! »


Окружающий мир 2 часть . «Екатерина Великая»

« Пуля дура, штык молодец» - сказал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, не проигравший, как известно, ни одного сражения! Каждый из вас , возможно, слышал эти слова .

1 группа. С помощью дополнительных источников узнайте о победах А.В.Суворова. Расскажите о них в классе.

2 группа. Создайте коллективное панно о военном походе под предводительством А.В. Суворова.

3 группа. Найдите информацию о детстве Александра Васильевича . Создайте презентацию и покажите одноклассникам.

4 группа. Разыграйте сценку. Разговор Суворова с солдатами на привале.

«Разговор с солдатами их языком», имеется глава «Словесное поучение солдатам» .

Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять! Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко, пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля дура, штык молодец.

Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше. Береги пулю в дуле. Трое наскачат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. Это редко, а заряжать неколи. В атаке не задерживай.

«Скажи-ка, дядя…».
Окружающий мир 2 часть . «Отечественная война 1812 года»

«Начало рокового 1812 г., которому хотя и предшествовала зловещая комета, застало жителей России в самом безмятежном настроении духа. Житейские дела шли своим чередом; с начала весны сельские жители радовались при виде цветущих садов и полей, обещавших обильный урожай. Внезапно в начале июня пронесся слух, что к пределам России приближается несметная рать разнородных и разноплемённых полчищ под знаменами Наполеона, идущего поработить Россию». (Отрывок из книги «Французы в г. Чаусах в 1812 г.» А. М. Романовского).

Отечественная война 1812 года. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ. Узнай какой ценой удалось одержать победу над армией Наполеона. Поработай в группах.

Работа в группах.

Пополните школьную библиотеку книгой М. Лермонтов «Бородино» с вашими иллюстрациями. Приготовьте выразительное чтение стихотворения в классе .

Приготовьте сообщение « Страницы жизни М. И. Кутузова». Почему Наполеон Бонапарт назвал его «Старым лисом»?

Кто такой Наполеон? Как он смог одержать верх над европейскими странами и дойти до России в своём военном походе ?

Почему Кутузову пришлось оставить Москву ?



Работа в группах на два урока. Первый урок поиск, изучение информации, второй - отчёт групп перед классом.



Крепостное право .

Окружающий мир 2 часть. «Страницы истории 19 века».

«Крестьяне , будучи приписаны к земле , составляют с нею собственность владельца и , следовательно, они должны быть проданы с землёю… В таком случае продаётся не человек , не разумное существо, а земля».( Из обсуждения государственными чиновниками вопроса о крепостном праве, 1820 год)

Крепостное право было выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства.

Узнайте:

какие страницы в истории России связаны с отменой крепостного права;

как стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Обсудите в группах вопрос о бесправии крестьян и выскажите свою точку зрения .

Приготовьте презентацию в паре и расскажите в классе.



Последний русский император.

Окружающий мир 2 часть. «Россия вступает в 20 век» .

Кровавым пожаром зарделась заря,
Сегодня Россия лишилась Царя,
Сегодня, в дни смуты, измены и зол,
Покинул он скорбно Державный Престол.

Тревожные слухи по царству ползут,
Из уст в уста боязливо несут,
И горестны вести ужасной молвы:
Сегодня Россия лишилась Главы,
Сегодня, отравленный хмелем свобод,
Себя обезглавил безумный народ,
Сегодня, на склоне победной войны,
Окончилась сказка великой страны.
(Сергей Бехтеев 1917 г.)

В феврале 1913 года торжественно отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство. А спустя четыре года царь из этого рода отрёкся от престола.

Узнайте, что послужило причиной отречения Николая II от престола . Обсудите , какая ситуация возникла в России в начале 20 века. Что привело к революции ?

Образование СССР.

Окружающий мир. 2 часть. «Страницы истории 1920-1930-х годов»

В 1922 году на карте появилось новое государство- Союз Советских Социалистических Республик. (СССР). Узнайте причины возникновения нового государства . Спросите у ваших бабушек и дедушек чем жила страна во времена СССР. Пригласите их на классный час по теме «Мой город во времена СССР».



Безумству храбрых поем мы славу!

Окружающий мир. 2 часть. «Великая Отечественная война и Великая Победа»


Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..“(Максим Горький)

Великая Отечественная война. Миллионы загубленных жизней, миллионы искалеченных судеб . Как люди смогли найти в себе силу одолеть врага? Выжить, не ожесточиться, сохранить своё достоинство и честь?

Темы для работы в группах:

Наша армия родная!

Труженики тыла !

Наши союзники.

Мои родные , участники Великой Отечественной войны.

Каждая группа готовит презентацию, плакат или фотовыставку. Изучение данной темы уместно совместить с классным часом, посвящённым Дню Победы. Пригласить ветеранов( или записать их воспоминания на видео, использовать видео из архива Великой Отечественной), пригласить офицера из воинской части…)









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.