Программа по окружающему миру для 4 класса (УМК «Школа России»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от « 27» августа 2018 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В. Хлевная « » ________ 2018 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________.Н.В Гайдаенко Приказ № 204 от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
образовательная область «Обществознание и естествознание»
4 а КЛАСС
2018-2019 учебный год
Разработчик программы:
Наговицына Наталья Юрьевна
учитель начальных классов,
учитель высшей квалификационной категории
Красноперекопск- 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………….…………………………… 3
Планируемые результаты…………………..…………………………………………………………...………………….3
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………....................8
Календарно-тематическое планирование………………………………………….…………………....................11
Изменения, внесенные в программу …….………………………………………..….……………………….………31
1.введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;
-авторской программы по предмету «Окружающий мир» А.А. Плешакова, 2014г.
Цель курса: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и национального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
3. Содержание учебного предмета
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 часов.
Земля и человечество (9ч.)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Практические работы: «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», «Знакомство с картой звёздного мира», «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте», «Знакомство с историческими картами»
В результате изучения темы обучающийся научится:
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Элементарным приемам чтения плана и карты, узнавать материки и океаны, их названия, расположенные на глобусе и карте.
Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
Описывать отдельные события из истории Отечества, использовать ленту времени.
Правилам поведения человека при охране памятников истории и культуры
Получит возможность научиться:
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Работать с готовыми моделями (глобусом и картой)
Создавать несложные модели планет и созвездий
Природа России (10ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.
Практические работы: «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России», «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России», «Поиск и показ на карте природные зоны России», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» , «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
В результате изучения темы обучающийся научится:
Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря.
Различать виды водоемов, их разнообразие, использование человеком.
Понимать общие условия необходимые для живых организмов, связь живой и неживой природы в различных природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесов, степей, пустынь, у моря)
Понимать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Получит возможность научиться:
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса
Искать дополнительную информацию в различных источниках.
Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
Родной край – часть большой страны (15ч.)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Презентация проектов.
Практические работы: «Знакомство с картой родного края», «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств», «Рассматривание растений леса и их распознавание», «Рассматривание растений луга и их распознавание», «Рассматривание растений пресных вод и их распознавание», «Рассматривание полевых культур и их распознавание»
Экскурсия: Природные сообщества родного края.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
Определять особенности поверхности родного края, узнавать на рисунке, показывать на карте
Давать краткую характеристику водоемам родного края, называть их
Исследовать состав почвы, узнает ее значение для жизни человека
Различать природные ископаемые и понимать их использование человеком
Классифицировать природные сообщества (лес, луг, пресный водоем)
Выделять различные отрасли растениеводства и животноводства в родном крае
Определять роль растений и животных в жизни людей и бережное отношение к ним
Получит возможность научиться:
Выполнять опыты с природными объектами, простейшие измерения
Устанавливать взаимосвязи в природе, выполнять уход за культурными растениями, за домашними животными
Страницы Всемирной истории (5 ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Использовать ленту времени
Определять различные эпохи: древний мир , средние века, новое время , новейшее время.
Определять к какой эпохе принадлежат те или иные выдающиеся люди, знать их имена.
Работать с географической картой
Получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.
Страницы истории России (20ч.)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 -1930-х годов. Великая Отечественная война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Описывать отдельные события из истории Отечества
Показывать на карте границы России, некоторые города, описывать события происходившие в различные эпохи на Руси
Называть выдающихся людей и патриотов прошедших времен, города, места изученных сражений разных эпох
Участвовать в охране памятников истории и культуры
Получит возможность научиться:
Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Современная Россия (9ч.)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Знаниям основного закона России и прав человека
Описывать государственные праздники, традиции, обычаи народов, населяющих Россию
Описывать историю создания гимна, герба, флага
Рассказывать о городах России, отдельных важных событиях общественной и культурной жизни страны
Получит возможность научиться:
Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной Стране
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
в том числе на: |
||||
экскурсии |
проекты |
Практическая работа |
Тестовая работа |
||||
1 |
Земля и человечество |
9ч |
- |
- |
4 |
||
2 |
Природа России |
10ч |
- |
9 |
1 |
||
3 |
Родной край - часть большой страны |
15ч |
3 |
1 |
6 |
1 |
|
4 |
Страницы Всемирной истории |
5ч |
|||||
5 |
Страницы истории России |
20 ч |
1 |
||||
6 |
Современная Россия |
9ч |
1 |
1 |
|||
Итого |
68 ч |
3 |
2 |
19 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Кол. уроков |
Тема, тип урока (страницы учебника) |
Освоение |
Понятия (словарь) |
Формы |
Примечание |
||
план |
факт |
||||||||
Раздел I. Земля и человечество (9 ч) |
|||||||||
|
1 |
Мир глазами астронома. (открытие нового знания). Учебник, ч. 1., с. 4–8 |
Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как о науке. Вселенная (Космос). Солнце. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца. |
астрономия астроном |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – задания. Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» (открытие нового знания). С. 9–15 |
Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года. |
Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун теллурий |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд. Индивидуальная – задания |
||||
|
1 |
Звездное небо – Великая книга природы. (открытие нового знания). Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира». С. 16–21 |
Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. |
Большая Медведица Малая Медведица Полярная звезда Большой пёс Сириус Телец Альдебаран Плеяды |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Мир глазами географа (открытие нового знания). Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте». С. 22–29 |
Понятие о географии как о науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. |
география географ географическая карта карта полушарий глобус физическая карта политическая карта масштаб Анаксимандр (первая географическая карта, 2500 лет назад, Древняя Греция) Мартин Бехайм (первый глобус, 500 лет назад, Германия) |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Мир глазами историка. (открытие нового знания). С. 35–41 |
Понятие об истории как о науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. |
история историк историческая карта исторический источник архив летопись археология археолог |
Фронтальная – устные ответы, составление схемы. Коллективная – кроссворд, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Когда и где? (открытие нового знания.) Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». С. 42–46 |
Понятия о веке (столетии) и тысячелетии, нашей эре. Летосчисление |
век (столетие) тысячелетие летоисчисление наша эра до нашей эры историческая карта |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – проверочная работа. Коллективная – кроссворд, составление рассказа - |
||||
|
1 |
Мир глазами эколога. (открытие нового знания). С. 47–53 |
Понятие об экологии и экологических проблемах. Международные соглашения по охране окружающей среды, международные организации, экологические дни. |
экологические проблемы Гринпис |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, схемы |
||||
|
1 |
Сокровища Земли под охраной человечества. (открытие нового знания). С. 54–62 |
Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная красная книга. |
Всемирное природное наследие Всемирное культурное наследие |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – таблица. Индивидуальная / коллективная – конкурс рисунков |
||||
|
1 |
Сокровища Земли под охраной человека. Презентация проектов (по выбору) (рефлексия) |
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. |
Индивидуальная – презентация |
|||||
Раздел II. Природа России (10 ч) |
|||||||||
|
1 |
Равнины и горы России. (открытие нового знания). Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России». С. 64–71 |
Целеполагание раздела. Формы рельефа России. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, горы. Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник. |
Ильменский заповедник |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – сообщения учащихся, задания |
||||
|
1 |
Моря, озера и реки России. (открытие нового знания). Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России». С. 72–77 |
Моря Северного Ледовитого, Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское |
Дальневосточный морской заповедник |
Фронтальная – устные ответы. индивидуальная – карточки. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Природные зоны России. (открытие нового знания). Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России». С. 30–34 |
Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность. |
Высотная поясность |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – конкурс мини - сочинений. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Зона арктических пустынь. (открытие нового знания). Практическая работа №8 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике». С. 78–86 |
Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Северные сияния. Флора и фауна Арктики. Цепи питания в зоне арктических пустынь. Освоение Арктики человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. |
Заповедник «Остров Врангеля» |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – таблица, схема, кроссворд |
||||
|
1 |
Тундра. (открытие нового знания). Практическая работа №9 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре». С. 87–97 |
Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. Животные из Красной книги России. Заповедники. |
Таймырский заповедник |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, схемы, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Леса России. (открытие нового знания). Практическая работа №10 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов. С. 98–105 |
Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их флоры и фауны от освещенности и почв. Флора и фауна зоны лесов. Экологические связи в лесных зонах. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд. Индивидуальная –карточки, схема |
|||||
|
1 |
Лес и человек. (открытие нового знания). Контрольное тестирование за 1 четверть. (развивающий контроль) С. 106–113 |
Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. |
Приокско-Террасный заповедник |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – конкурс рисунков, самостоятельная Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Зона степей. (открытие нового знания). Практическая работа №11 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».. С. 114–122 |
Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Питомники |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – самостоятельная |
|||||
|
1 |
Пустыни. (открытие нового знания). Практическая работа №12 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь». С. 122–131 |
Местоположение зоны полупустынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь человеком. Экологические проблемы зоны и пути их решения. Заповедник «Черные земли». |
Заповедник «Чёрные земли» |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование, филворд |
||||
|
1 |
У Чёрного моря. С. 132–142 |
Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора и фауна. Курорты Черноморского побережья. Сочинский дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и растения, внесенные в Красную книгу. Национальный парк «Сочинский». |
Черноморское побережье Кавказа субтропики |
Фронтальная – устные ответы. индивидуальная – карточки. Коллективная – кроссворд |
||||
Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 ч) |
|||||||||
|
1 |
Наш край. (открытие нового знания). Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края». С. 144–146 |
Знакомство с политико-административной картой России. Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки, таблица |
|||||
|
1 |
Поверхность нашего края. (открытие нового знания). С. 147–153 |
Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов. |
овраг балка |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная – таблица, схема, кроссворд, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Водные богатства нашего края. (открытие нового знания). С. 154–158 |
Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, таблица, схема |
|||||
|
1 |
Наши подземные богатства. (открытие нового знания). Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». С. 159–170 |
Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – схемы, кроссворд |
|||||
|
1 |
Земля – кормилица. (построение системы знаний). С. 171–175 |
Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. |
названия почв нашего края |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра, кроссворд, схема. Индивидуальная – карточки, практическая работа |
||||
|
1 |
Жизнь леса. (построение системы знаний). Практическая работа №16 «Рассматривание растений леса и их распознавание». С. 175–182 |
Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – тестирование, дидактическая игра |
|||||
|
1 |
Жизнь луга. (построение системы знаний). Практическая работа №17 «Рассматривание растений луга и их распознавание». С. 182–190 |
Природное сообщество луга. Влияние человека на экосистему луга. Охрана лугов. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра. Индивидуальная – графический диктант, филворд |
|||||
|
1 |
Жизнь в пресных водах. (построение системы знаний). Практическая работа №18 «Рассматривание растений пресных вод и их распознавание». С. 191–200 |
Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводной флоры и фауны. Болота и их охрана. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра, кроссворд |
|||||
|
3 |
природные сообщества родного края (экскурсии). |
Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – практическая работа |
|||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
1 |
Растениеводство С. 201–213 |
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. |
названия отраслей растениеводства нашего края |
Фронтальная – устные ответы, схема |
||||
|
1 |
Животноводство С. 214–222 |
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. |
названия отраслей животноводства нашего края |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – графический диктант. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Контрольное тестирование за 2 четверть по теме «Родной край –часть большой страны» Обобщающий урок по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны»(развивающий контроль) |
Обобщение знаний по окружающему миру по изученным разделам. Развитие рефлексии.Формирование объективной |
Коллективная – дидактическая игра, филворд, ребусы. Индивидуальная – контрольная работа |
|||||
|
1 |
Презентация проектов. (по выбору) (рефлексия) |
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – выполненные задания; презентация |
|||||
Раздел IV. Страницы Всемирной истории (5ч) |
|||||||||
|
1 |
Начало истории человечества. (открытие нового знания). Учебник, ч. 2, с. 4–7 |
Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство. |
Первобыт-ные люди |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Мир древности: далекий и близкий. С. 8–14 |
История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. |
Древний мир иероглифы пирамиды |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Средние века: время рыцарей и замков. С. 15–21 |
Средние века |
Средние века христианство ислам буддизм рыцарь замок |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование, таблица, филворд |
||||
|
1 |
Новое время: встреча Европы и Америки. С. 22–27 |
Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная –кроссворд, дидактическая игра |
|||||
|
1 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. (открытие нового знания). С. 28–32 |
Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная –кроссворд, дидактическая игра |
|||||
Раздел V. Страницы истории России (20 ч) |
|||||||||
|
1 |
Жизнь древних славян. (открытие нового знания). С. 34–39 |
Целеполагание раздела. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование |
|||||
|
1 |
Во времена Древней Руси. (открытие нового знания). С. 40–45 |
Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. |
великий князь бояре дружина князь Владимир Крещение Руси Христианство, 988 год |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд. Индивидуальная – тестирование |
||||
|
1 |
Страна городов. С. 46–54 |
Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. |
кремль Великий Новгород Москва Юрий Долгорукий 1147 год |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная –дидактическая игра |
||||
|
1 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. (открытие нового знания). С. 55–58 |
Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. |
Кирилл Мефодий кириллица IХ век летописи монах Нестор |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, дидактические игры |
||||
|
1 |
Трудные времена С. 59–64 |
Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. |
дань хан Батый Золотая орда 1237 год Александр Невский 1240 год |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Русь расправляет крылья. (открытие нового знания). С. 65–69 |
Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII – начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. |
монастырь Иван Калита |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная – кроссворд, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Куликовская битва. (открытие нового знания). С. 70–74 |
Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. |
Дмитрий Донской 1380 год |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Иван Третий. С. 75–81 |
Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный –первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири. |
река Угра 1480 год Иван Третий столица Москва Иван IV |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, дидактические игры |
||||
|
1 |
Мастера печатных дел. (построение системы знаний). С. 82–86 |
Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. |
Иван Фёдоров книгопечатание первопечатники |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, дидактические игры |
||||
|
1 |
Патриоты России. (открытие нового знания). С. 87–93 |
Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. |
народное ополчение Минин и Пожарский 1612 год Михаил Фёдорович Романов 1613 год Сибирь Ермак |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки |
||||
|
1 |
Пётр Великий. С. 94–100 |
Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император. |
император 1721 год Санкт-Петербург 16 мая 1703 года |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра |
||||
|
1 |
Михаил Васильевич Ломоносов. (построение системы знаний). С. 101–104 |
Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. |
Московский университет 1755 год |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд. Индивидуальная – карточки |
||||
|
1 |
Екатерина Великая Тест №3 (открытие нового знания). С. 105–111 |
Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт- Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. |
А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков крепостные дворяне |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – графический диктант, тестирование |
||||
|
1 |
Отечественная война С. 112–119 |
Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном. |
Отечественная война Бородинская битва 1812 год Кутузов М.И. Наполеон |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактические игры |
||||
|
1 |
Страницы истории XIX века. (открытие нового знания). С. 122–126 |
Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея. |
крепостное право 1861 год Александр II |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная - графический диктант. Коллективная – ребусы, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Россия вступает С. 127–133 |
Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. |
Первая мировая война 1914 год революция 1917 год гражданская война |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. Коллективная – дидактическая игра, схема |
||||
|
1 |
Страницы истории 1920–1930-х годов. (открытие нового знания). С. 136–139 |
Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов. |
1922 СССР |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактические игры |
||||
|
2 |
Великая Отечественная война и великая Победа. (открытие нового знания). С. 140–146 |
Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. |
1941-1945 Великая Отечественная война |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки |
||||
|
|||||||||
|
1 |
Страна, открывшая путь в космос. (построение системы знаний). С. 147–152 |
Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин –первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Эпоха |
Э.К. Циолковский С.П. Королёв Ю.А. Гагарин |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд. Индивидуальная – графический диктант, карточки |
||||
Раздел VI. Современная Россия (9 ч) |
|||||||||
|
1 |
Основной закон России и права человека. (открытие нового знания). |
Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. |
Конституция |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, дидактическая игра |
||||
|
1 |
Мы – граждане России. (построение системы знаний). С. 164–167 |
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство. |
Президент Российской Федерации; Федеральное собрание (парламент): Совет Феде-рации и Государственная Дума; Правительство РФ; Председатель Правительства РФ |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – графический диктант. Коллективная – кроссворд, |
||||
|
1 |
Славные символы России. (построение системы знаний). С. 168–174 |
Государственный герб, флаг и гимн. |
флаг герб гимн |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд |
||||
|
1 |
Такие разные праздники. (построение системы знаний). С. 175–179 |
Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда. |
Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактическая игра |
|||||
|
3 |
Путешествие по России. (открытие нового знания). С. 180–205 |
Регионы и города России. |
Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – проверочная работа. Коллективная – выставка творческих работ, дидактическая игра |
|||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Тест №4 Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам. (развивающий контроль) |
Выполнение тестов. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки. |
Индивидуальная – проверочные работы различных видов |
|||||
|
1 |
Презентация проектов (по выбору). |
Презентация проектов с демонстрацией |
Индивидуальная – презентация |
Изменения, внесенные в программу.
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |