Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по УМК «Школа России»
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________ ___________ Протокол № ______ от «_____»___________201 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ ______________ «_____»____________201 г. |
«Утверждено» Директор ____________
Приказ № _______ от «_____»___________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Окружающему миру» для 4 класса
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Описание места учебного предмета в курсе.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
13) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
-что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
-некоторые современные экологические проблемы;
-природные зоны России;
-особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-важнейшие события и великих людей отечественной истории;
-государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
-приводить примеры животных Красной книги России и
-международной Красной книги;
-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
|||
Примерная программа |
Рабочая программа |
Проекты |
Программа «Омское Прииртышье» |
||
1 |
«Земля и человечество» |
9 |
9 |
1 |
|
2 |
«Природа России» |
10 |
10 |
1 |
|
3 |
«Родной край-часть большой страны» |
15 |
15 |
1 |
4 |
4 |
«Страницы Всемирной истории» |
5 |
5 |
||
5 |
«Страницы истории России» |
20 |
20 |
||
6 |
«Современная Россия» |
9 |
9 |
1 |
2 |
всего |
68 |
68 |
2 |
7 |
Содержание программы учебного курса. 4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России(20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе
№ урока п/п |
№ По плану
|
Дата
|
Название раздела. Тема. Тема урока. |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
Система оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обучаемый научится |
обучаемый получит возможность научиться |
метапредметные |
личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земля и человечество (9 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
1.1 |
Мир глазами астронома |
УОНЗ |
Рассказывать о мире с точки зрения астронома |
Находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Знакомиться с новым учебником, с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы |
У. ч 1, с.4-8 Т. ч 1 с. 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
1.2
|
|
|
Планеты Солнечной системы Практическая работа: моделирование. |
УОНЗ |
Характеризовать планеты Солнечной системы, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров |
Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять; различать планеты и их спутники; анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца |
У. ч 1, с.9-15 Т. ч 1 с. 4-6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
1.3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы |
УОНЗ |
Изучать правила наблюдения звёздного неба; соотносить их с собственным практическим опытом |
Моделировать изучаемые созвездия |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; работать с терминологическим словариком |
У. ч 1, с.16-21 Т. ч 1 с. 7-8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
1.4 |
Мир глазами географа |
УОНЗ |
Понимать понятие «география» как науку и географические объекты |
Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
У. ч 1, с.22-28 Т. ч 1 с. 8-9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
1.5 |
Мир глазами историка |
УОНЗ |
Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории |
Составлять рассказы о мире с точки зрения историка |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, села |
У. ч 1, с.29-35 Т. ч 1 с. 11-12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
1.6 |
Когда и где? |
УОНЗ |
Различать летоисчисление в древности и в наши дни |
Анализировать историческую карту |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; рассказывать по исторической карте об исторических событиях |
У. ч 1, с.36-40 Т. ч 1 с. 13-14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
1.7 |
|
|
Мир глазами эколога |
УОНЗ |
Выявлять экологические проблемы и пути их решения |
Находить информацию об экологических организациях в России. Готовить сообщения |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Рассказывать о мире с точки зрения эколога; анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды |
У. ч 1, с.41-47 Т. ч 1 с. 15-16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
1.8 |
Сокровища Земли под охраной человека |
УОНЗ |
Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия |
Познакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Работать в паре: определять по фотографиям значимые объекты Всемирного наследия; использовать тексты учебника как образец для подготовки собственных сообщений; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
У. ч 1, с.48-53 Т. ч 1 с. 16-17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
1.9 |
Сокровища Земли под охраной человека О.П. «Красная книга Омской области» |
Применение и закрепление знаний |
Понимать причину появления Списка Всемирного наследия |
Извлекать из дополнительной литературы информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги |
У. ч 1, с.54-56 Т. ч 1 с.18-20 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Природа России (10 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
2.1 |
Равнины и горы России |
УОНЗ |
Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям |
Готовить материалы к выставке «Где мы были» |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Работать в паре: находить и показывать на карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины |
У. ч 1, с.57-65 Т. ч 1 с. 21-22 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
2.2 |
Моря, озёра и реки России |
УОНЗ |
Характеризовать особенности изучаемых водных объектов |
Готовить материалы к выставке «Где мы были» |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Работать в паре: находить и показывать на карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов |
У. ч 1, с.66-70 Т. ч 1 с. 22-24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
2.3 |
Природные зоны России |
УОНЗ |
Работать по карте природных зон России; понимать причину смены природных зон с севера на юг |
Находить на карте природных зон области высотной поясности |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Знакомиться с картой природных зон России; сравнивать её с физической картой России; устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон |
У. ч 1, с.71-75 Т. ч 1 с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
2.4 |
Зона арктических пустынь |
УОНЗ |
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь; характеризовать её |
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к жизни; рассказывать об экологических связях, моделировать цепи питания |
У. ч 1, с.76-83 Т. ч 1 с. 24-26 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
2.5 |
Тундра |
УОНЗ |
Характеризовать зону тундры; сравнивать природу тундры и арктических пустынь |
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте |
У. ч 1, с.84-94 Т. ч 1 с. 27-31 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
2.6 |
Леса России О.П. «Леса Омской области» |
УОНЗ |
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них |
Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Знакомиться с природой лесных зон; определять растения лесов; моделировать характерные цепи питания |
У. ч 1, с.95-102 Т. ч 1 с. 31-34 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
2.7 |
Лес и человек |
УОНЗ |
Раскрывать роль леса в природе и жизни людей |
Обсуждать экологические проблемы леса; предлагать меры по его охране |
Объяснять роль леса в жизни людей; обсуждать правила поведения в лесу; совершать виртуальную экскурсию в национальный парк |
У. ч 1, с.103-109 Т. ч 1 с. 35-36, 46 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
2.8 |
Зона степей |
УОНЗ |
Находить и показывать на карте зону степей; рассказывать о ней по карте |
Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Сравнивать общий вид леса и степи; знакомиться с растительным и животным миром степей; обсуждать экологические проблемы и пути их решения |
У. ч 1, с.110-117 Т. ч 1 с. 36-39 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
2.9
|
|
|
Пустыни |
УОНЗ |
Находить и показывать на карте природных зон пустыни и полупустыни; рассказывать о них по карте |
Изготавливать макет участка пустыни |
Сравнивать общий вид степи и пустыни; знакомиться с растительным и животным миром пустынь; рассказывать об экологических связях, моделировать цепи питания |
У. ч 1, с.118-125 Т. ч 1 с.39-41 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
2.10 |
У Чёрного моря |
УОНЗ |
Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней |
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Характеризовать зону субтропиков по плану; знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря |
У. ч 1, с.126-134 Т. ч 1 с. 41-45 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
3.1 |
Наш край |
УОНЗ |
Находить на политико-административной карте России свой регион |
Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Знакомиться с политико-административной картой России; находить на ней свой регион; знакомиться с картой своего региона; рассказывать о своём крае |
У. ч 1, с.135-138 Т. ч 1 с. 47 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
3.2 |
Поверхность нашего края О.П. «Поверхность нашего края» |
УОНЗ |
Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края |
Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Находить на карте региона основные формы земной поверхности; обсуждать меры по охране поверхности своего края |
У. ч 1, с.139-144 Т. ч 1 с. 48-49 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
3.3 |
Водные богатства нашего края О.П. «Водные богатства нашего края» |
УОНЗ |
Описывать водные объекты своего региона, их значение для жизни края |
Составлять план описания водного объекта |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов |
У. ч 1, с.145-148 Т. ч 1 с. 49-51 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
3.4 |
Экскурсия на водоём |
Экскурсия |
Наблюдать за жизнью пресного водоёма |
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Наблюдать объекты и явления природы; фиксировать результаты наблюдений |
У. ч 1, с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
3.5 |
Наши подземные богатства Практическая работа: свойства полезных ископаемых |
УОНЗ |
Определять полезное ископаемое; сравнивать изученные полезные ископаемые |
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых |
Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; изучать свойства полезных ископаемых |
У. ч 1, с.149-159 Т. ч 1 с. 52 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
3.6 |
Земля-кормилица |
УОНЗ |
Различать наиболее распространённые типы почв; почвы родного края |
Изготавливать макет разреза почвы |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Различать типы почв на иллюстрациях и образцах; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле |
У. ч 1, с.160-163 Т. ч 1 с. 53-54 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
3.7 |
Жизнь леса |
УОНЗ |
Выделять лес как сложное единство живой и неживой природы |
Выявлять нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделировать цепи питания |
У. ч 1, с.164-169 Т. ч 1 с. 55-58 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
3.8 |
Экскурсия в лес |
Экскурсия |
Наблюдать за природным объектом - лес |
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Наблюдать объекты и явления природы; фиксировать результаты наблюдений |
У. ч 1, с. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
3.9 |
Жизнь луга |
УОНЗ |
Характеризовать луговое сообщество по плану |
Выявлять нарушения экологических связей по вине человека |
Описывать луг; определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга; моделировать цепи питания |
У. ч 1, с.170-177 Т. ч 1 с. 58-63 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
3.10 |
Экскурсия на луг |
Экскурсия |
Наблюдать за природным объектом - луг |
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Наблюдать объекты и явления природы; фиксировать результаты наблюдений |
У. ч 1, с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
3.11 |
Жизнь в пресных водах |
УОНЗ |
Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному плану |
Разрабатывать правила охраны пресноводных растений и животных |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Описывать водоём; узнавать живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи; моделировать цепи питания |
У. ч 1, с.178-186 Т. ч 1 с. 64-68 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
3.12 |
Растениеводство в нашем крае О.П. «Растениеводство Омской области» Практическая работа:определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры |
УОНЗ |
Выделять растениеводство как отрасль сельского хозяйства; различать сорта культурных растений |
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий |
Знакомиться с отраслями растениеводства; готовить сообщения, представлять их; определять полевые культуры в гербарии; различать зёрна полевых культур |
У. ч 1, с.187-194 Т. ч 1 с. 68-70 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
3.13 |
Животноводство в нашем крае О.П. «Животноводство Омской области» |
УОНЗ |
Выделять животноводство как отрасль сельского хозяйства; различать породы домашних животных |
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий |
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи; различать способ и результат действия. П. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать аналогии. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Знакомиться с отраслями животноводства; готовить сообщения, представлять их; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы |
У. ч 1, с.195-203 Т. ч 1 с. 73-74 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
3.14 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие |
Проверка знаний |
Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов |
Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать свои знания |
У. ч 1, с.206-218 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
3.15 |
Презентация проектов (по выбору) |
Проект |
Извлекать информацию из дополнительных источников; обрабатывать материал; представлять его классу |
Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей |
Собирать информацию по теме; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта; выступать с сообщением в классе |
У. ч 1, с.204-205 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
4.1 |
Начало истории человечества |
УОНЗ |
Характеризовать период первобытной истории |
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Знакомиться с разворотом «наши проекты», выбирать проекты для выполнения; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.3-4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
4.2 |
Мир древности: далёкий и близкий |
УОНЗ |
Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия |
Находить на карте местоположение древних государств |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.5-6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
4.3 |
Средние века: время рыцарей и замков |
УОНЗ |
Описывать средневековые достопримечательности современных городов |
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Определять по «ленте времени» длительность Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.7-8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
4.4 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
УОНЗ |
Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени |
Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.9-10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
4.5 |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
УОНЗ |
Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX - XXI веков |
Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира |
Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.11-12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страницы истории России (20 ч)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
5.1 |
Жизнь древних славян |
УОНЗ |
Анализировать карту расселения племён древних славян |
Составлять план рассказа на материале учебника |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.13-14 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
5.2 |
Во времена Древней Руси |
УОНЗ |
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках |
Характеризовать систему государственной власти в IX – XI веках в Древней Руси |
Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.15-16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
5.3 |
Страна городов |
УОНЗ |
Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси: Древнего Киева и Древнего Новгорода |
Самостоятельно готовить и презентовать на уроке сообщения о древних городах |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.17-18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
5.4 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
УОНЗ |
Характеризовать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси |
Выявлять роль летописей для изучения истории России |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.18-19 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
5.5 |
Трудные времена на Русской земле |
УОНЗ |
Рассматривать феодальную раздробленность Руси в середине XII века как одну из главных причин монгольского нашествия |
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь |
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.20-22, вкладка в рабочей тетради |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
5.6 |
Русь расправляет крылья |
УОНЗ |
Находить и приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси |
Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; работать с терминологическим словариком |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.22-24 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
5.7 |
Куликовская битва |
УОНЗ |
Рассказывать о Куликовской битве по плану |
Моделировать ход Куликовской битвы |
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.24-26 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
5.8 |
Иван Третий |
УОНЗ |
Рассказывать о падении монгольского ига; объединении княжеств вокруг Москвы; возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве |
Обсуждать значение освобождения от монгольского ига |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания на царство Ивана Грозного |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.27-28 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
5.9 |
Мастера печатных дел |
УОНЗ |
Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников |
Характеризовать по материалам учебника издания учебников Василия Бурцова, Метелия Смотрицкого, Кариона Истомина |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Обсуждать. Как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.29-30 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
5.10 |
Патриоты России |
УОНЗ |
Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России |
Обсуждать значение организации народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и освобождения Москвы от польской интервенции |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.31-32 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 |
5.11 |
Пётр Великий |
УОНЗ |
Рассказывать о реформах Петра I на основе материалов учебника |
Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; обсуждать, заслуженно ли ПётрI стал называться Великим |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.33-36 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
5.12 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
УОНЗ |
Оценивать заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры |
Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. Ломоносова |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; высказывать своё отношение к личности Ломоносова |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.37-38 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
5.13 |
Екатерина Великая |
УОНЗ |
Рассматривать личность Екатерины Великой как продолжательницы реформ Петра I |
Прослеживать по карте рост территории государства |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоёв российского общества; рассказывать о крестьянской войне Е. Пугачёва; рассказывать о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.38-40 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
5.14 |
Отечественная война 1812 года |
УОНЗ |
Рассказывать о вторжении в Россию армии Наполеона; отступлении русской армии, Бородинском сражении |
Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждать, почему эта война называется Отечественной; извлекать из Интернета сведения о героях войны 1812 года, презентовать их в классе |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.40-43 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
5.15 |
Страницы истории XIX века |
УОНЗ |
Готовить сообщения о декабристах, освобождении крестьян от крепостной зависимости, о технических достижениях России в 19 веке |
Работать с историческими картами; сопоставлять исторические источники |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.43-46 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
5.16 |
Россия вступает в XX век |
УОНЗ |
Рассказывать о событиях начала 20 века: Николае II-последнем императоре России; возникновении политических парий; о В.И. Ленине; о неудачах России в первой мировой войне; о февральской и октябрьской революциях |
Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе их семьи |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.47-48 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
5.17 |
|
Страницы истории 1920-1930-х годов |
УОНЗ |
Рассказывать об образовании СССР, переходе предприятий в собственность государства; борьбе с неграмотностью; репрессиях 1930-х годов |
В ходе виртуальной экскурсии по городу выяснить, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР; знакомиться с символикой СССР |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.49-50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
5.18 |
Великая война и великая Победа |
УОНЗ |
Рассказывать о Великой Отечественной войне по плану |
Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Составлять план рассказа о ВО войне; рассказывать о ней; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.51-52 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
5.19 |
Великая война и великая Победа |
Применение и закрепление знаний |
Рассказывать о великих сражениях ВО войны; городах-героях |
Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Рассказывать о великих сражениях ВО войны; городах-героях; выяснять, какой вклад внесло наше село в Победу; делиться впечатлениями от фотографий военных лет |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.51-52 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
5.20 |
Страна, открывшая путь в космос |
УОНЗ |
Рассказывать о начале освоения космоса в 1957 году, Ю.Гагарине-первом русском космонавте; о развитие СССР до 1980-х годов; перестройке и распаде СССР |
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса |
Знакомиться с информацией о космосе; интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать необходимые фотографии, готовить сообщение |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.53-54 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная Россия (9 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
6.1 |
Основной закон России и права человека |
УОНЗ |
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, города федерального значения |
Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; формулировать выводы из изученного материала |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.57-58 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
6.2 |
Мы – граждане России О.П. «Политика и общество в Омском Приирт.» |
УОНЗ |
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь |
Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) |
Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.59-62 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
6.3 |
Славные символы России |
УОНЗ |
Рассказывать историю государственных символов России |
Моделировать символы своего класса, семьи |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей; знакомиться с Государственным флагом России; учить текст гимна России; обсуждать, зачем государству нужны символы |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.62-64 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 |
6.4 |
Такие разные праздники О.П. «Народные праздники» |
УОНЗ |
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные |
Составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей |
Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; выяснять, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.64-65 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 |
6.5 |
Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности |
УОНЗ |
Находить информацию о регионах, городах России; готовить сообщения |
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.66-68 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
6.6 |
Путешест вие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры |
Комбинированный |
Находить информацию о народах России, об особенностях традиционной культуры я |
Готовить сообщения о народах России |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.66-68 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 |
6.7 |
Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России |
Комбинированный |
Находить информацию о знаменитых соотечественниках; готовить сообщения |
Оценивать вклад великих соотечественников в историю и культуру России |
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с.66-68 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 |
6.8 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие |
Проверка знаний |
Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов |
Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать свои знания |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
6.9 |
Презентация проектов (по выбору) |
Проект |
Извлекать информацию из дополнительных источников; обрабатывать материал; представлять его классу |
Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей |
Собирать информацию по теме; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта; выступать с сообщением в классе |
У. ч 2, с. Т. ч 2 с. |
Средства контроля:
Для проведения тестирования по темам используются контрольно –измерительные материалы по окружающему миру для 4 класса / Сост. И.Ф.Яценко.- 3-е изд. Перераб.- М.,: ВАКО, 2012.
Учебно-методические средства обучения
Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2011 г.
Учебно-методический комплекс:
учебник «Окружающий мир» 4 класс (часть 1-я, 2-я). Автор: А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2013 год.
«Окружающий мир. Рабочая тетрадь» 4 класс (часть 1, часть 2) Автор: А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2013 год.
Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир». Автор: О. И. Дмитриева Москва «ВАКО» 2007 г.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008.
А.А. Плешаков и др. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 4 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков. – 15-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
Контрольно –измерительные материалы по окружающему миру для 4 класса / Сост. И.Ф.Яценко.- 3-е изд. Перераб.- М.,: ВАКО, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир 4 класс»