Картотека игр и упражнений на развитие познавательной активности
Игра №1 «Игрушка на полке»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.
Игровой материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Игровые правила: Воспитатель приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках.
К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек.
Затем дети объясняют правильность своих действий.
Игровые действия (ход игры)
Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц
состоит определенное число.
На другие полки дети расставляют
по два вида игрушек так,
чтобы всего на полке стояло
3 (4, 5) игрушек. Уточняем,
как дети составили числа
их двух меньших.
Игра №2 «Предметы вокруг нас»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Игровой материал: обстановка в игровой комнате
Игровые правила: В игре принимают участие несколько детей.
Игровые действия (ход игры)
Детям предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Упражнение №8 «Придумай загадки»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса,
Игровой материал: нет
Игровые правила: Придумать словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель говорит: «Вы любите рассказывать или слушать страшилки? Я знаю что еще вы любите разгадывать загадки. А что если нам с вами это все совместить?
Я предлагаю вам придумать словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха. К примеру: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».
Вы догадались кто это?
Игра №4 «Запасы на зиму»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, формировать умение детей правильно классифицировать пищу зверей.
Игровой материал: картинки животных, картинки еды животных.
Игровые правила: продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т.д.). Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму. В игру играют от 4 до 6 человек.
Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.
Игровые действия (ход игры)
Педагог говорит: «природа осенью очень
добра: она одаривает не только людей, но и всех живых существ - в лесах, полях,
во всех уголках. Но звери знают, что после
щедрой осени придет суровая зима,
принесет морозы и снега, которые
укроют землю. Звери готовятся к приходу
зимы. Они не только утепляют свои
домики, но и запасают еду, чтобы
прожить долгую холодную зиму.
Давайте, ребята, поможем им
приготовиться к зиме. Кого из
лесных жителей вы знаете?
Кто из них делает запасы на зиму?
Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются).
Игра №3 «Ракушки»
Дидактическая задача: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Игровой материал: картинки с цифрами и ракушками.
Игровые правила: Сравнить количество ракушек различающихся по цвету, по размеру, по форме. Игровые действия (ход игры)
Воспитатель раздает карточки с изображением ракушек. Дети считают количество ракушек которые синего цвета, потом красного и желтого.
Обозначают сколько ракушек большого размера, сколько ракушек имеет форму треугольника, круга и овала?
Дети отвечают на вопрос: Состав числа 10, из каких чисел можно составить?
Игра №5 «Колючие слова»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, расширять словарный запас, знакомить с окружающим
миром, развивать наблюдательность и сосредоточенность.
Игровой материал: нет
Игровые правила: Игра проходит в кругу. Нужно назвать по очереди, только колючие слова. Игровые действия (ход игры)
Первый игрок произносит: «Комар». Второй: «укол».
Третий: «игла» и т.д., пока слова не иссякнут.
Упражнение №6
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сравнение фигур.
Игровой материал: картинка фигуры человека
Игровые правила: Найти лишнюю фигуру.
Игровые действия (ход игры)
Педагог говорит: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему она лишняя?»
Выстроить
Игра №7 «Волшебный клубочек»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества.
Игровой материал: цветной клубок ниток
Игровые правила: Дети стоят в кругу на коврике, обматывают по очереди свою руку, называя имя. Далее передают клубок по кругу. Каждый играющий повторяет игровое действие.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель говорит: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.
Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)
Посмотрите – мы с помощью
волшебного клубка все
соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно
положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.
Упражнение №8 «Придумай загадки»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса,
Игровой материал: нет
Игровые правила: Придумать словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель говорит: «Вы любите рассказывать или слушать страшилки? Я знаю что еще вы любите разгадывать загадки. А что если нам с вами это все совместить?
Я предлагаю вам придумать словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха. К примеру: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».
Вы догадались кто это?
Игра №9 «Кто больше назовёт действий»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Игровой материал: фишки
Игровые правила: Назвать профессии и действия, которые предполагает профессия.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек. Подобраны ко всем перечисленным профессиям слова означающие действия.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель говорит: Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Никиты лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает
продавец? Дети – продает, отрезает,
расставляет, и др. Что делает врач?
Дети – осматривает людей, слушает,
дает лекарство, делает уколы.
Игра №10«Солнышко»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса.
Игровой материал: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.
Игровые правила: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель дает задание: Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).
Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).
Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).
Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.
Игра №11 «Если бы…»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Игровой материал: нет
Игровые правила: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.
Игровые действия (ход игры)
Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы?), «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и т.д.
Игра №12 «Задумай слово»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, систематизирование представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.
Игровой материал: нет
Игровые правила: рассказать о предмете и действии с ним.
Игровые действия (ход игры)
Педагог предлагает поиграть в интересную игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какое и что можно с ним делать или что делает, а все будут отгадывать. Например: он пушистый, лакает и мурлыкает. (котенок); он кукарекает. (петух); она металлическая, ею можно есть суп, борщ. (ложка); она оранжевая, вкусная, длинная. (морковка); оно белое, по небу плывет. (облако).
Игра №13 «Кто наследил?»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, формировать умение сравнения зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.
Игровой материал: дидактическая картина зимнего леса.
Игровые правила: внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Количество играющих не должно превышать 6 человек.
Игровые действия (ход игры)
Педагог говорит: Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит,
кто сегодня от нас спрятался
и наблюдает за нами.
Посмотрите на наш зимний лес.
Вы ничего не замечаете?
Был ли здесь кто-нибудь из
зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.).
Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу - зимой или на мокром песке - другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
Игра №14 «Вершки и корешки»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, развивать умение синтезировать предметы.
Игровой материал: лук, репа, морковь, картофель, ботва.
Игровые правила: найти свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу.
Игровые действия (ход игры)
Первый вариант: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
Второй вариант: «вершки» или «корешки» стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «корешки», найдите свои «вершки»!»
Дети должны стать так,
чтобы ботва и корень
составили одно целое.
Игра №15 «Укрась бабочку»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить детей классифицировать предметы по цвету.
Игровой материал: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Игровые правила: Выбрать из кружков разного цвета круги одного цвета и украсить крылышки бабочек кружками одного цвета.
Игровые действия (ход игры)
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому
малышу выбрать кружки
понравившегося цвета.
После того как все дети выберут,
воспитатель раздаёт им
силуэты бабочек и
предлагает украсить их.
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие познавательной активности
Поместите здесь ваш текст