Мастер-класс «Кейс-технологии для формирования естественно-научной грамотности учащихся»
Использование кейс – технологии для формирования
естественно – научной функциональной грамотности учащихся
одна из форм интерактивных технологий проблемно-ситуативного обучения;
это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий;
отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы
способствует развитию самостоятельного мышления, умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление
учащиеся осваивают командную работу, умение выслушать, учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою.
Все эти особенности кейс – технологий позволяют активно и результативно использовать для формирования и развития естественно научной грамотности учащихся.
Предлагаются кейсы для проведения в 7 классе
по обобщению темы: «Строение вещества»
Кейс №1
Роса на крышах и деревьях,
На листьях, ветках и в окне,
На тонких пожелтевших стеблях,
На покосившейся стене.
Родившись тихо на рассвете,
Дожив до солнечных лучей,
Напоминает в дневном свете
Слёзы, бегущие с свечей.
Везде роса. В застывших каплях
Блестит, сверкая, серебром.
Так умывается природа,
Прощаясь, утром с крепким сном.
Диденко В.
Вы, конечно, видели маленькие капли воды на траве, растениях и деревьев сияющими в ранние часы утра. Эти капли воды называются росой. Довольно часто люди думают, что капли росы, подобно каплям дождя, падают на землю с неба в течение ночи, но это не так.
Объясните почему возникает роса именно утром, и куда исчезает?
Когда чаще возникает роса: безоблачным солнечным утром или когда пасмурно? Почему?
Как она образуется?
Как называется физическое явление, которое объясняет появление росы? Дайте ему определение.
Приведите еще примеры этого физического явления в природе.
Почему роса имеет вид круглых капелек? Какое физическое явление объясняет это. Дайте ему определение.
Приведите еще примеры этого физического явления в природе.
Опишите опыты, основанные на данных физических явлениях, которые можно провести в домашних условиях.
Кейс №2
Пролетающий в небе самолет – это красивое зрелище. Особенно когда он оставляет за собой след, который может тянуться через все небо. Со временем этот след исчезает.
Он может быть длинным или коротким, а иногда самолет не оставляет его вовсе. С чем связаны эти явления, почему след иногда остается, а иногда – нет, и из чего он состоит? Многие любознательные люди задаются этими вопросами.
Вот вы за урок и должны выяснить, что это за явление.
Как вы думаете с каким физическим процессом связано это явление? Объясните это явление и дайте ему определение.
В каком состоянии вещества находится след от самолета?
Приведите другие примеры этого явления.
Известно, что такой след оставляют самолеты, которые летят на высоте более 8 км. Почему?
Предположите с чем можно связать длину следа, оставляемого самолетом.
След постепенно исчезает, с какими явлениями это может быть связано?
Дайте определение. Приведите другие примеры этих явлений, наблюдаемых в природе.
Опишите опыты, основанные на данных физических явлениях, которые можно провести в домашних условиях.
Кейс №3
Самым главным врагом рыб зимой является лед. Нахождение подо льдом пруда больше дня способно вызвать гибель рыб. Поэтому, нужно делать проруби или лунки. Надо почаще их сверлить и не разбивать лед молотком, тогда рыба способна перезимовать.
Что может вызвать гибель рыбы?
Для чего надо постоянно делать лунки?
Как называется процесс насыщения воды кислородом? Дать определение этого явления.
Откуда берется кислород в воде?
Говорят, что насыщение кислородом воды наиболее эффективно происходит при низкой температуре и высоком давлении. Почему?
С поверхности воды происходит постоянно ещё одно явление. Что это за явление? Дать определение. Когда оно происходит более интенсивно зимой или летом и почему?
Приведите еще примеры этих физических явлений, наблюдаемых в природе.
Опишите опыты, основанные на данных физических явлениях, которые можно провести в домашних условиях.
Кейс №4
Стирка и уход за бельем – это стандартные процедуры в любом доме, где ценят чистоту и здоровье. Мы используем различные моющие средства, кондиционеры для полоскания. Однако зачастую, даже если этот процесс вошел в привычку и является обыденным, не все понимают, какие физические явления позволяют нам ходить в чистой, свежей одежде. Вам за урок придется в этом разобраться.
На каком физическом явлении основана стирка белья? Дать определение.
Почему белье плохо стирается холодной водой и лучше стирать теплой или горячей водой?
Но кроме теплой воды обязательно используют еще и моющие средства. Зачем? Объясните с точки зрения данного физического явления.
При стирке происходит и явление диффузии. В какие моменты стирки мы его можем наблюдать. Дать определение диффузии.
После стирки белье вывешивают сушить. Какое физическое явление происходит на этом этапе? Дать его определение.
Зависит ли данное явление от внешних факторов: температуры и влажности окружающего воздуха?
Приведите еще примеры этих физических явлений, наблюдаемых в природе.
Опишите опыты, основанные на данных физических явлениях, которые можно провести в домашних условиях.
Кейс №5
Посмотрите видеоролик. При откачке воздуха насосом из-под колокола создается пониженное давление, и мы видим, что вода в банке начинает бурлить. Но этот процесс прекращается, как только давление воздуха под колоколом становиться большим. Что же происходит с водой в этом опыте?
Какое явление с жидкостью мы наблюдаем. Дайте определение.
При какой температуре происходит это явление с водой в обычных домашних условиях?
Можно ли из опыта сделать вывод о зависимости температуры кипения от давления окружающего воздуха? Если да, то сформулируйте этот вывод.
Почему резко прекратился процесс бурления воды при увеличении давления?
А если мы опустимся в шахту на глубину порядка 2000м, вода будет кипеть при той же температуре, что и дома?
Как вы думаете а можем ли мы наблюдать воду в жидком состоянии в вакууме? Если нет то почему?
Как называется процесс, обратный тому, что вы наблюдали в видеоролике? Дайте ему определение. Приведите примеры этого процесса в природе.
Опишите опыты, основанные на данном физическом явлении, которые можно провести в домашних условиях.
Кейс №6
П орошковая металлургия - технология получения металлических порошков и изготовления изделий из них (или их композиций с неметаллическими порошками). В общем виде технологический процесс порошковой металлургии состоит из четырёх основных этапов: производство порошков, смешивание порошков, уплотнение (прессование) и спекание. Применяется как экономически выгодная замена механической обработки при массовом производстве. Технология позволяет получить высокоточные изделия из не сплавляемых компонентов. Этим методом в промышленности получают детали таких тугоплавких металлов, как вольфрам, молибден, тантал и др. Метод порошковой металлургии пригоден и для получения прочных композиций из металлов и неметаллов, например из меди и углерода, вольфрама и серебра. Подобные своеобразные «смеси» широко применяются в промышленности. Например, из смеси вольфрама с серебром изготовляют контакты электрических прерывателей, из смеси меди с углеродом - щетки для электромоторов.
Изделия, полученные методом порошковой металлургии.
Какое явление положено в основу порошковой металлургии? Дайте его определение.
Технология порошковой металлургии включает сначала смешивание порошков. Зачем?
Далее по технологии происходит прессование. Объясните это процесс с точки зрения строения вещества.
И наконец, завершающей стадией является спекание порошков при высокой температуре. Для чего это делается?
Температура спекания должна быть меньше температуры плавления металлических порошков. Почему?
Можем ли мы наблюдать данное физическое явление с пластинкой золота и свинца в обычных условиях?
Приведите примеры данного физического явления, наблюдаемых в природе, с другими агрегатными состояниями.
Опишите опыты, основанные на данном физическом явлении, которые можно провести в домашних условиях.