Повторительно-обобщающий урок
Ф.И.О. Варенко Наталия Васильевна
Место работы: Периксинский филиал МБОУ Сатинская СОШ
Предмет: История
Класс: 6 (шестой)
Место: урок обобщения и повторения по курсу «Древняя Русь», № урока: 9
Базовый учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
Тема: Киевская Русь.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок путешествие с применением презентации.
Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Киевская Русь».
Задачи:
образовательные:
- систематизировать исторический материал о Древней Руси;
- проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
интеллектуальные:
- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации);
коммуникативные:
- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развивающие:
- закрепить знание основных дат и понятий;
- развитие учащихся способностей учащихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
- развитие умений учащихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
- способствовать развитию:
- излагать грамотно свои мысли;
- развивать монологическую речь;
- прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
- творчески подходить к выполнению заданий;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
- логического мышления и образного восприятия;
- навыков анализа исторических источников.
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;
- создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
Ожидаемый результат: к концу урока должны иметь общие представления о внутреннем устройстве славянских племен, их основных занятиях. Религиозных верованиях, называть основные категории населения Древней Руси; понимать значение образования Киевской Руси, показывать ее границы; характеризовать деятельность наиболее видных князей; характеризовать основные направления князей Киевской Руси; знать дату принятия христианства, понимать в чем заключалось значение этого события, понимать растянутость этого процесса во времени.
Технологическая карта урока по теме: «Киевская Русь». 6 класс.
Дидактическая структура урока
|
|
|
Технологии
|
Методы и методические приемы
|
Форма организации учебной деятельности
|
Средства обучения
|
Признаки решения педагогических задач
|
І. Организационный момент.
|
Личностно – ориентированные, здоровьесберегающие технологии.
|
Методология сотрудничества.
|
фронтальная
|
Слайд №2
Здравствуйте, ребята! Сегодня девиз нашего урока : «Презирай лень мысли.»(В.А. Сухомлинский-выдающийся педагог России).
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Кто из вас прибежал в школу с таким настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
|
ІІ. Постановка цели урока. Целеполагание.
|
Проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления.
|
Репродуктивный
Проблемные вопросы
Сообщение темы урока.
|
фронтальная
|
Ребята, посмотрите на слайд№3.Скажите, пожалуйста, чей портрет здесь изображен? Да, известный русский поэт – А.С.Пушкин.
Прочитайте эпиграф: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно.» Вдумайтесь в эти слова. Знать историю своей страны- это долг каждого из нас .В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее.(Путин В.В)
- Ребята! Я приглашаю Вас в путешествие в прошлое. И тема нашего урока: Киевская Русь».
|
Постановка вопроса проблемного содержания, включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. Активизация мыслительной деятельности.
|
III.
Обобщение и систематизация знаний и умений.
|
Проблемное обучение, личностно-ориентированные технологии.
|
Аналитическая беседа.
Самостоятельная работа.
Работа с документами
|
Индивидуальная, фронтальная, лабораторная работа с историческим источником.
|
1. Разминка
1) Хронологическая головоломка.
Соотнесите даты и события. (слайд №4)
2) Юный архивист.(слайд №5)
Прочитай документ и определи: «О ком речь? Кто автор? Название документа»
Вопросы: Чьи интересы защищала «Русская правда»?
Какое значение для жизни русского общества имело создание единого письменного свода законов?
3) Юный картограф.( слайд №6)
Что изображено на данной карте? Анализируем? Ваши ответы.
Вопросы: «В чем заключалась норманнская теория происхождения Руси?»
4) Юный картограф.( слайд №7)
Вопросы: «Как вы думаете, что способствовало формированию единого государства?»
|
Развивает образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного рода информацией. Развитие познавательной мотивации.
Способность анализировать.
|
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений
|
Личностно – ориентированные технологии, ЗСТ
|
Репродуктивный метод
Беседа
|
Фронтальная,
индивидуальная
|
2. Виртуальное путешествие по музею «Киевская Русь»
1. Юный экскурсовод «Портретная галерея».(слайд №8)
Вопросы: « Почему Ярослава современники прозвали Мудрым?»
«Как называется одна из наиболее знаменитых мозаик киевской Софии ?»
2. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №9)
Вопросы: «Самый знаменитый поход, который совершил князь Олег?»
«Роль варяжского князя Рюрика в создании русского государства?»
3. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №10)
Вопросы: «Почему князя Святослава называют Александром Македонским Восточной Европы?»
«Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос».
Что означал висевший локон волос у Святослава?
В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки? «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться».
|
Представление различных точек зрения, различных документальных источников.
Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Идет совместный поиск конструктивных решений.
|
V. Релаксация
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Проведение динамической паузы.
|
Фронтально- коммуникативное взаимодействие.
.
|
Динамическая пауза с музыкальным сопровождением. (слайд №11)
|
Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах.
|
|
|
|
|
4. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №12)
Вопросы: «Для чего княгине Ольге нужна была поездка в Царьград?»
«Как называли в русских былинах князя Владимира?»
|
|
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений.
|
Личностно – ориентированные технологии, ЗСТ.
|
Репродуктивный метод .
Беседа.
|
Индивидуальная,
фронтальная.
|
5. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?».( слайд №13)
Вопросы: « Почему князь Владимир вошел в историю как князь – креститель?»
5. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?».( слайд №14)
Вопросы: «Какие походы совершил князь Игорь?»
«Как погиб князь Игорь?»
|
На данном этапе выявляются границы применимости изученных знаний и дополнительных. Умение дискутировать, уважение к различным точкам зрения участников дискуссии.
|
VII. Обобщение и систематизация знаний и умений.
|
Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ.
|
Самостоятельная работа.
Репродуктивный метод .
Беседа.
|
Индивидуальная,
фронтальная.
|
3. Заключение
1. «Объясни учителю"
(слайд №15)
2. «Мини-сочинение» (домашнее задание)(слайд №16)
Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова 11 слов, 11 предложений
Государство- слово.
|
Способность излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства.
|
VIII. Подведение итогов урока
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии
|
Информационно рецептивный метод
Беседа
|
фронтальная
|
Презентация.( слайд №17)
Вывод. Мы с вами попытались дать ответы на вопросы, поставленные в эпиграфе к уроку. В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.
Устная речь учащихся.
|
Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Сравнение собственного видения проблем с другими взглядами и позициями.
Выстраивать цепочку доказательств;
Концентрироваться на сути проблемы;
Отбирать и разносить нужную информацию.
Анализировать и делать выводы;
Устанавливать логические связи между явлениями;
Делать обоснованные выводы.
|
IX. Оценки за урок
|
|
|
фронтальная
|
Спасибо за урок.
|
Мотивация к дальнейшему обучению.
|
|
Ирина Владимировна Казарцева