12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Григорьева49

Кинопедагогика как инструмент образовательной и воспитательной деятельности в школе.

В стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначена приоритетная задача -  развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В современной педагогической науке  существует множество методик, направленных на личностное развитие ребенка, его позитивной социализации, развитие инициативы и творческих способностей в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Кинопедагогика – одна из них.

По определению Ю. Н. Усова, искусствоведа, доктора педагогических наук, кинопедагогика – это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами.

Перед экраном телевизора, компьютера, телефона современный ребенок проводит значительную часть времени. Родители жалуются — детей не оторвать от экранов компьютера или от телефона. Для современного человека важна «картинка»: визуализация информации сегодня играет большую роль. У молодого поколения сформировалось клиповое мышление. Поэтому мы сегодня должны сделать кино средством обучения. Задача взрослых заключается в том, чтобы отвлечь детей от деструктивной информации и помочь им увидеть мир разнообразным и интересным. Ведь как показывает опыт, кино обладает огромной убедительной силой и большими возможностями для детского развития: идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Кинопедагогика становится актуальным трендом в образовании.

Вопрос использования «синематографа» в обучении российских детей поднимался аж в 1897 году. Уже тогда педагоги видели в кино потенциальные возможности в воспитании, приобщении к культуре. Поэтому в начале XX века был взят курс на использование кинематографа как средства духовного становления личности. В 1909 году первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в Москве и Одессе.

В 1950-1960-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин и др.) задумались о способах включения игрового кино непосредственно в учебно-воспитательную работу школ. С тех пор мы знаем основные формы внеклассной работы, связанной с фильмами: киноклуб (кружок) и кинофакультатив (систематический курс по основам кино). В 1990-х гг. Г.А. Поличко создал целый кинолицей в Москве.

В 1980-1990-х гг. сформировались основные направления кинообразования:

изучение теории и истории киноискусства с помощью углублённого анализа фильмов;

воспитание средствами кино;

использование элементов кинообразования в интенсивном творческом методе воспитания;    

привлечение игрового кино в качества дополнительного материала в рамках отдельных предметных дисциплин.

Кинопедагогика может выглядеть по разному , в зависимости от возраста учеников.Для учеников  1-3 класса можно подобрать фильм и устроить совместный кинопросмотр. Тем самым дать ученикам элементарное представление о том, что такое кино. А вот с учениками 4-5 классов можно уже

обсудить сюжет фильма: что произошло, почему так произошло. Таким образом дети смогут начать воспринимать фильм более целостно и научатся считывать единый сюжет. Для учеников 6-8 класса в обсуждение фильма можно включать вопросы о мнении об увиденном: понравилось ли, как снято кино, его атмосфера и т.д. В таких дискуссиях ребята смогут сформировать своё этико-эстетическое оценочное суждение к просмотренному.  А в старших классах просмотр фильма и обсуждение помогут ученикам не просто оценивать фильмы, а сформировать целостное восприятие кино, которое станет основной для формирование собственных взглядов на него. Кроме того, с 8 класса нужно приобщать учеников и к созданию собственных фильмов на важные общечеловеческие темы. Это возможность познакомиться с процессом создания фильмов и лично участвовать в нем. Занимаясь созданием фильмов,  ученики пробуют себя в таких популярных творческих профессиях, как журналист, блогер, видеооператор, актер озвучки, сценарист, режиссер. Одним из новых направлений в работе с учениками является создание собственного видеоконтента. Такая работа предусматривает социально-коммуникативное и познавательное развитие школьников через знакомство с детским кинематографом. Для детей фильм зачастую ассоциируется с миром фантазии, иллюзии, потому что в фильме «можно все». Когда ребенок сам участвует в создании фильма, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Играя роли создателей и героев фильмов, ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, усваивает первичные представления об окружающем мире. А работа в команде способствует развитию коммуникативных навыков.

Важным результатом реализации данной работы, на наш взгляд, стало не только получение технических навыков, но и формирование позитивного отношения к результатам своего труда, реализация творческого потенциала каждого ребенка, воспитание нравственных качеств (ответственность, взаимопомощь, сопереживание и т.д.). А итоговый просмотр полученного видеопродукта способствовал положительному эмоциональному настрою учащихся.

Таким образом, в результате внедрения кинопедагогики значительно повысился уровень мотивации, а также улучшилась успеваемость.

Итак, можно выделить следующие преимущества использования кинопедагогики на уроках и во внеурочной деятельности:

повышение уровня познавательной активности школьников;

использование большего объема учебного материала;

развитие учебных компетенций обучающихся — не только предметных и метапредментных, но и личностных.

В результате использования предложенных материалов учитель может:

организовать и провести интересные уроки для школьников в нетрадиционной форме;

поддерживать на уроке атмосферу оживленного общения;

экономить время для подготовки к уроку.

Таким образом ученики включаются в основные аспекты кинопедагогики:

- критический — развить навыки аналитического мышления;

- творческий —  стать создателем собственной киноленты;

- культурный — прийти к пониманию себя и других.

В результате формируется гармоничная личность, умеющая взаимодействовать с кино, а также применять полученные знания в других сферах.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.