12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Айгуль58
1

Киришский плацдарм




Киришский плацдарм
PPT / 11.05 Мб



Дата: 03.03.2020

Тема «Урок Победы. Киришский плацдарм»

Класс: 7-11

Предмет: История.

Формы урока: Классный час. Урок мужества. Пресс-конференция.

ФИО автора: Иваницкая Айгуль Фауиловна

Должность: учитель истории и ОДНКР

Место работы: МОБУ «КСОШ№7»

Цели:

способствовать расширению знаний учащихся о родном крае, о подвиге наших солдат, узнать о малоизвестных фактах малой Родины;

формирование представлений о том, что подвиг наших солдат и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству и верить в прекрасное будущее без войн.

Задачи урока:

Образовательные:

систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по темам “ВОВ. Кириши в годы войны. Киришский плацдарм»

- ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны на территории Кириши

- формировать у учащихся понимание исторического значения победы и причастность каждой семьи к этой войне и каким трудом далась нам эта Победа.

Развивающие :

развивать умение анализировать и обобщать данные;

- сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять;

- развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе;

- совершенствовать умение работы со сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах, проектных работах, краеведческий материал.

Воспитательные:

способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;

- воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;

- способствовать развитию у школьников интереса к истории своего родного края и города:

- вовлекать обучающихся в поисковую и проектную деятельность, через использование краеведческого материала из музея, воспоминания очевидцев;

- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности солдат.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

-  умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе архивные документы, краеведческий материал ,Интернет(сайт «Память народа»), СМИ(местная газета- публикации о войне и т.д.);

применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций.

Предметные результаты:

узнать про «Киришский плацдарм» его значение;

умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

1.Личностные результаты

У учащихся продолжат формироваться:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям;

У учащихся могут быть сформированы:

- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учится:

-принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Учащиеся получат возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры.

Учащиеся получат возможность:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.

Учащиеся получат возможность:

- уважать позицию партнёра;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, историческое эссе по данной тематике).

Этапы внеклассного мероприятия:

1.Организационный момент.

2.Целеполагание

3. Повторение сведений о Великой Отечественной войне.

4. Киришский плацдарм.Видео-экскурс.

5.Воспоминания солдат(уже заранее подготовленные сведения ребят)

6.Мнение историка о значении Киришского плацдарма.

7. Беседа о памятниках расположенных погибшим на территории Киришского района, сообщения учеников о памятниках своей малой Родины, участники боевых действий –Киришского плацдарма)

8. Итоги классного часа.

8.1. Минута молчания.

8.2. Изготовление голубей мира.

8.3. Коллективное исполнение фрагмента песни «Солнечный круг».



Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

Учитель: Пусть не все герои-

Те, кто погибли.

Павшим -вечная слава!

Вечная слава!

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.


- Великая Отечественная война!

- Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.

- В этом году мы с вами отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020 год – это год Памяти и Славы.(Слайд)

Вашему вниманию даются два отрывка, пожайлуста внимательно их прослушайте:

«К 1941 году поселок напоминал уже небольшой городок. Июнь этого года выдался жарким, солнечным. В воскресный день 22 числа киришане отдыхали. Из репродуктора с раннего утра неслись патриотические песни и марши. Многие проводили выходной на стадионе, кто-то рыбачил, купался или загорал на Волхове. Были любители поработать на огороде. Но никто еще не знал, что это солнечное, чудесное утро раскололо их жизнь на мирную, довоенную и военную. Только в полдень из черных тарелок репродукторов над поселком голос Левитана объявил о начале войны (слайд, звукозапись « Голос Левитана».)

2. Киришский плацдарм немцы захватили осенью 1941 года и удерживали в течение 2-х лет.
Расположенный на правом, возвышенном берегу р. Волхов, это был стратегически важный участок фронта.
Для того, чтобы замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда, фашистам нужно было соединиться с
финскими войсками, которые дислоцировались севернее г. Волхова.

(Из материалов книги «Битва на Киришской земле»А.Д.Свавильный)


2.Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен урок? О чем же мы сегодня будем говорить?

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о Киришском плацдарме ,который был у немцев как заноза, узнаем подробности, интересные факты и воспоминания очевидцев.

3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне. (в зависимости от класса)

В каждой семье были, кто сражался за нашу с Вами свободу. Давайте вспомним, что мы помним про своих прадедушек и прабабушек, а про историю города в годы ВОВ?

(Дети делятся своими воспоминаниями про своих предков)

Учитель: Спасибо.

4. Сообщения «Киришский плацдарм»

Учитель: 


5. Беседа о памятных местах на территории России, сообщения учеников о памятниках своей малой Родины, видео ролики на выбор)

Учитель: Фашисты закрепились на левом берегу на небольшом участке шириной до 3 и глубиной до 2 километров. Они создали здесь передовое по тем временам предмостное укрепление- Киришский плацдарм, включавший Горецкий ручей, бывший поселок Добровольный, дальше линия обороны шла вдоль железной дороги на Будогощь, выходила к Плавницкому ручью, потом по Волхову до Лезно. Плацдарм был укреплен разветленной сетью траншей полного профиля, густо оснащенных пулеметными дзотами. Фланги упирались в реку. Гарнизону оказывалась поддержка артиллерий, расположенной на левом берегу в глубине фашистских войск, авиацией. Плацдарм рассчитывали использовать как трамплин для наступления на Ленинград, поэтому можно говорить, что бои за Кириши были боями за Ленинград.

В первых числах января 1942 года части 44 с.д. форсировали Волхов в районе Мыслова, прошли по правому берегу. Затем снова переправились и заняли оборону у деревень Новинка и Кириши.

310 с.д. закрепились на участке от железнодорожной станции Кириши до поселка Добровольный.

Нелегко было нашим бойцам: зима стояла суровая, а жили либо в неглубоких землянках, покрытых сверху еловыми лапами, либо вовсе в шалаше из ветвей, порой и костер нельзя было развести, чтобы не заметил противник. В местном историко-краеведческом музее хранятся уникальные документы- письма мобилизованного польского шахтера из города Катовцы Ежи Матушека. Он вспоминает пребывание в Киришах как самые страшные дни своей жизни: беспрерывные бои, сорокоградусные морозы- зимой, сырость и комары, доводящие до исступления,- летом.

6 февраля наши войска начали наступление, которое не изменило ничего в создавшейся оперативно-стратегической обстановке. Весной ответно атаковал противник, но тоже безрезультатно.

Не принесли успеха и летние бои.5 июня 1942 года после мощной артподготовки и залпов «катюш» позиции противника атаковали 305 и 25 с.п.44 с.д.Они овладели деревнями Кириши, Новинка и Плавницы, но дальше им продвинуться не удалось: в районе лесокомбината наших бойцов встретил ураганный огонь немцев.

В это же время 1 Особый и 1082 стрелковый полки и 310 с.д. блокировали поселок Добровольный и железнодорожную станцию Кириши, но атака захлебнулась из-за того, что танки частью были подорваны, а другая их часть застряла в болоте.

С 18 и 25 июня 1942 года установилась короткая передышка- обе стороны собирались с силами. В это время бойцы придумывали разные хитрости, чтобы выманить противника из укрытия, например, постоянно выставляли вблизи позиции огромную карикатуру Гитлера. Расстреливать своего вождя фашисты не решались и пытались подползти, чтобы снять рисунок, тут по ним открывали огонь- место то было пристрелянное.Но вот однажды выставленный портрет был расстрелян, что насторожило разведчиков. Они отправились за «языком»,от которого узнали о смене подразделения на плацдарме. Теперь сюда перебросили 11 пехотную дивизию - одно из лучших соединений в армии, укомплектованное уроженцами Восточной Пруссии, которое до этого отличилось в Польше, Бельгии, Голландии, Франции. Ее солдаты и офицеры считались носителями «истинно прусского воинственного духа», они получили приказ держать Кириши до последнего солдата. Обратимся к воспоминаниям очевидцев….


Выступление ученика №1.Исторический факт:

Воспоминания Лассо Стахова

 Из воспоминаний Хассо Стахова, ветерана 18-й немецкой армии: «До сих пор нет вразумительного ответа, зачем немцы изо всех сил удерживали эту позицию, где проливались реки крови, и зачем такие же реки крови проливали русские, бросавшиеся на плацдарм с остервенением? Утверждается, что Кириши считались воротами, открывавшими дорогу на Ленинград. Но применительно к другим участкам фронта было ведь сказано то же самое… Что из того, что такая авторитетная личность, как командующий группой армии «Север» Георг фон Кюхлер, заявляла, что Кириши всё равно нужно удерживать, даже когда ему докладывали, что там выведены из строя по меньшей мере 2тыс. солдат убитыми, ранеными и пропавшими без вести».


Ученик№2 :

Воспоминания ветерана А.Е.Сафонова

 «Плацдарм был как заноза в теле нашей обороны – мощно оборудованный, обнесённый колючей проволокой, с заминированными подступами, где каждый метр был пристрелян и при необходимости получал мощную артиллерийскую обработку с другого берега. Наша позиция была невыгодной: неглубокие траншеи, отрытые среди болот, постоянно заливались водой. Единственный сухой путь к передовой - железнодорожная насыпь. Но её держали под постоянным контролем вражеские снайперы и наблюдатели, замаскировавшиеся в хаосе балок и ферм взорванного моста через Волхов. Ровная и чистая луговина с реденькими кустами была нейтральной полосой. Много раз поднималась в наступление пехота и отходила, неся большие потери» - вспоминал А.Е. Сафонов, ветеран 168-го артиллерийского полка.


Учитель(Бои за Кириши продолжаются).

Противник упорна держался на плцдарме.Бои приняли затяжной характер: не отличались особым размахом но потери, и с той и с этой стороны были большими.

После небольшого перерыва фашисты возобновили атаки. Первая группа нанесла удар между поселком Добровольный и железнодорожной станцией Кириши, вторая –южнее станции, третья- от химзавода к д.Новинка, четвертая- из Плавниц на д.Кириши. Бои продолжались несколько суток, в результате за нашими войсками остались Новинка и западная часть деревни Кириши. Противник удержался в Плавницах, пос.Добровольном ж.дорожной ст.Кириши.

21 июля в атаку пошли наши войска. Задача была такая : силами двух полков 80 кавалерийской дивизии захватит поселок Добровольный, дальше двинуться на помощь 1082 с.п.к железнодорожной станции Кириши, атаку должна поддержать 7 Гвардейская танковая бригада. Южная группа наступала на Плавницы. Потом тесня противника с разных сторон, эти группы должны были прижать его к Волхову и уничтожить.

На рассвете ударили «катюши» и арртилерия по всему периметру плацдарма, завязался бой в воздухе. Но пока наши истребители отвлекали на себя внимание асов Геринга, бомбардировщики выполняли задачу по уничтожению командного пункта. А после того, как, израсходовав горючее, улетела наша авиация, вражеская сила стала свирепствовать: волнами по 8-9 машин они непрерывно налетали на наши позиции и бомбили их. Самолеты снижались до высоты 100 и даже 50 метров и вели пулеметный огонь. Это продолжалось до 7 часов утра, а потом началось наступление.200 и 205 полки 80 к.д.ворвались в поселок Добровольный, 24 с.б.приблизилась к железной дороге, но танки не подошли, темп был утерян, развить наступление дальше не удалось.

Неудача настигла и бойцов 305 и 146 с.п.: они заняли деревню Плавницы и двинулись к химзаводу, но не смогли выбить из его развалин укрепившихся там немцев.

Серьезным препятствием на пути продвижения наших войск была небольшая роща, наполовину посеченная снарядами. Рота в 60 человек, занимавшая рощу, имела 6 станковых и 10 ручных пулеметов, несколько гранометов, 81-миллиметровых минометов.21 июля 1942 года в 6 часов утра на рощу двинулись танки Т-34 с десантом, за ними- стрелковые цепи. Почти весь гарнизон остался лежать тут замертво. Две наших роты попали в огненный мешок. Противник простреливал рощу насквозь. Горстка бойцов удерживала рощу многие дни, по ночам к ним пробиралась поддержка.

Ученик №3: . (выписка из материалов научного сотрудника историко-краеведческого музея г. Кириши, Гурьяновой Татьяны Викторовны.)

"На рассвете 2 августа 1942 года роща "Слон", на восточной стороне Киришского плацдарма, огласилась рёвом танковых двигателей.
Начался тяжёлый бой за овладение немецким укрепрайоном. За танками 7-ой гвардейской поднялись из укрытий сапёры 359-го батальона
и подразделения одного из полков 44 стрелковой дивизии. Местность не позволяла развить необходимую скорость, и тяжёлые танки "КВ",
надрываясь и ломая деревья, медленно продвигались вперёд, расчищая путь пехоте. Прошли нейтральную полосу и уже отдельные машины
вели бой за дерево-земляным валом, как вдруг с левого берега был открыт сильный заградительный огонь немецкой артиллерии. Наша пехота
была отсечена от Кириши представлял собой настоящий ад.
Даже ходила на фронте побасенка: «Кто не был под Киришами, тот не видел войны».Там на немецкой стороне была роща.
Мы дали ей кодовое название «Слон». Кажется, на карте она весьма отдаленно напоминала слона.

Ученик №4 и №5 Воспоминания о Великой Отечественной Войне - оцифрованный дневник фронтовика
Оригинал взят у alexej_belog

Мой дед - Леонид Петрович Белоглазов. Старший лейтенант, участвовавший в Великой Отечественной Войне до последнего, 45 года.

Есть трижды проклятое место на р. Волхов – станция и город «Кириши».
До сих пор там в болоте стоит мертвый лес, без единого листочка. Его можно видеть, когда едешь по ж.д. из Москвы в Ленинград.
Он высох потому, что его стволы изрешечены пулями и осколками. До сих пор местные жители опасаются мин, ходить за грибами.
И до сих пор в своих огородах выкапывают то проржавевший пулемет, то винтовку, то каску, то кости неизвестного солдата.
Небольшой плацдарм на р. Волхов под Киришами в 42 г. обстреляли 2 армии (кажется 4 и 58)
Шли очень тяжелые кровопролитные бои, именуемые боями местного значения. Армии несли колоссальные потери, но не сдавали позиций.
Летом многие километры ветер нес сладковатый запах от гниющих трупов. На болотистой нейтральной полосе стояли всосанные в землю танки,
и от башен этих танков было что-то наподобие зимних горок (которые делают детям для катания) только не из снега, а из трупов.
Это раненные (наши и немцы) сползались, ища защиты у подбитых бронированных чудовищ, и там погибали.

Кириши представлял собой настоящий ад.
Даже ходила на фронте побасенка: «Кто не был под Киришами, тот не видел войны».Там на немецкой стороне была роща.
Мы дали ей кодовое название «Слон». Кажется, на карте она весьма отдаленно напоминала слона.

Вот с этой рощей у меня связано очень неприятное воспоминание. Её-то и не могли взять эти две армии. А она, видимо,
имела большое тактическое значение. Под Кириши я попал после мытарств в 5 запасном полку совсем «желторотым» лейтенантом.

Наступление было назначено на следующий день.
Всех нас, добровольцев, вывели на опушку леса. Впереди было болото, а за болотом высотка, где сидели немцы и злополучная роща «Слон».
До 12 часов мы ожидали нашей артподготовки. Не дождались.
Противник изредка обстреливал нас снарядами, но в болоте это было мало действенно. Снаряд глубоко уходил в торф и там рвался,
не давая осколков – получался камуфлет.
Где-то в час дня нас подняли в цепи, и повели молчком в атаку. Было несколько похоже на психическую атаку в кинокартине «Чапаев».
Почему-то в это время мне вспомнилась именно она.Я шел с винтовкой наперевес. Посмотрю направо, посмотрю налево, и душа радуется
– идет цепь, колеблется, ощетинившись штыками: «Сейчас мы завоюем весь мир».
Было нисколько не страшно. Наоборот, чувствовалась какая-то приподнятость, энергия, гордость.
Да так и вошли в немецкие траншеи без единого выстрела – заняли высоту и рощу «Слон»..\
В немецких траншеях было два «фрица», оставленных для охраны позиций, которые играли в блиндаже в карты, нас не заметили,
и которых мы взяли в плен. Остальные ушли в баню. Видимо немцы не ожидали такой дерзости от русских –
атака среди бела дня и безо всякой артиллерийской подготовки.

Я не могу описать, что творилось, когда враг очухался.
Мы бежали с высоты, устилая своими телами нейтральную полосу. С неба буквально шел шквальный ливень снарядов и мин.
Со всех сторон автоматные очереди сливались в один общий гул. Всё смешалось. Мы перестали соображать, что твориться,
где свои, где чужие.
Только под утро по какой-то дренажной канаве, почти вплавь, весь в болотной жиже, без винтовки и каски я, шатаясь от усталости
в почти бессознательном состоянии выполз к своим на опушку леса.
Из многих-многих мне очень повезло – я остался жив.
Роща «Слон» так и не была взята. Она находилась у немцев, пока наши войска обходным маневром не создали им угрозу окружения
и не заставили отойти. Но это случилось уже много позднее, году в 43-ем.

Учитель продолжает: В июне –июле 1942г.положение было таково: Огромные человеческо-оружейные потери с обеих сторон. Об этом свидетельствует тот факт, что непрерывные наступательные действия наших войск приводили к огромным потерям живой силы и техники противника, воинские подразделения которого менялись на плацдарме каждые три дня. Немцы не без оснований называли Кириши вторым Верденом.16 мотострелковый батальон под командованием Александра Кирьяшина в районе деревни Лезно выдержал за 3 дня 12 атак, но не отступил, сам капитан погиб.35 воинов под командованием комиссара Фомина погибли, но не отсупили, сдерживая целый пехотный полк противника. Командование рейха было весьма озабочено ходом дел на Киришском плацдарме: утрата его означала поражение под Новгородом и срыв блокады Ленинграда, недаром несколько раз начальнику штаба сухопутных войск генерал- полковнику фон Гальцеру приходилось докладывать Гитлеру о положении на плацдарме.

Ученик №6:

Немецкий журналист Хюнтер Хейзиг, написавший книгу «Коричнево-зеленый фронт на Волхове», две главы её посвятил Киришам. Очевидец, участник боев, он был вынужден честно признать: «Кто не воевал под Киришами, не знает, что такое война… Восточные пруссаки обороняются в Киришах на предмостном укреплении, которое из всех укреплений на Волхове подвергалось самым ожесточенным атакам». И далее журналист пишет, что если к солдатам, приехавшим в Пруссию из под Киришей, присмотреться внимательней, то «… бросаются в глаза их истощенные лица, бледные от бессонных ночей…В их задумчивых глазах отражаются картины тяжелых переживаний в зоне смерти…»

Учитель «Киришский подкоп»: Начальник отдела заграждений штаба инженерных войск Волховского фронта С.П.Назаров предложил под укрепление противника сделать подкоп. Из землянки, которая ближе всего к позициям фашистов, в ноябре 1942 года начали операцию, работая 3 группами по 12 человек под командованием майора инженерных войск Сорокина. Менялись каждые 3 дня. Условия очень тяжелые: работа в низкой штольне при коптелке, начали проступать грунтовые воды. Выкопанную землю ночью выносили в мешках, ссыпали в воронки маскировали снегом. Работа продолжалась 4 месяца. Но вот в подготовленную камеру заложили взрывчатку и 23 февраля прозвучал взрыв. На его месте, когда осела земля, образовалась воронка, ее использовали как наблюдательный пункт, потому что с него хорошо видна была переправа через Волхов и разведчики, сидя в воронке, корректировали огонь артиллерии. Теперь на этом месте небольшой пруд.



Ученик №7: военные мемуары Хренов А.Ф. «Мосты к победе» (http://militera.lib.ru/memo/russian/hrenov_af/16.html)

Взрыв назначили на праздничное утро 23 февраля 1943 года — в День Красной Армии. Предварить его должны были два отвлекающих взрыва — на железной дороге [262] и у деревни Плавницы. В двухстах метрах от нашей передовой траншеи саперы оборудовали исходную позицию — траншею для сосредоточения автоматчиков, которым поручалось захватить Высокую рощу после того, как сработает заложенная мина.

Около семи утра я в последний раз связался по телефону с Сорокиным.

Все готово, товарищ генерал! — доложил он.

Ну, ни пуха ни пера. Действуйте! В небо рядом с КП, на котором я находился, взмыли две красные ракеты. Справа, под Плавницей, — две зеленые. Прогремели отвлекающие взрывы. В 7. 00 наш КП, от которого до Высокой рощи был добрый километр, содрогнулся как при землетрясении. Тяжелый гром прокатился над землей. Мы выскочили из блиндажа. Над рощей, а точнее, над тем, что от нее осталось, оседал громадный черный гриб взрыва.

Штурмовой батальон автоматчиков 44-й дивизии и сопровождавшие их саперы броском достигли немецкого опорного пункта, располагавшегося в Высокой роще. Взрыв начисто разрушил его, уничтожив весь гарнизон. Нашим бойцам пришлось ползком пробираться по вздыбленному грунту. Потерь они не понесли — тех, кто мог оказать сопротивление, не осталось в живых. Батальон закрепился на новой позиции. Киришский плацдарм врага уменьшился в размерах. А главное, его переправы были теперь видны как на ладони. Артиллеристы поспешили оборудовать на отвоеванной земле НП, чтобы открыть прицельный огонь по переправам.

Гитлеровцы опомнились только через час и начали из-за Волхова артобстрел бывшей рощи. Завязалась артиллерийская дуэль. Потом после сильных воздушных налетов противник дважды бросался в яростные атаки на нашу новую позицию. Но обе атаки удалось отразить с большим уроном для неприятеля. После этого он был вынужден примириться с потерей важной позиции.

Воронка, появившаяся на месте взрыва, оказалась диаметром 80 и глубиной 20 метров. Весной ее заполнили талые воды, и на этом месте образовалось небольшое озерцо удивительно правильной круглой формы.

О киришском подкопе стало известно и в гитлеровском рейхе. Одна из фашистских газет брюзжала: “Русские на Киришском рубеже предприняли варварские способы ведения войны — подкопы и взрывы времен осады крепостей”. [263] Сетования гитлеровского писаки на “варварство” выглядели смехотворно. Что же касается воскрешенного из прошлого века способа минной борьбы, оказавшегося сопоставимым по эффекту с радиотелефугасом, то сам этот факт лишний раз подтверждал, что новым может стать и хорошо забытое старое.


Учитель: «Конец Киришского плацдарма» Осенью 1943 года командование Группой армий «Север» начало разработку плана постепенно отвода своих войск от Ленинграда. По этой причине в сентябре было принято решение оставить утратившие былое значение позиции на Киришском плацдарме и восточнее «погостьевского выступа» и тем самым сократить линию фронта.

Операция по отводу частей 81-й132-й и 96-й пехотных дивизий 28-го армейского корпуса на новые рубежи получила название «Охота в день святого Губерта» (нем. «Hubertusjagd»)[24]. Силами 8 саперных батальонов была построена оборонительная позиция «Кусинка», протяженностью 14,5 километра - от устья реки Тигода до восточного края «погостьенского выступа». Было построено 192 ДОТА и поставлено почти 8000 мин[25]. С середины сентября началась планомерная подготовка к эвакуации. Всё ненужное для боевых частей было либо вывезено, либо уничтожено. Одновременно саперные части готовили к уничтожению мосты, дороги, колодцы и дома.

В ночь с 1 на 2 октября немецкие войска начали покидать Киришский плацдарм, а следующей ночью последние части переправились на западный берег Волхова, подорвав за собой железнодорожный мост. Только услышав этот взрыв, советское командование начало догадываться о действиях противника.

УЧЕНИК№ : Напрашивалось единственно правильное решение: всеми наличными силами прорвать оборону противника, ещё не успевшего освоиться на новом месте… Полевой телефон находился здесь же, в траншее. Я быстро связался с командующим 54-й армией генералом C. В. Рогинским и подробно доложил ему об обстановке и о своем решении перейти в наступление.

Пока ничего не предпринимайте. Я переговорю с командующим 4-й армией, доложу обстановку генералу Мерецкову и сообщу вам, как действовать дальше. Ждите звонка, — сказал мне генерал Рогинский. Минут через 20-30 он вызвал меня к телефону:

В 4-й армии о взрыве настила моста и об оставлении плацдарма противником ничего не известно. Также и в штабе фронта. Проверьте ещё раз, так ли все, как вы докладываете.

Я понял, что дело, требующее максимальной срочности, начинает затягиваться.

— Из воспоминаний командующего 311-й стрелковой дивизией Б.А. Владимирова


УЧИТЕЛЬ: В январе 1943 года Ленинградскоий и Волховский фронты прорвали блокаду Ленинграда, в январе 1944 она была совсем снята. Киришский плацдарм потерял свое стратегическое значение и в ночь с 3 на 4 октября 1943 года разведчики 311 с.д. доложили о движении противника по наплавному мосту на тот берег Волхова. Захваченные языки подтвердили что немецкое командование убирает свои войска с плацдарма. Наши их преследовали, но наплавной мост фашисты уничтожили, пришлось налаживать переправу.

6 октября наши войска заняли Ирсу,19 октября 1943г.подошли к серьезно укрепленному рубежу в районе деревень Тур- Кусино- Липовик- Березовик- Жар. Бои здесь продолжались до 14 января 1944 года, когда началось общее наступление. В 20-х числах января 1944 года, освобождены деревни Меншева, Тур ,Кусино, Лезно, Зеленцы.

Подведем теперь итоги: 9 ноября 1941 года –дата полной оккупации района, 4 октября 1943 года- освобождение Киришей,23 января 1944 года- окончание оккупации, освобождение района. Продолжалась оккупация 2 года,3 месяца и 2 недели.








В каждом городе, поселке или деревне есть памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Это образцы военной техники, обелиски и мемориалы погибшим солдатам, памятники и бюсты героям. (слайды)

Ученики о памятниках своей малой Родины.


Учитель: Ребята последние два урока мы вспоминали про события происходившие у нас, так называемый «Киришский плацдарм»– участников Великой Отечественной войны, мы с вами изучив многие факты и события можем смело заявить что именно Киришский плацдарм ознаменовал освобождение Ленинграда. С этой точкой зрения в данный момент согласны и историки из РАН.

В этом году мы праздуем 75 лет с момента окончания войны, мы всегда будем помнить о людях воевавших за нащу Родину, о наших прадедушках и прабабушках, детей и всех тех людей, кто погиб, сражаясь за свободу.
Ученик №9:

Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, — помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаем, — помните.

(Видеоролик «Помнят ли они нас)



Учитель: После разминирования сюда вернулись местные жители. Поначалу вдоль берега реки Волхов были построены землянки, а уже потом срублены дома. Вообще, жизнь сюда возвращалась медленно, к моменту принятия решения о строительстве на месте довоенного поселка Кириши НПЗ и электростанции, местного населения здесь было всего 500 человек.
Строители приехали из разных регионов страны и для их размещения (пока не построили город) были созданы временные рабочие поселки – Южный, Солнечный, Лесной, где было сооружено жилье в виде бараков и коттеджей. В 1963 году Киришская стройка была объявлена Всесоюзной Ударной Комсомольской стройкой. С 1964 года в Кириши стали прибывать студенческие строительные отряды, а 12.01.1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Кириши преобразован в город и в прежних (до 1962 г.) границах воссоздавался Киришский район (с 1962 по 1964г. наш район был присоединен к Волховскому району).
Первый жилой дом заложили на улице Пионерской в 1961 году, кстати сказать, строители столкнулись на этом месте с большим количеством неразорвавшихся снарядов. Так и началось строительство города. Сносили развалины, разравнивали траншеи. Но память о войне осталась навсегда как заноза в теле. Не стоит удивляться и тому, что в городе много памятников.

Ученики о памятниках в Киришах. Кириши- город памятник.

(презентация)

6. Итоги классного часа.

6.1. Минута молчания.


Учитель: Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни отдал ее за счастье наше прекрасное и светлое будущее.

(Минута молчания. Метроном.)

6.Учитель: Спасибо всем за урок!







Список используемой литературы.

1. https://www.drive2.ru/b/472608031843025172/ Защитникам киришской земли посвящается… 2. http://www.privolhovie.ru/ Фотографии Киришского плацдарма 1941/43 гг. 3. Кириши в огне войны

t1585076038aa.jpg

 Воспоминания участников боевых действий на территории Киришского района в августе 1941 - сентябре 1943 г.г.



4.КИРИШИ (1941-1943) Годы, опаленные войной

t1585076038ab.jpg

            В брошюре отражена хроника важнейших событий 1941 - 1943 годов



5.

Книга памяти Киришского района

t1585076038ac.jpg  В Книгу памяти включены воспоминания и другие материалы участников боев на Киришской земле, а так же впервые публикуется список военнослужащих Саветской Армии, погибших, умерших от ран, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, призванных Киришским райвоенкоматом, и уроженцев Киришского района, место призыва которых не установлено (по данным на 9.05.1993 г.)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.