Классный час, посвящённый Дню Победы
Классный час, посвященный Дню Победы.
Чертихина Л.П.
преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»
Цель мероприятия - патриотическое воспитание учащихся
Задачи мероприятия:
- расширение представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитание ценностного отношения героическому прошлому нашего Отечества;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- побуждение учеников к изучению истории страны.
Форма проведения – час общения
Подготовительная работа – распределение среди детей информационного материала
Оснащение – презентация, музыкальные записи, кадры из фильма
Ход классного часа
В истории каждой страны есть даты, о которых нельзя забывать, которые через годы и через поколения останутся священными. Для нашей страны это годы Великой Отечественной войны. Прошло уже 69 лет с тех трагических событий, но они до сих пор болью отзываются в наших сердцах. Потому что живы еще участники той войны – ветераны Великой Отечественной.
Чтец: Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память. Через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Чтец: Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
Учитель: Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, клянется живым. Хотя прошло больше полувека со Дня Победы, но люди помнят, то утро. Был летний воскресный день 22 июня 1941года. Птицы пели на все голоса. Люди строили планы на воскресный день. Вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что в 4 часа утра самолеты с немецкой свастикой на крыльях начали бомбить советские города и сёла. Так гитлеровская Германия напала на нашу страну. Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война.
Чтец: Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война
Чтец: Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
Чтец: Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м, в мае.
Чтец: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
Песня “Священная война”.
Чтец: Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил налет, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодёжь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Учитель: На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни, ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину.
Чтец: От бескрайней равнины сибирской,
До Полевских лесов и болот.
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Учитель: В ходе войны было 4 битвы, которые определили ее исход. Курская, Сталинградская, Ленинградская, битва под Москвой.
Учитель: Битва под Москвой началась осенью 1941 года и закончилась в январе 1942 года. "Мы не дрогнем в бою, за столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, обороной стальной остановим, отбросим врага." А. Сурков.
Под столицей впервые был остановлен вал фашисткой агрессии. Москва не утратила блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря стойкости воинов, возвестивших миру “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”
Чтец: И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сражение под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: “Стой!”
Чтец: За спиной Москва –
Столица мира!
За неё, в огне лихих годин,
Встали насмерть братья –
Сын башкира, русский,
и татарин, и грузин.
Чтец: О, Москва!
Ты сердце всей России;
Из очей твоих струиться свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва,
Нам жизни нет!
Песня: Москва майская. (Слушать куплет и припев)
Учитель: Битва в районе Курска, Орла и Белгорода является одним из величайших сражений Великой Отечественной войны, которая началась 5 июля и продолжалась до 23 августа 1943 года. Здесь были не только разгромлены отборные и самые мощные группировки немцев. Но, и безвозвратно подорвана в немецко - фашистких войсках вера в способность Германии, противостоять могуществу Советского Союза. 50 дней и ночей шли ожесточенные и кровопролитные бои на Курской дуге.
Мы должны помнить, и подвиги простых солдат, воинов, защищавших нашу страну в любое, трудное для страны время. Отряду в двадцать восемь бойцов из дивизии генерала Панфилова пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Когда кончались боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев стал примером для других.
Чтец: Был огнем и железом испытан,
И под Курском и под Орлом,
Но я выжил и не был убитым,
И проверен на страх, и излом.
1-й ведущий: Сталинградская битва началась с 17 июля 1942 года и продолжалась по 2 февраля 1943 год. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать. Чего было в ней больше – металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой.
Чтец: От рожденья земля не видала,
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
Чтец: В зное заводы, дома, вокзал
Пыль на кругом берегу.
Голос отчизны ему сказал:
– Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
2-й ведущий: Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. В городе два с половиной миллиона людей. И дорога жизни: едут по замерзшему льду Ладожского озера машины с продуктами, а их бомбят фашистами и днем, и ночью.
Чтец: В осаде Ленинграда не умолкает канонада.
Опять летят, опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Снаряды летят за снарядом….
Им некуда даже бежать,
Стоять до конца вместе с градом,
В нем тихо внутри голодать.
Чтец: Умрем, но не допустим,
К Неве широкой устью
Проклятого врага.
Здесь все оплачено трудом,
Здесь воздух боевой,
Здесь каждый выступ, каждый дом –
Живой, друзья, живой!
Ни шагу назад, ни шагу назад,
Ни шагу назад! За нами Ленинград!
Учитель: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети. Дети войны…Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.
Чтец: Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На чёлках детских…седые полосы.
Чтец: Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Чтец: Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Учитель: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.
Учитель: Они, матери и жены, невесты и сестры умели ждать. Ждать, надеяться, любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой. Кто на войне. Но просто ждать и надеяться они не могли. Матери, жены, сестры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Чтец: … Да разве об этом, расскажешь –
В какие, ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть,
На женские плечи легла!..
Чтец: В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один…
Чтец: Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Чтец: В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Чтец: Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой…
1-й ведущий: И, всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.
Чтец: И мы пошли освобождать Европу.
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолетах…
Чтец: Фашистских оккупантов побеждали.
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на рейхстаг
Был гордо водружен наш флаг.
Учитель: Великая Победа. Победа в войне – это ликование и скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда. Память павших, и не доживших до сегодняшнего дня почтим минутой молчания…
(Минута молчания.)
Чтец: Как далеко ушла от нас война
О ней мы узнаём из фильмов и из книжек.
И только ветеранов ордена-
Живой пример для нынешних мальчишек.
Чтец: Мы будем помнить ваши имена
И память завещать грядущим поколеньям
Герои не уходят навсегда
Им не грозит холодное забвенье.
Чтец: Помните! Через века,
Через года, Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Учитель: Великая Отечественная война – это важная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом. Для многих нынешних подростков эта война - далекая история.
Чтец: Четыре года от заката до рассвета
Ковали вы Победу!
Мечталось об одном, чтобы с рассветом
Настала тишина твоя, Победа!
Чтец: Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!
Чтец: Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!
Песня Сегодня, Салют!
Учитель: О чем заставил задуматься наш классный час? Ответы обучающихся.
Мини-викторина
Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»).
Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная война»).
В июне 1941 года советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло).
Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья? («Центр»).
На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника: танки, самолеты.)
Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс? (Эвакуация)
В 1941 году в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с»; спирт, сало и …» что еще? (Сухари)
Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград)
Этот «большой ветер», по замыслу немецкого командования, должен был привести к захвату крупнейшие города СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? (Операция тайфун. Тайфун в переводе с китайского – большой ветер).
После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)
Разрабатывая план военных действий на весну-лето 1942 года, германское командование главным направлением своего наступления считало:
- Центральное – на Москву
- Северное – на Архангельск
- Южное – на Донбасс и Кавказ
- Одновременное наступление по всему фронту.
12. Самое тяжелое положение для Красной армии летом-осенью 1942 года сложилось на …
- юге
- под Ленинградом
- под Москвой
- все выше приведенные варианты верны.
13. В трагические дни лета 1942 года появился Приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:
- «Только вперед»
- «Ни шагу назад»
- «Великая Россия, а отступать некуда»
- «За Родину, за Сталина»
14. Для руководства им был создан Центральный штаб во главе с Пономаренко. Чем он руководил?
- эвакуацией
- маскировкой важнейших военных и гражданских объектов
- обороной Сталинграда
- партизанским движением
15. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием…
- «Уран»
- «Цитадель»
- «Искра» - «Восточный вал».
Источники
- Сайт, посвященный Дню Победы: victory-day.ru
- Интернет-поисковик: www.yandex.ru