Классный час ко Дню Победы «Треугольники судьбы» (2 класс)

13
1
Материал опубликован 7 May 2017 в группе

Классный час ко Дню Победы во втором классе

«Треугольники судьбы».

Тема: «Письма войны».

Цель:

продолжить знакомство с историей Великой Отечественной войны через фронтовые письма;

способствовать формированию у детей представлений об истории переписки в годы войны.

развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;

воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину, способность встать на защиту своей страны;

Подготовительная работа: написание сочинения «Письмо деду», «Письмо ветерану», создание «Книги памяти», оформление стенда «Треугольники судьбы».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Ход классного часа:

Прошло уже 72 года с того дня когда наши деды и прадеды освободили нашу землю от фашистов, но отголоски той войны всё ещё доносятся до нас. (С) Это и могилы неизвестных солдат, которые так и остались лежать на полях сражений. (С) Это и раскопки военной техники. (С) Это окопы и воронки, оставшиеся от разрывов снарядов и бомб. (С) Это память, еще оставшихся в живых ветеранов и память тех, кто был еще совсем ребенком, но ковал нашу победу в тылу, работал на заводах, обеспечивая солдат всем необходимым. (С) Есть и еще один памятник войны, о котором мы поговорим с вами сегодня.

Просмотр видеоролика «Фронтовые письма».

(С) Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

(С) Да, одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”. Эти пожелтевшие, потрепанные весточки с полей сражений от родных и близких, как бесценные реликвии хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Они переходят от детей ветеранов к их внукам, от внуков к правнукам и это будет продолжаться всегда. Ведь эти письма, также как и награды ветеранов, для их семей являются настоящим наследством, памятью о родных, давно ушедших людях.

(С) Война нарушила привычный ход жизни, разбросала близких людей, надолго оторвала их друг от друга. Это сейчас мы смогли бы легко связаться с родным человеком – ведь так просто набрать номер мобильного телефона. А раньше? Письма, вот что было единственным средством связи между ними. Эти небольшие треугольники несли с собой свет любимых глаз, тепло родного дома.

(С) Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких - в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта в разные города, посёлки и села, туда, где были оставлены родные люди.

(С) В 1941 году в армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским.

(С) Где только и как только они ни писались! Солдаты писали их в блиндажах и землянках во время коротких передышек, после боя очень усталые и раненные. Некоторые письма были совсем короткими, а некоторые заканчивались следующей фразой: «Ухожу на фронт». Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. (С) Такие треугольники отдавали на военную почту.

(С) Немцы понимали, что письма родных поднимают боевой дух солдата, вдохновляют его на новые подвиги, поэтому немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Из-за этого в стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Просмотр видеоролика «Военно-полевая почта».

(С) В наши дни фронтовые письма - это уникальные документы, память того страшного времени. Они помогают нам лучше понять чувства тех, кто защищал родину, из них мы узнаем о подробностях жестоких боев, о трудностях и лишениях людей находящихся в тылу.

(С) Треугольники-птицы, оригами войны.

Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.

Далеки расстоянья от фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний через магию слов.

Просмотр видеоролика «Письма с фронта. Письмо 4»

(С) На основе одного из таких писем в городе-герое Волгограде установили мемориал «Солдатское поле». Одним из памятников этого мемориала и стал солдатский треугольник. (С) Написал это письмо своей дочери защитник Сталинграда майор Петраков. На памятнике подлинный текст письма

Просмотр видео ролика «Письмо Д. А. Петракова дочери».

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…»

(С) Письмо любящего отца, который больше никогда не увидел свою дочь, а рядом с ним тоненькая девочка с васильком в руке. Эти строки до сих пор обжигают душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу «Солдатское поле».

Таких, как майор Петраков, погибло в годы Великой Отечественной войны более 22 миллионов человек. (С) Давайте почтим память всех павших в годы войны минутой молчания.

Минута молчания (метроном, слайд шоу страниц из «Книги Памяти» фото воевавших прадедов).

(С) Читают Грекова Диана и Горобец Антон.

Диана:

Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…

Треугольник истлевший, истёртый давно по краям…

Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.

Но у бабушки в старой коробке письмо нашла я.

Антон:

«Здравствуй, милая Оля. В первых строках тебе сообщаю,

Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.

Передай моим сёстрам, что я часто о них вспоминаю.

И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.

Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…

Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.

Скоро в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…

Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.»

Диана:

Темно - серый листок. А на нём – бледно-синие строчки.

Почерк ровный и чёткий. Ничто не пророчит беду…

Не увидел (ни разу!) мой дед своей маленькой дочки.

Он в мученьях скончался от ран в сорок третьем году.

Но сквозь годы, сквозь вечность, сквозь слёзы письмо я читаю

И родное лицо. Воскресая, встаёт предо мной.

Здравствуй. Дед. Я твой голос далёкий в тиши различаю…

Ты погиб на войне. Но в письме для меня ты – живой.

Учитель: В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. А сегодня наши письма свяжут целые поколения. С помощью своих писем вы сможете поговорить со своими прадедушками и прабабушками. В этом году мы с вами оформили «Книгу Памяти». (С) Вы нам рассказывали о своих героических предках, а сегодня, вы сможете обратиться к ним в своих письмах.

Чтение детьми писем «Спасибо деду за Победу».

А теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник.

Изготовление и оформление писем-треугольников.

Видео файлы, используемые в презентации.
Клип на песню "Фронтовые письма"
MP4 / 13.6 Мб

Видео "Военно-полевая почта".
MP4 / 15.59 Мб

Видео "Письма с фронта 4".
MP4 / 9.3 Мб

Видео ролик"Письмо Д. А. Петракова дочери".
MP4 / 5.95 Мб

Презентация к классному часу "Треугольники судьбы".
PPTM / 95.24 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ув. коллеги, к сценарию я отдельными файлами прикрепила материалы, которые вставлены в презентацию, на тот случай если они не откроются во время просмотра презентации. С ув. к вашей работе, Цыркова М.А.

2 June 2017