Внеклассное мероприятие на тему «Кладоискатели»
Сценарий конкурсной программы «Кладоискатели»
Цель: формирование у школьников чувства любви к малой родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к историческому прошлому своего народа.
Задачи:
Формировать ценностное отношение к истории и литературе Зауралья на наглядном и доступном материале;
Способствовать развитию интереса учащихся к истории и литературе Зауралья и родного края;
Воспитывать уважительное отношение к творчеству
Оформление : ПК + мультимедиапроектор, слайды к игре (“немая” карта Курганской области. Карта «разрезана» на 20 клеток. На обороте каждой клетки помещен символ, обозначающий тему вопроса. Кроме того, есть призовые и штрафные клетки. Каждая клетка имеет код из буквы и цифры – как в “Морском бое”)
В зале звучит музыка
Приветствие участников, зрителей
-Здравствуйте, дорогие гости, зрители и участники нашего мероприятия!
Подошла к концу неделя «История и литература Зауралья». Сегодня мы проводим итоговое мероприятие «Кладоискатели»
2. Объяснение правил игры
В игре принимают участие 2 команды школьников по 8 человека в каждой. Право первого хода определяется жеребьевкой. Команда называет код клетки, ведущий ее переворачивает и задает вопрос в соответствии с темой, обозначенной символом. Если на обратной стороне клетки нарисован символ , то ход переходит к команде соперников. Такая клетка на карте одна ( Б3). Если команде выпадает символ , то один из игроков покидает команду и ход переходит к соперникам. Таких клеток две (+ Д4 и А2. Если команде попадается изображение замка , то ей повезло. Она нашла небольшой “клад”. Без ответа она получает 3 балла, каждый участник команды – маленький сувенир по теме игры, и эта команда может сделать следующий ход. Таких клеток две (В1 и Г3). Остальные клетки – их 15 – дают возможность командам получить вопрос и ответить на него. На обдумывание дается не более 1 минуты. Полный правильный ответ оценивается в 3 балла, неполный – в 1 балл. Если команда не отвечает на вопрос, могут попытаться соперники. Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам игры, находит “клад” – подарки для каждого участника.
Болельщики могут добавить баллы своей команде, прочитав выразительно наизусть стихотворение зауральского поэта (1 балл)
Вопросы для игры
Тема “Люди”
А2. В этом городке в монастырской школе учился человек, сделавший позднее одно из самых важных изобретений XX века, которым мы пользуемся ежедневно. О каком городе, человеке и открытии идет речь? (Русский изобретатель радио Александр Степанович Попов учился в Далматово в монастырской школе.)
Б3. Известный не только в нашем районе, но и за его пределами художник, Заслуженный работнику культуры России, член Союза художников России, отличник культуры СССР, член международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, Почетный гражданин города Куртамыша, и, вообще, интеллигентный человек. ( Николай Павлович Устюжанин)
Б1. Этот человек посвятил свою жизнь земле и хлебу. Благодаря его стараниям увеличились урожаи, люди стали бережнее относиться к земле. Кто этот человек, где он родился и жил, какое высшее учебное заведение названо его именем? (Терентий Семенович Мальцев жил в селе Мальцево Шадринского района. Его именем названа Курганская государственная сельскохозяйственная академия.)
Б2. Скульптуры этого человека стали символом советской власти. Их даже изображали на деньгах. А фамилию художник взял себе в честь родного города. Кто этот человек, где он родился и как его настоящая фамилия? Вам может подсказать карта. (Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) родился в Шадринске.)
Г3. Курган прославил замечательный доктор, который сделал серьезные открытия в медицине, травматолог-ортопед,его имя носит клинический центр в Кургане. О ком речь? ( Гавриил Абрамович Илизаров)
Тема “Литература”
А1. Кто автор строк:
Кургана улицы прямые,
Увидев вновь вас, понял я
С особой ясностью впервые,
Что это родина моя.
Здесь знаю я любые вышки,
Любой забор, любой квартал.
Здесь я читал еще не книжки,
А только вывески читал.
Где и когда родился этот человек? (Это стихи Сергея Александровича Васильева, который родился в 1911 году в Кургане.)
А4. Он является переводчиком «Слова о полку Игореве», его имя носит областная универсальная научная библиотека. Как имя этого человека? Какие произведения вам известны? (Югов Алексей Кузьмич. «Ратоборцы» и др.)
В2. Трагические события приковали ее к инвалидной коляске, но судьба дала ей шанс — она стала известной поэтессой, композитором и исполнительницей своих песен. Какие стихи и песни вы знаете? (Людмила Туманова. «Стюардесса», «Ко мне, Мухтар!» и др.)
Г1. Организатор и руководитель литературной студии в г. Кургане, Заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин Курганской области, Почетный гражданин ордена Трудового Красного Знамени г. Кургана, награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета и медалью им. М. Лермонтова.
На Х съезде Союза писателей России он избран членом высшего творческого совета, работает в Приемной коллегии Союза писателей России. Многие годы является членом редакционных советов издательства «Современник» и журнала «Урал», консультантом Курганской писательской организации. (Виктор Федорович Потанин)
Тема “Памятники”
В1. Как называется археологический памятник на территории Белозерского района Курганской области? Что обозначает это название? (Совин. Остров среди болот)
В3. Где в 1719 году по указу Петра I была открыта первая цифирная школа? Кто из знаменитых зауральцев учился в ней? Чем они прославились? (Далматово. Александр Федорович Мерзляков—учитель Лермонтова)
Д2. Чем знаменита Петро-Павловская церковь в г. Куртамыше? (Чудотворная икона Абалацкой Божьей Матери)
Тема “История”
Б4. Установите соответствие между городом и датой его основания:
1655 1662 1662 1664 1745 |
Шадринск Куртамыш Катайск Курган Далматово |
(1655 - Катайск, 1662 - Курган и Шадринск, 1664 - Далматово, 1745 - Куртамыш.)
В4. С именем этого человека связывают основание Кургана. Как его звали? Когда и откуда появился он в здешних местах? (Тимофей Невежин приплыл из Тюмени вверх по Тоболу и основал поселение Царево Городище, как считается, в 1662 году.)
Г2. Соберите пазлы (гербы Куртамыша и Кургана)
(ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ—
Мы живем в Куртамыше? –Да
Вокруг нас всегда вода? –Нет
В нашем крае –добрый хлеб? –Да
И, конечно, мерзлота? –Нет
Город наш, конечно, мал? – Да
В нем героев ты найдешь? –Да
И писатели в нем есть? –Да
В нем вулканы бьют всегда? –Нет
Завтра будет Новый год? –Нет
Устюжанин—наш поэт? –Нет
Стихи запомним навсегда? –Да
Все девчонки—молодцы? –Да
Г4. Бывали времена, когда Шадринск был крупнее и богаче Кургана. Но в конце XIX века Курган в хозяйственном развитии вырвался вперед и больше уже не уступал лидерства. Какое событие оказало на это огромное влияние? (Прокладка через Курган железной дороги в 1893 году, что улучшило условия торговли.)
Д3. За три с половиной века две войны прокатилось по территории Зауралья. Какие это войны? (Крестьянская война 1774-1775 годов, связанная с именем Емельяна Пугачева, и Гражданская война в 1918-1919 годах.)
Тема “Народное творчество”
А4. Куда и почему умчалась царевна из легенды о Царевом кургане? (Ее побеспокоили в кургане грабители, а скрылась она вместе с колесницей в водах Чухломского озера.)
А3. Назовите 5 известных вам писателей и поэтов Зауралья.
Д1. Выберите из предложенных промыслов 5 народных промыслов, распространенных в Зауралье. (ИГРА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ—конкурс стихов зауральских поэтов, учащиеся рассказывают стихи в защиту своей команды, каждое стихотворение оценивается 1 баллом, и баллы добавляются команде)
Просмотр фильма о Чимеево (5 мин)
Подведение итогов, слово жюри, награждение команд.