Презентация по литературе на тему «Классицизм в русской культуре» (9 класс)

18
10
Материал опубликован 9 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

                                                  Пояснительная записка

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства. Для того чтобы распознавать эти особенности, нужно обратиться к изучению первоисточника – античного искусства, и попытаться понять, в чем же состоит тот самый античный эстетический идеал применительно к скульптуре, живописи и архитектуре. Позднее эти идеалы возрождали и воплощали в своих произведениях художники эпохи классицизма. 

Именно об этом рассказывает презентация, которая поможет учителю увлечь девятиклассников эпохой классицизма.


Классицизм
PPTX / 6.04 Мб

Предварительный просмотр презентации

Классицизм в русской культуре

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства.

В Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения.

В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.

Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица.

Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.

В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.

Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма  придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.

В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.

М. Ф. Казаков. Здание Сената в Москве. Кремль, 1776—1787 гг.

После победы в Отечественной войне 1812 в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire — «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.

Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.

Русская живопись эпохи классицизма не проявлялась в «чистом виде», смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова. А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой.

На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность. Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря.

Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за материал! Очень увлекательно!

6
9 June 2019

Спасибо за добрый отзыв, Ольга Анатольевна!

2
17 June 2019

Отличная презентация, Вера Сергеевна!

4
10 June 2019

Спасибо за оценку, Оксана Павловна!

3
17 June 2019

Было интересно познакомиться с вашей публикацией, Вера Сергеевна.

5
10 June 2019

Спасибо за внимание, Татьяна Петровна!

5
17 June 2019

Благодарю за полезный качественный ресурс!

4
10 June 2019

Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!

4
17 June 2019

Очень качественная презентация.

3
17 June 2019

Благодарю за внимание, Кирилл Александрович!

4
17 June 2019