Классицизм в русской культуре
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.
Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства.
В Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения.
В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.
Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица.
Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.
В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.
Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.
В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.
М. Ф. Казаков. Здание Сената в Москве. Кремль, 1776—1787 гг.
После победы в Отечественной войне 1812 в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire — «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.
Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.
Русская живопись эпохи классицизма не проявлялась в «чистом виде», смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова.
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой.
На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность.
Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря.
Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.
Порошина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Воробьева Оксана Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Медведева Татьяна Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кирилл Александрович Ш.
Легоцкая Вера Сергеевна