12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гридина Ольга Николаевна2580
Учитель начальных классов. Стаж 25 лет
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Я классный - самый классный»
6

Классный час «Я живу в России»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Классный час

«Я живу в России»

(духовно-нравственное направление)


Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16

О.Н.Гридина
 

г. Ишимбай

2013г.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Гридина О.Н.

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за «малую» родину; развитие интереса к истории России; закрепление понятий «государство», «гражданин», «государственные символы страны».

Ход мероприятия:

I. Актуализация знаний.

- Ребята, покажите мимикой с каким настроением вы пришли сегодня на классный час?

- Настроение у вас разное. Подарите друг другу такую улыбку, чтобы у каждого на душе стало светло и радостно.

- Послушайте отрывок из песни и определите тему занятия.

А). Звучит песня Автор текста (слов):Шаферан И. Композитор (музыка):Птичкин Е. 

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси-переспроси меня,
Милее нет земли,
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе? (ответы учеников)

Б) Сообщение темы и цели

_ Тема классного часа « Я живу в России» (слайд 1 название темы урока)

- Занятие наше необычное.

_ Цель: написать книгу «Родина моя».(слайд 2 название книги)

Авторами этой книги будете вы, ученики 4 класса, а я - соавтором

В). Я предлагаю назвать первую главу книги

«История нашей страны и ее территория. (слайд 3) .

Гридина О.Н.

 

II. Проверка индивидуальной работы. I глава книги

- Ребята работали самостоятельно над вопросом:

«Откуда появилось такое название «Россия? » Послушайте к какому выводу они пришли) . (слайд 4 )

1 чтец «Откуда появилось такое название «Россия? »

В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

2 чтец Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут – Россия.

_ Что, по – вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь? (слайд5)

(все мы - россияне)

- Возникает вопрос. А какие же мы – россияне?

III. Игра «Угадай- ка» (слайд6) Чтобы ответить на этот вопрос давайте поиграем в игру « Угадай – ка». А угадать вы должны качества, которыми обладают россияне.

Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый ) (слово появляется на экране)

Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)

Человек, всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)

Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности? (ответственный) Человек, умеющий героически защищать интересы государства, его территорию (мужественный) - Вот какими качествами обладают россияне.


 

IV. «Территория и государства». II глава книги. (слайд 7)

_ Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свою территорию. Какая же она территория нашего государства? (несколько ответов учеников)

Гридина О.Н.

 

- Послушайте ребят, которые приготовили следующую страницу книги. (слайд 8)

1 чтец Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на- Камчатке наступает полночь.

2 чтец На территории России поместились бы, например такие страны, как Италия, Англия, Франция, Германия вместе взятые.(слайд 9 появляются слова Италия. Англия, Франция, Германия )

3 чтец (слайд 10 природные зоны) Природа нашей огромной страны разнообразна. В ней много лесов, равнин и холмов, больших и малых рек и озер. Если по карте мысленно спускаться с самых северных окраин России к ее южным границам, на пути встретятся и холодные области тундры, где земля никогда не оттаивает и целый « лесной океан» - тайга и плоскогорья, и заснеженные горные вершины в окружении ярких южных пейзажей.

4 чтец Наша земля дает людям все, что необходимо для жизни – плодородные почвы для посевов, пастбища для скота, лесные угодья и залежи полезных ископаемых. Все это богатства и сокровища нашей страны.

- (учитель) Но самое большое, самое главное богатство страны – ее люди.

И Главой такого огромного государства является президент.

- Кто сейчас возглавляет наше государство? (слайд 11 Кремлевская площадь)

Высшие органы власти находятся в главном городе, который называется столицей.

- Назовите столицу нашего государства.

Всему миру известна столица нашей Родины – Москва.

(слайд 11 Кремлевская площадь)

(слайд 12 карта)

 

Гридина О.Н.

 

 

Мы увидели какая, Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди – россияне. Но национальности у россиян разные. Россия – единое многонациональное, демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свой язык. И в народе говорят « Дружба народов велика – будет Родина крепка». Народы разных национальностей в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции нашей страны.

V. Предлагаю III главу книги назвать «Символы нашей страны».

(слайд 13)

- Что такое Конституция? ( ответы детей)

-Что же такое быть гражданином страны?

-В каком году была принята Конституция, по которой мы сейчас живем? (Конституция, по которой мы сейчас, живем была принята 12 декабря 1993 года.)

-Распространяется ли этот закон на вас? ( да, права и обязанности распространяются и на нас)

VI. ТРЕНИНГ « Солнечный зайчик» (слайд 14)

А сейчас Вы должны определить, нарушает ли ваши права солнечный зайчик. Сядьте красиво за партой.

Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза – вы зажмурились. Закройте глазки.

Он побежал дальше по лицу – нежно погладьте его ладонями на лбу, носике, губках, щечках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову. Ой, зайчик забрался за воротник. Погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а, значит, не нарушает их права. Ведь дети имеют право на игру.

VII. Государственные символы.

Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и маленький) обязан знать государственные символы.

А)- Вспомните. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн)

Гридина О.Н.

 

- Что такое Герб? (Герб – эмблема) (слайд – Герб 15)

- Где можно увидеть Герб? ( Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах

Б). Практическая работа.

- Возьмите листы и цветные карандаши .Нарисуйте флаг РФ для нашей книги

- Покажите друг другу свою работу.

- Проверьте правильность своей работы по слайду? (слайд16 флаг)

В). Сейчас будем слушать Государственный Гимн России.

- Я хотела бы уточнить, что вы обязаны сделать прежде, чем зазвучит Гимн? (встать)

- Гимн слушают и исполняют стоя. Так люди проявляют уважение к государству. (Звучит Гимн) (слайд17)

- Какая эта музыка по характеру? ( Это торжественная песня)

- Текст Гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

-Кто написал текст Гимна? (С. Михалков. )

VI. Вы можете предложить название для IV главы нашей книги? Назвать ее можно так «Наша малая Родина – Башкортостан».

(слайд 18 карта)

Сообщение ребят

Республика расположена на склонах Южного Урала и в Предуралье. Высшая точка на территории Башкортостана — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость республики с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км. Крупнейшие реки: Белая (Агидель) (1430 км) и её притоки Нугуш (235 км), Сим (239 км), Уфа (918 км), Дёма (556 км), а также Сакмара (760 км), Урал и Ик (571 км). Озёр насчитывается около 2700. Наибольшее количество озер находится в зауральской части республики: Курман-куль, Шерамбай, Ала-куль, Куш-куль, Карагай-куль, Белое, Учалы, Узун-куль, Улянды, Карабалыкты, Банное, Мулдак, Чебаркуль, Талкас, Култубан, Юмуркалы и др. Почти все перечисленные озера Башкирского Зауралья имеют продолговатую форму и вытянуты параллельно горным хребтам, что, надо полагать, связано с их тектоническим происхождением.

Гридина О.Н.

 

Озера эти обильны рыбой (до 40 видов). Среди озер западной части Башкирии наиболее крупными являются: Аслыкуль, имеющее площадь в 18,5 км², и Кандрыкуль с площадью в 12 км². На территории республики находится национальный парк «Башкирия», Башкирский заповедник, заповедник Шульган-Таш. На территории Шульган-Таша находится одноимённая пещера, более известная как Капова — крупнейшая пещера Урала (протяжённость около трёх километров)

С 31 марта 1992 года — Республика Башкортостан в составе Российской Федерации.

Население республики по данным 2009 года составляет 4063,4 тыс. чел. (4078,8 — 2005). Согласно Всероссийской переписи населения 2002, национальный состав населения Республики был следующим (слайд 19):

Народ

Численность в 2009 году, %

Русские

36,3 %

Башкиры

29,76 %

Татары

24,14 %

Чуваши

2,86 %

Марийцы

2,6 %

Украинцы

1,3 %

Мордва

0,6 %

Удмурты

0,6 %

Белорусы

0,4 %

Всего в Башкортостане проживает свыше 100 национальностей.

96,4 % населения владеет русским языком. Башкирским языком владеет 25,8 %, татарским — 34,0 % населения.

Вспомните, какие государственные символы в нашей республике? (слайд 20)

(Герб, Флаг, Гимн – просмотр и прослушивание)

В главах нашей книги мы показали, что каждый человек, живущий в России, испытывает чувство гордости за свою страну, за свою малую Родину.

Гридина О.Н

ЛИТЕРАТУРА


1.Чутко Н. Я. Я – гражданин Росси (Я – моя страна – мой мир) Учебник – хрестоматия для 3, 4 класса – Самара: Корпорация «Федоров»,2004, 2008

2. Чутко Н. Я., Авдейчук Н. Г. Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». – Самара: Корпорация «Федоров»,2004

3. Сайт ru.wikipedia.org


Презентация "Я живу в России"
PPT / 8.13 Мб

Опубликовано в группе «Я классный - самый классный»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.