Классный час в 1 классе «Я — гражданин России»
Я – гражданин России
Цели:
познакомить учащихся с символами России (флаг, герб, гимн);
познакомить с понятиями: малая и большая Родина, столица, гражданин;
формировать первоначальные элементарные представления о родном крае, о Родине;
воспитывать любовь и интерес к родной стране, народу;
воспитывать гражданственность, патриотизм.
развивать внимание, коммуникативные качества.
Оборудование:
мультимедиа проектор, репродукции с изображениями любимых уголков природы, карта России, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, полоски флага.
Ход мероприятия
- Послушайте внимательно песню и скажите, о чём она?
Звучит песня “С чего начинается Родина”.
Дети свободно высказываются.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какова тема мероприятия? (предположения детей)
- Сегодня на занятии мы поговорим о нашей родине, узнаем, кто такие граждане, познакомимся с символами нашей страны.
- Тема нашего занятия: «Я – гражданин России» (СЛАЙД 1)
- Эпиграфом к нему станут слова русского поэта Н.А.Некрасова
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын» (СЛАЙД 2)
- Что означает слово «гражданин»? (это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки) – СЛАЙД 3.
- 2 ученика читают наизусть стихотворения:
1 ученик:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей'
Мы Родиной милой зовем.
2 ученик:
Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
- Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
- Село, в котором мы родились – это наша малая родина. Малая родина может быть у всех разная, если мы родились в разных городах и селах.
Что такое большая Родина? Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия).
- Наша Родина, наше Отечество – это Матушка Россия. (СЛАЙД 4).
(Отечеством зовем ее потому, что испокон веков жили наши отцы и деды; Родиной зовём её потому, что здесь родились, все вокруг для нас родное; а Матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережет нас.)
-Наш поселок, Новоселезнево - лишь маленькая часть большой страны. СЛАЙД 5.
- Россия самая большая среди всех стран. Россия богата своим растительным и животным миром, подземными кладовыми. В нашей Родине самые полноводные реки с большими запасами пресной воды и рыбы.
- Итак, наша большая Родина – это…..(Россия.)
СЛАЙД 6
- А как называют всех жителей одной страны России? (мнения детей)
- Граждане – это жители России, люди, которые любят, гордятся Родиной. Стараются сделать её богатой и сильной. Вы, маленькие граждане большой страны России.
- Россияне очень дружный народ. Посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы (физминутка)
2 команды встают в круг. Команды должны дружнее и быстрее передать по кругу флаг России.
- А что у нас (у граждан) общее, что делает нас гражданами одной Родины – России?
- Законы – это обязанности, правила по которым мы живём. Они записаны в одной книге – Конституции РФ (СЛАЙД 7)
- Вот некоторые законы, которые вы должны помнить и выполнять (СЛАЙД 8)
Стараться учиться.
Бережно относиться к школе, классу.
Следить за своим внешним видом.
Поддерживать порядок на своём рабочем месте.
Уважать старших и одноклассников.
- Кроме того, вы имеете права (СЛАЙД 9).
на жизнь;
на защиту;
на выбор;
на отдых и досуг;
на любовь;
на семью;
на образование.
- Таким образом, каждый человек, живущий в России пользуется правами этого государства и несёт обязанности перед своей Родиной.
Игра «Дополни предложения»
Наша большая Родина … Россия
Наша малая Родина … п. Новоселезнёво
Жителей России называют … граждане
Законы, по которым мы живём, записаны в книге …Конституция
Знакомство с понятием “ столица” и главным городом России.
- Послушайте стихи и скажите, о каком городе идёт речь (читает ученик)
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
- О каком же главном городе России вы прослушали стихотворение?
- Назовите столицу нашей Родины.
- Столица – это главный город государства. Москва – столица России (СЛАЙД 10).
- Каждое государство имеет свои символы: герб, флаг и гимн РФ (СЛАЙД 11).
- Современный флаг России - бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим по решению Государственной думы и Президента РФ (СЛАЙД 12).
Белый цвет – мир, чистота;
Синий – небо, верность, правда;
Красный – огонь, отвага.
Ученик читает стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберёт флаг? РАБОТА В ПАРАХ.
- Где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, на костюме космонавтов, у нас в селе)
- Флаг - отличительный символ государства.
Знакомство с гербом.
- Ещё один символ нашей страны – это герб (СЛАЙД 13).
- Герб у нас очень красивый. На нём изображён двуглавый орёл. Это символ солнца, силы небесной, огня и бессмертия. Внутри герба – герб главного города Москвы. На нём Георгий Победоносец убивает копьём змею. Много врагов шло на Россию, но всегда россияне побеждали.
Знакомство с гимном России.
- Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем необычным способом: для этого мы встанем.
- Кому оно известно?
- Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. (СЛАЙД 14). Запомните: слушают его и поют только стоя.
- Государственные символы помогают распознать государство, узнать, что больше всего ценят жители этой страны.
- Гимн, герб, флаг - отличительные символы государства России.
Закрепление.
- Дополните мои предложения:
Узнали о малой Родине … п. Новоселезнево
Узнали о большой Родине … России
Узнали о столице России … Москве
Знаем символы России …гимн, герб, флаг
Российский флаг имеет цвета…..белый, синий, красный
На гербе России изображен ……двуглавый орел
Законы России записаны в … Конституции.
- Закончим занятие РАБОТОЙ В ГРУППАХ:
Каждой группе среди всех фотографий и картин найти Россию, столицу России и символы России (герб, флаг и гимн) – приклеить их на общее полотно.
РЕФЛЕКСИЯ «Кораблик» (СЛАЙД 15)
(СЛАЙД 16)