12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Ольга Александровна452
Украина, Луганская Народная Республика, Стаханов

Классный час в 1 классе.

«ДЕНЬ ПТИЦ»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, развивать речь учащихся, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.

 

Оборудование : картинки, иллюстрации птиц

 

Ход мероприятия :

 

Организационный момент.

 

Сообщение темы и цели занятия.

 

- Ребята, тема нашего классного часа спрятана в загадке:

 

Снится ночью пауку,

Чуду-юду на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

(птица).

 

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

 

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи.

Голуби, кукушки,

Пеночки-простушки.

 

Дятел, сокол и сова

(днем в дупле сидит она)

В поле перепел кричит,

Дятел по стволу стучит.

 

Знаешь, их так много есть,

Что их всех не перечесть.

Нас сражают пением

И буйным оперением!

 

- Ребята, сегодня наш классный час будет посвящён птицам

 

Актуализация опорных знаний

 

- Каких животных мы называем птицами?

- Какие характерные особенности имеет эта группа животных?

- Какие пословицы вы знаете о птицах?

- Каких птиц вы увидели по дороге в лицей?

 

 

Основная часть

 

Помощь и забота о птицах

 

Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц.

 

Всего на земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц.

 

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Свою любовь к птицам мы доказали изготавливая кормушки, чтоб помочь птицам выжить зимой. А летом они отблагодарят нас за нашу заботу. Ведь птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти урожая, обгрызают плодовые деревья в саду, помогают сохранить плоды человеческого труда.

 

- Каким образом можно ещё проявить заботу о птицах? (Подкармливать птиц, не разорять птичьих гнёзд, не брать в руки яйца и птенцов, не стрелять в них из рогаток, нельзя приносить домой гнёзда с яйцами и птенцами и т.п.)

 

1 апреля – особая дата

 

Всемирный, или Международный день птиц был создан в 1906 году, после подписания в Париже конвенции, направленной на охрану птиц, и проходит каждый год при поддержке ЮНЕСКО. Россия присоединилась к данной конвенции только 21 год спустя, в 1927 году, хотя праздник отмечать стала уже с 1918.

На самом деле, традиция весной заботиться о птицах прижилась гораздо раньше. Древнейшая традиция наших предков – развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц – скворечники, синичники и т.д. Прилет птиц праздновался распеванием особых песенок-закличек и выпеканием печенья в форме жаворонков.

 

Необходимость охраны птиц – вовсе не надумана, она имеет под собой серьезные основания. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около ста видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. И наибольшую опасность для них представляет не деятельность охотников, как можно было бы предположить, а факторы жизни человеческого общества, напрямую, казалось бы, не связанные с птицами. Например, высотные здания, автомобили и разливы нефти в водоемах смертельно опасны для перелетных птиц.

 

Очевидно, что вряд ли возможно остановить наступление человечества на мир птиц, но еще остается надежда замедлить его. Возможные пути для этого: введение более строгих мер наказания за нанесение вреда естественным местам обитания птиц, включая загрязнение среды, а также увеличение заповедных территорий.

 

Каждый год российские орнитологи, члены Союза охраны птиц, выбирают так называемую «птицу года». Кандидатами на получение такого звания становятся птицы, распространенные на всей территории России (или большей ее части), узнаваемые и при этом нуждающиеся в защите человека. Цель данной компании – обратить внимание людей на птиц страны и необходимость их охраны. Участники акции «Птица года» собирают данные об избранной птичке, и показывают людям ее красоту и уязвимость.

 

Орнитологи всерьез обеспокоены возможностью экологической катастрофы из-за истребления многих видов птиц и даже выдвигают предложения отменить день смеха, из-за празднования которого россияне недостаточно серьезно и без необходимого внимания относятся к Международному дню птиц. Участники Союза предлагают официально посвятить этот день –

 

1 апреля – изучению и охране пернатых.

 

Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!

 

- Но к огромному сожалению многие виды птиц навсегда погибли. И я вас хочу познакомить с этими видами.

 

 

- А теперь я хочу вас познакомить с самыми редкими птицами мира

 

палила лесной сыч

 

гондурасский изумруд

чешуйчатый односторонний крохаль

японский журавль

 

 

Работа над рассказом Я.Сербина «Лесное происшествие»

 

- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Я . Сербина « Лесное происшествие»

 

Внимательно послушайте его и потом, выскажите своё отношение к поступку главного героя – Васи.

 

ЛЕСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

 

Вася и Петя, закинув головы, внимательно оглядывали каждое дерево и медленно шли в глубь бора. Вокруг чирикали воробьи, водили свои нежные мелодии зорянки и резво с ветки на ветку перепрыгивали чижики. Кто-то, словно молоточком, настойчиво стучал по дереву. Петя остановился.

 

- Кто это стучит?

 

- Дятел,— объяснил Вася,— обыкновенный серый дятел. Несет от пяти до семи беленьких яичек. В моей коллекции их два.

 

- Ты собираешь коллекцию птичьих яиц?

 

- Собираю. А что?

 

- Да ничего... И много собрал?

 

- Да у меня уже яички почти всех наших птиц есть, кроме, конечно, ракш… Никак не выдеру. Очень осторожные птицы... Я, брат, люблю все по-научному, книги о птицах читаю...

 

Вася хотел еще что-то сказать, но Петя вдруг остановил его, указывая пальцем на невысокую суковатую сосенку, одиноко росшую на полянке.

 

- Гляди, наверное, ракши.

 

– Не ракши, авторитетно заявил Вася.— Это иволги.

 

- Иволги?

 

- Да. Тоже очень осторожные птицы. Но их яички у меня уже есть!

 

- Да что, у тебя целый склад этих яиц? — не выдержал Петя.— И когда ты успел?

 

Но Вася не ответил. Он вдруг подпрыгнул и прошептал:

 

— Тс... Ракши... вон там...

 

Петя сразу увидел их. Они спокойно сидели на сосновом сучке и словно дремали. Зелено-голубое оперение сверкало на солнце.

 

Очевидно, заметив мальчиков, ракши тревожно взмахнули крылышками, крикнули «рек, рек!» и молниеносно перелетели на другую сосну.

 

— Скажешь, что я лгу,— удовлетворенно прошептал Вася,— если где-то поблизости мы не найдем гнездо...

 

Приглядевшись, они в самом деле на одной высокой сосне заметили дупло.

 

— Оно! Давай гвозди,— сразу скомандовал Вася.

 

Петя торопливо вынул из кармана толстые длинные гвозди, которые ему еще в лагере дал Вася.

 

Внимательно осмотрев сосну, Вася сказал:

 

— До первого сучка приблизительно шесть метров. Хватит. Только бы гвозди выдержали,— и вынул из-за пазухи молоток.

 

Забивая гвозди в ствол сосны, Вася начал медленно подниматься вверх. Скоро он уже стоял на первом суку и гордо осматривал все вокруг. До дупла осталось несколько метров.

 

— Теперь все пойдет по щучьему велению! — весело крикнул он и запустил молотком в ракш, которые все время кружились над дуплом, выкрикивая свое тревожное «рек, рек».

 

Но, когда Вася попробовал сунуть руку в дупло, птички вдруг притихли, только их головки с толстыми клювами то и дело вытягивались вверх. Петя затаил дыхание. Что-то заскребло у него в горле и стало сердце... Ему стало жаль птиц. Он не выдержал и крикнул вверх:

 

- Васька, может, не надо!..

 

- Глупости мелешь,— огрызнулся тот.

 

— Ведь это не воробьи,— продолжал Петя.— Жалко... Они такие красивые!..

 

—Да замолчи ты! — сердился Вася.— Плакса несчастная! Петя знал, что Вася упрям и убедить его сейчас невозможно.

 

Потому отвернулся, присел под сосной и, еще раз взглянув на притаившихся птиц, заплакал...

 

— Есть одно! — воскликнул Вася.— Подставляй фуражку! Хотя нет, пусть лучше у меня останется. Снесли только два, будто знали, что мне как раз столько и надо.— И снова засунул руку в дупло.— Чего раскис?!

 

Петя не отвечал.

 

— Эх ты! Тонкокожий! —хихикнул Вася.

 

Петя снова посмотрел на ракш. Сейчас они тревожно мотали голубиными головками. «И зачем я согласился идти в бор с Васей, — подумал Петя, — лучше бы с ребятами в поле пошел. Почти весь лагерь там, а я с этим придурковатым Васькой поплелся».

 

По неожиданно его беспокойные мысли оборвал отчаянный возглас Васи:

 

— Ой, не вылазит! Кажется, застряла...

 

- Что не вылазит? Что застряло? — испуганно переспросил Петя.

 

- Рука... Рука застряла! — силясь вырвать из дупла руку, заорал Вася.

 

- Что же теперь? Может, кричать? —беспомощно спросил Петя.

 

—Что ты, что ты! — запротестовал тот.—Не смей. Я сам как-нибудь.

 

Но как ни старался Вася сам освободить руку, ничего не получалось. Она все сильнее набрякала и ныла так, что и шевельнуть уже было невозможно. От боли Вася начал скулить.

 

Петя вдруг сорвался с места и исчез в лесной чаще. Не слыхал он, как Вася, стоя сомлевшими ногами на сосновом суку, просил его вернуться. Петя бежал и бежал в лагерь, к пионервожатому, к друзьям...

 

— Там на сосне,— завопил он,—Вася в гнезде! И рука в дупле. Быстрее, а то упадет...

 

За Петей помчались все. Несли лестницу... Петя сопел, как загнанный жеребец, но бежал первым, чтобы показать, на какой сосне сидит Вася.

 

— Вон там,—едва проговорил Петя и бессильно опустился на землю.

 

Пионеры бросились вперед.

 

...Под сосной с забинтованной рукой сидел Вася. Вид у него был жалкий: штаны разорваны, рубашка тоже, глаза красные, чуб растрепан... Около него с лестницей на плече и долотом в руке стоял коренастый человек в форме лесничего.

 

—Хорошо, что прибежали,— хмуро проговорил он,— дупло глубокое и узкое, насилу долотом раздолбил... Еще минута, и этому разбойнику — крышка... сорвался бы с сучка.

 

Вася виновато поглядывал на пионервожатого, на пионеров, но ни в ком не нашел сочувствия.

 

 

Беседа:

1. Что вы можете сказать о поступке Васи? Правильно ли он поступил?

2. Почему нельзя собирать яйца птиц для коллекции?

3. Как вели себя при этом птицы? Что они чувствовали?

4. Каким можно назвать поступок Васи? ( Жестоким, бессердечным, варварским)

5.Осознавал ли Вася всю жестокость этого поступка? Как он вёл себя при этом?

6. Одобрил ли его поступок Петя? (Нет)

7.Как сама природа наказала Васю за его жестокость? Чем всё кончилось?

8. Будет ли и в дальнейшем Вася собирать птичьи яйца для коллекции?

9.Какой вывод сделаем из всего услышанного и сказанного?

 

Помните: Птицы наши друзья, младшие братья и мы должны их беречь и охранять!

 

Физминутка

 

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за парты)

Продолжение работы над материалам

- А сейчас я хочу, чтоб вы поработали над загадками. Если вы правильно отгадаете, то на доске появится картинка птицы. Готовы?

«Гуль-гуль-гуль» - мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь… (голубей)

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну… (чайки)

 

Эта птица не простая:

Днём его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днём любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зелёные шары. (филин)

Что за домик на берёзе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы – друга,

Когда летит она к нам с юга. (скворец)

Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой! (соловей)

ТОП-10. Самый интересные факты о птицах

10 место

Открывает десятку интересные факты о птицах, факт о температуре. Какова средняя температура тела человека? Верно 36,6 градусов. У птиц эта температура выше на 8 градусов. Тяжеловато…и поэтому около ¾ вдыхаемого воздуха уходит у организма птицы на охлаждение тела. Ведь потовых желез у нее нет

9 место

Во время полета сердце птицы бьется со скоростью более 1000 ударов в минуту, т.е. 16 ударов в секунду. Во время отдыха эта частота равна 400 ударам в минуту. И этот факт на девятом месте в топ-10 интересные факты о птицах.

8 место

Птицы способны парить по небу благодаря воздушным мешкам, которые могут занимать около 1/5 всего тела птицы. Что интересно, воздушные мешки есть даже у пингвинов и страусов.

7 место

В Новой Зеландии обитает единственная известная ученым птица без крыльев – птица киви, кроме того у нее нет хвоста, а перья похожи на шерсть. Если бы не строение внутренних органов и клюв, то их можно было бы принять за млекопитающих. Ведь повадки и внешний вид ничем не выдают в них птицу.

6 место

Зачем птицы летят клиньями? Все просто, долгие перелеты необходимо облегчить. Каждая птица летит ровно за соседом, а значит, находится в воздушном потоке, создаваемом крыльями соседа. Это помогает сохранить энергию. Вожаку стаи приходится труднее всего, поэтому не удивительно, что это самая сильная и выносливая особь.

5 место

На пятом месте в топ-10 самые интересные факты о птицах, факт о скорости. Скорость средней машины на человеческом рынке может достигать 160 км в час. Аналогичную скорость развивают чайки, а стрижи и голуби и вовсе могут разгоняться до 300 км в час!

4 место

Самая ненасытная птичка – колибри. Они едят каждые 10 минут и съедают в итоге за день нектара превышающего по весу их вдвое. К тому же, эта маленькая пташка – единственная в мире умеет летать назад. Входит в список самых маленьких животных в мире.

 

3 место

Знаете ли вы, что в мире существует всего одна ядовитая птица? Это двуцветная дроздовая мухоловка, относится к отряду воробьиных и обитает в Новой Гвинее. Это и не удивительно, ведь птица питается ядовитыми жуками — Choresine pulchra (яд батрахотоксин). У мухоловки в ходе эволюции выработался иммунитет к яду и он пропитал ее кожу и перья. Таким образом, даже прикосновение к ней может стать опасным для человека и смертельным для мелких животных.

2 место

Почтовые голуби тоже удостаивались наград. Шер Ами (в переводе – дорогой друг) получил военную награду – медаль «За отвагу» за доставку сообщений во время Первой Мировой. Он потерял глаз и ногу, но выполнил все поручения. Кстати, по окончании войны, Шер Ами получил протез ноги.

 

1 место

Гриф-индейка обладает удивительным нюхом, особенно она чувствительна к запаху падали, которым питается. Это умение и используется ремонтниками подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, так что грифы слетаются именно к этому месту и указывают инженерам, где копать.

 

Игра «Собери картинку и назови птицу» (Название, группа, где обитает и т.п.)

 

Класс делится на две команды. И за определенное время собирают картинку птиц (воробей, ворона)

Когда учащиеся собрали, они должны называется, как же называется их птица

 

 

 

Игра «Самые, самые, самые»

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла. Он достигает 15 см)

– Самая маленькая птичка в мире? (Колибри. Вес до 2 граммов. Длина 58 мм)

 

Итог занятия

 

А теперь давайте подведем итог нашего классного часа.

 

Все птицы полезны, и все они – наши друзья.

 

Надо беречь и охранять птиц.

 

Необходимо строить гнёзда и кормушки.

 

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какой сегодня отмечается Международный день?

- Как называется наука, которая изучает жизнь птиц?

Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.