Классный час "Девиантное поведение подростков"
Девиантное поведение подростков Подготовила Учитель МБОУ «Комсомольская школа №2» Пенькова С.В.
Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является распространение среди подростков курения, наркомании, токсикомании, употребление алкогольных напитков, беспризорничество, бродяжничество, агрессивности и других форм девиантного поведения. Девиантное поведение –(от лат. deviation – отклонение, социальная девиация, отклоняющее поведение) –это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, социальных, устойчивых и более распространенных норм человека. Что же такое девиантное поведение?
Социальные нормы поведения - это общие правила, образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в процессе которых были выработаны определенные стандарты и модели правильного поведения.
Отклоняющееся поведение- это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Причины отклонения в поведении
Классификация девиаций Противостояние реальности Уход от реальности Игнорирование реальности
Причины девиантного поведения у подростков: Навязчивые формы поведения; азартная и компьютерная зависимость; Неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенное требование к самому себе; Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; Чрезмерная зависимость от друзей, стремление подражать приятелям; Отклонение в поведении в связи с приобретёнными травмами, заболеваниями, патологиями;
Причины девиантного поведения у подростков: 6.Принадлежность к неформальным объединениям; 7.Наследственность(алкоголизм, наркомания), неблагополучные семьи; 8.Способ самоутверждения; 9.Защита от беспомощности, тревоги; 10.Устойчивый комплекс ценностных норм; 11.Неудавлетворенность своим положение в семье, в учебном заведении; 12.Неосознанное переживание своей несостоятельности;
Причины девиантного поведения у подростков: 13.Неудовлетворенность процессом обучения; 14. Трудности в адаптации в новом коллективе; 15.Высокий уровень тревожности; 16.Многочисленные личные проблемы; 17.Проблемы взаимоотношения с товарищами в классе; 18.Конфликты в семьях, непонимание, непринятие старшими ценностей подростков; 19.Проблемы взаимоотношения с педагогами; 20.Неумение организовать полноценный досуг; 21.Нервные перенапряжения, утомляемость; 22.Недостаток знаний родителей о том, как вести себя в трудных ситуациях;
23.Отставание в учёбе; 24.Примеры насилия, жестокости, безнаказанности получаемые из СМИ; 25.Чрезмерная занятость родителей; 26.Большой запрет со стороны родителей; 27.Низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей; 28.Неспособность детей сопротивляться вредным влияниям 29.Генетическая предрасположенность 30.Отсутствие навыков социального поведения и т.д.
Основные формы девиантного поведения несовершеннолетних Бродяжничество Попрошайничество Приводы в полицию Наличие судимости Воровство Курение Раннее начало половой жизни Жестокость Суицидальное поведение Участие в криминальных группах Употребление спиртных напитков Употребление наркотиков Попрошайничество Тунеядство Вандализм Токсикомания Повышенная агрессия Нежелание учиться
Бродяжничество Бродяжничество — состояние человека, живущего в материальной бедности, скитающегося с места на место, не имеющего жилья, постоянной работы или другого законного источника дохода.
Эмансипационные побеги наиболее часто совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе, сочетаются с алкоголизацией во время побега. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество. В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 – 17 лет). Дромоманические побеги (от греческих слов «дромос» – дорога, путь и «мания» – одержимость, страстное влечение) происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу географический ареал расширяется. Выделяют следующие типы побегов подростков:
Основные причины побегов: Крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»
Агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания)
Безразличие взрослых к проблемам подростка
Развод родителей
Появление в доме отчима или мачехи
Чрезмерная опека, вызывающая раздражение
Алкоголизм-заболевание, разновидность токсикомании, которое характеризуется болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью.
Токсикомания и наркомания Токсикомания – это первый шаг к наркомании !
Суицид
Методы коррекции девиантного поведения Стимулирование позитивной мотивации. Методы коррекции эмоциональных состояний. Методы саморегуляции. Когнитивное переструктурирование . Методы прекращения нежелательного поведения (санкции). Методы формирования позитивного поведения.
Стимулирование позитивной мотивации , желания изменения себя, свое поведение. прием оценки негативных последствий девиантного поведения ( просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям);
Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет ); достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.
Методы коррекции эмоциональных состояний : Арт-терапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме. Методы прекращения нежелательного поведения . Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения свода правил (санкциях за нарушение или не исполнение). Происходит стимулирование личной ответственности за свое поведение.
Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным , когда ребенка вынуждают покинуть класс. При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.
Рекомендации д ля родителей и учителей при работе (общении) с детьми с девиантным поведением: Единые требования при воспитании ( совместная работа психолога, воспитателя , учителя и родителей). Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий . Обучать детей отреагированию негативных эмоций, саморегуляции. Адекватность требований. Эмоциональный комфорт в семье и в школе. Демократический стиль воспитания. За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.
Отказ от физического наказания (закрепляется агрессивное поведение ), искать новые формы влияния . Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью. Предоставление необходимой самостоятельности. Избегание приклеивания ярлыков. Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой. Использование похвалы и поощрения . Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения. Применение санкций только в необходимых случаях. Оценивать не личность, а поступок.