12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малакмадзе Татьяна Леонидовна2718
Россия, Ростовская обл., сл. Верхнесеребряковка
5

Классный час для 7 класса «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта…»



Тема работы: Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся.

Классный час для 7 класса «Нам в сорок третьем выдали медали,
и только в сорок пятом — паспорта…»

Классный час "Нам в 43-м выдали медали..." Все файлы 
Конкурс метод. мат-лов по гражд.-патриот. воспитанию
PPTX / 8.5 Мб

(Рекомендую скачать архив с файлами мероприятия, разархивировать его, проверить работоспособность ссылок на слайдах 15, 26 (автоматическое воспроизведение), 28 (нажать для воспроизведения видео на картинку слайда), 24 (нажать на значок "звук" на георгиевской ленточке) )

Автор: Малакмадзе Татьяна Леонидовна, учитель математики.

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, любви к Родине, почитания подвигов Российского народа при защите Отечества.

Задачи:

    воспитание гражданина – патриота России;

    активизация творческого потенциала и познавательной деятельности обучающихся;

    формирование культуры поведения обучающихся, участвующих (присутствующих) на массовых мероприятиях.

Организация проведения мероприятия:

    мастер-класс по изготовлению фронтового письма-треугольника;

    подготовка ведущих-декламаторов из обучающихся;

    эссе «Письмо погибшему ровеснику»;

    видеоролик «Шли мальчишки от Бреста до Берлина».

Оборудование: ПК, видеопроектор, презентация, видеоролик.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Слайд 2

Ученик 1:

Родина!

За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина.

Слайд 3

Ученик 2:

В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, Слайд 4

может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его Родина.

Слайд 5

Ученик 1:

Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: Родина!

Слайд 6

Что видел я хорошего от нее, что она мне дала?»

Слайд 7

Ученик 2:

Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим.

Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

Слайд 8

Ученик 1:

Фашизм враждебен всякой национальной культуре. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней.

В фашистах вытравлено все человеческое.

Слайд 9

Ученик 2:

«Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте». (Геринг)

Слайд 10

Ученик 1:

«Уничтожайте мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 16 лет». (Из приказа по 13 армейскому корпусу от 28 ноября 1941 года.)

Слайд 11

Ученик 2:

«Страх перед немцами должен войти в каждого до самых его костей. Не может быть никакого снисхождения. Это относится также к женщинам и детям». (Из приказа фашистского командования от 25 ноября 1941 года.)

Слайд 12

Ученик 1:

«Папа, мы остались без мамы. Папа, фашисты хватали самых маленьких детей, подбрасывали их вверх и подставляли штыки».

Такое письмо прислал на фронт красноармейцу Хромых его сын Леня.

Слайд 13

Ученик 2:

Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом.

Пионеры, комсомольцы, несмотря на свой юный возраст, помогали в борьбе с захватчиками в годы Великой Отечественной войны, они добровольно шли в тыл врага, чтобы добывать важные сведения, рискуя собственной жизнью, они мстили за гибель своих родных и близких, за истерзанную войной Родину.

Слайд 14

Ученик 1:

Давайте вместе споем песню, которую написал участник Великой Отечественной войны Б. Окуджава «Десятый наш десантный батальон» (караоке).

Слайд 15

URL: https://www.youtube.com/watch?v=N3FuAuZpB1s (или выбрать другой вариант видеоролика, например, с вокалом)

Слайд 16

Ученик 2:

Несомненный факт, что в сражениях Великой Отечественной войны принимали участие многие десятки тысяч детей и подростков: в партизанских отрядах и подполье на оккупированных врагом территориях Советского Союза, в действующей армии в качестве сыновей и дочерей полка, юнг Северного флота. В партизанских отрядах малолетние «народные мстители» выступали в роли и разведчиков, и связных, и санитарок. В действующей армии — в зависимости от рода войск той части, к которой прибивались…

Слайд 17

Ученик 1:

Их никто не принуждал идти в партизаны или прибиваться к воинским частям. Движущей силой их поведения был тот же ПАТРИОТИЗМ, что и у их отцов, матерей, старших братьев и сестер… Известны юные бойцы, за свои подвиги удостоенные звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Саша Чекалин, Валентин Котик…

Слайд 18

Ученик 2:

В блокадных днях мы так и не узнали… 
(Ю. Воронов)

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом —

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

Слайд 19

Ученик 1:

В войну все – от мала до велика помогали фронту. Большинство детей, что самоотверженно трудились на производстве, стали героями труда и тружениками тыла. Но были и те, кто совершал подвиги. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями, свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Самый известный юный герой, что действовал под Москвой - Толя Шумов, 1924 г.р. Фашисты заняли районный центр Осташёво Московской области, когда он был девятиклассником. Вместе с матерью он ушёл в партизанский отряд, был разведчиком. В задачу юных партизан входили добывание сведений о численности врага в конкретных местах, о продвижении немецких войск по проселочным дорогам, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок.

Анатолий два раза задерживался немецким патрулём, но оба раза сумел уйти и вернуться в отряд. В ноябре 1941 года Толя был случайно замечен местным полицаем, который сообщил об этом немецкому начальству. Толя был схвачен. В лесу под Можайском он был расстрелян.

Слайд 20

Ученик 2:

Анатолий Комар. На момент начала Великой Отечественной Толе было всего 13 лет.  Полтава, где жил мальчик, была оккупирована. Через некоторое время Толе пришлось впервые в полной мере ощутить жестокость противника на собственном опыте – помощь нескольким раненым советским лётчикам стоила Комару четырех дней в местной немецкой комендатуре и жесточайшего избиения. В сентябре 1943-го Толе удалось примкнуть к 252-й стрелковой дивизии. Ночью 23 ноября Комар в составе группы разведчиков отправился в тыл врага; вылазка оказалась в высшей степени продуктивной – в уничтоженной гранатами машине разведчики обнаружили критически важную карту. Вернуться с картой назад, однако, оказалось нелегко – разведчиков обнаружили и начали окружать. Продвижение бойцов остановил вражеский пулемет. Ожидать спасения было неоткуда, и гибель группы казалась неминуемой; тогда Комар принял невероятное в своей смелости решение и бросился на пулемет, выиграв столь нужное товарищам время.

Слайд 21

Ученик 1:

9 мая 1944 года. 16-летний юнга торпедного катера Саша Ковалев закрыл собой пробоину в радиаторе, из которого после фашистского налёта хлестал кипяток.

Слайд 22

Ученик 2:

Стасик Меркулов при обороне Курска ополченцами подносил снаряды. Заменил у пулемёта убитого отца. Стасика срезала очередь, пули попали в ноги, а одна в живот. Ребенок потерял сознание. Утром старики из близлежащего дома пошли за водой и услышали из воронки стон. Это был Стасик. Он провел там холодную ноябрьскую ночь. Старики не смогли отнести Стасика к себе домой, - у них уже стояли немцы, но они перенесли мальчика в бытовку кирпичного завода и уложили на пол, заботливо подстелив сена. Он попросил дедушку позвать маму. Когда мать и тетя окольными путями прибежали в бытовку, то увидели страшную картину. Пол был забрызган кровью, а на теле сына были глубокие рваные раны. Фашисты пытали и добивали ребенка, выбрав орудием убийства винтовочные штык-ножи. Стасик умер в ночь на 3 ноября 1941 года.

Слайд 23

Ученик 1:

Аня Обухова 25 декабря 1941 года помогла бежать пленному советскому командиру. Ребенок провел раненого на улицу, уложил на санки, укрыл сеном и провез мимо часовых. Фашисты не смогли найти советского офицера. Тогда они согнали жителей села и приказали до вечера выдать его, а в назидание расстреляли пожилого крестьянина. И вот еще засветло Аня Обухова, сама пришла в комендатуру и созналась, что офицера «похитила» она. Не сумев заставить пионерку назвать место, где она спрятала командира, они решили продолжить «дознание» иным способом. Избитую Анюту в одном разорванном платьице провели по селу к школе, у которой стояли выброшенные на улицу парты и привязали веревками к одной из них. На улице стоял мороз сорок градусов. В эту же ночь, к утру, село заняли наши подразделения, а враг был отброшен. Но Аня всего этого уже не смогла увидеть. 

Слайд 24

Ученик 1:

Муся Пинкензон - маленький мальчик и большой Герой.
Маленький еврейский скрипач, в 11 лет погибший на Кубани в далеком 1942 году.
Он не убил ни одного врага, не распространил ни одной листовки, ни разу не пускал под откос поезда с вражескими танками. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество...
Его практически никто и никогда не называл полным именем Абрам, все звали Мусей - так, как называла его мама.

Ученик 2:

Летом 1942 года фашисты захватили станицу Усть-Лабинскую. Доктор Пинкензон, отец Муси, отказался лечить немецких солдат. Тогда фашисты решили устроить на площади станицы показательную казнь. Акция устрашения населения, где жертвами были Муся и его родители. На глазах у мальчика застрелили отца и мать. Он остался совсем один, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители Усть-Лабинской, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Они ничем не могли помочь Мусе.

Внезапно сам Муся обратился к немецкому офицеру:

– Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!

Офицер рассмеялся и разрешил.

Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. Вернее, они понимали, но не могли поверить в реальность происходящего.

11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» - гимн коммунистов, который в тот момент был гимном Советского Союза.

И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё...

Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача... (Играет Интернационал).

Слайд 25

Ученик 1:

В свободные минуты от боевых действий каждый пытался написать пару строчек домой, семье, любимым. Письма с фронта. Они были полны любви, заботы, беспокойства о родных. Эти чувства не надо было запечатывать. Письма не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены простым треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины. Потому что на фронте всегда не хватало конвертов.

Слайд 26

(Демонстрируется видео «Как сделать фронтовое письмо-треугольник». Ученики изготавливают письмо-треугольник.)

Ученик 1:

Я вам предлагаю написать письмо. Представьте себя в окопе после боя и напишите письмо домой. А может, кто-то хочет написать из настоящего времени своему деду или ровеснику в те суровые годы? (Ребята пишут письма и по желанию читают свои письма).

Слайд 27

«Письмо погибшему ровеснику»

Здравствуй, дорогой друг!

Пишет тебе ученица 7 класса Кандаурова Аня.

Хочу рассказать тебе о том, что Великая Отечественная война закончилась семьдесят три года назад 9 мая 1945 года победой Советской армии над фашистской Германией. Для нашей страны это был и остаётся великий день! Ваша жертва не была напрасной.

Каждый год мы отдаём дань памяти всем погибшим и пропавшим без вести солдатам. Ветераны Великой Отечественной войны, хоть и осталось их очень мало, на протяжении многих лет рассказывают о подвигах наших солдат, как они сражались за Родину, не жалея сил и жизни. Думаю, что только благодаря вашему несгибаемому мужеству наша страна живет под мирным небом более полувека.

Любовь и вера к своему Отечеству помогла советским солдатам отстоять право на свободу и независимую жизнь своих потомков.

Я часто думаю, каким ты был? Мой ровесник или чуть постарше. Озорной или серьёзный, вечно попадающий в курьёзные ситуации или увлеченный наукой, моделированием. О чем ты мечтал? Стать великим писателем или лётчиком, хлеборобом или строителем? Одно я о тебе знаю точно: ты очень любил свою Родину, ты очень любил жизнь. Только такой человек отдаст свою жизнь за других, не задумываясь!

Я очень хотела бы с тобой подружиться. Как жаль, что этого не случится! Я расту, учусь, осознавая огромную ответственность. Мне нужно прожить жизнь достойно. Ради тебя. Поверь мне, я стараюсь. Хорошо учусь, занимаюсь в художественной школе, в секции самбо. Участвую в конкурсах, соревнованиях. Даже медали есть. Очень люблю своих родителей. Люблю свою Родину.

От своего лица, а также от лица всех детей страны, хочу выразить огромную благодарность участникам Великой Отечественной войны. Поклониться в ноги за возможность жить под мирным небом, за право называться свободным человеком!

Огромное спасибо за наше счастливое детство!

Аня.

Слайд 28

(Просмотр видеоролика «Шли мальчишки от Бреста до Берлина…»)

Слайд 29

Ученик 2:

Аркадий Гайдар писал: «Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, по сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжелой и очень важной борьбе с человеконенавистным фашизмом».

Да, они не «болтались под ногами», но во множестве были затоптаны страшным солдатским сапогом войны. Бессилие защитить детей - это один из главных уроков прошлой страшной войны. Дети, даже если они оказались на войне с оружием в руках, все равно ее жертвы. Не повторять ошибок прошлого, — вот о чем неустанно звонят колокола памяти, колокола Великой Отечественной войны.

Слайд 30

Ученик 1:

С каждым годом всё меньше и меньше

Тех, кто помнит тот год сорок пятый…

Но не станет пусть в памяти трещин.

Мы гордимся победным парадом!

Чтобы не было в людях зверства,

Чтобы солнце нежнее светило,

Каждый должен открыть своё сердце,

Дню Победы сказать «спасибо»!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.