Классный час «Если человек правильный, то и мир будет правильный!»

2
0
Материал опубликован 21 August 2019

видео "Бумеранг добра"
MP4 / 44.06 Мб

/data/files/b1566356915.mp4 (видео "Бумеранг добра")

Актуальность выбранной темы классного часа. 

В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится о том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. А это значит, что одной из главных задач воспитания является формирование ценностных ориентиров обучающихся. Немаловажное значение для учащихся приобретает такая нравственная ценность, как добро. Педагогу важно научить детей сопереживать, привить желание помочь, научить делать нравственный выбор.

Целью, заложенной в методическую разработку сценария классного часа «Если человек правильный, то и мир будет правильный», является просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Задачи:

– систематизировать знания школьников о таких ценностях, как добро, сострадание, милосердие, терпимость и об их роли в жизни человека;

– научить учащихся выделять самое важное в себе, в своих личных качествах, корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.

– способствовать формированию умения школьников анализировать возможные жизненные ситуации;

– развивать умение делать нравственный выбор;

– организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам;

– разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек.

Классный час проводится в форме свободного общения учащихся с классным руководителем. Используются следующие методы и приёмы:

1. Воспитательное воздействие при помощи примера.

2.Метод воспитывающих ситуаций.

3.Групповая работа. 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы бумаги, ручки, карточки с высказываниями и нравственными заповедями, карточки с пословицами о добре, изображения следов из бумаги, изображение солнца.

Краткое описание классного часа:

1.Прослушивание притчи. Определение темы классного часа. Размышления об актуальности данной темы.

2.Мнения учащихся о самовоспитании. Советы, как научиться разбираться в себе.

3.Ребята получают листы бумаги, на которых они пишут о своих достоинствах и недостатках.

4.Учащиеся определяют, какие качества характера имеет гармоничная личность, обладающая духовно-нравственными ценностями.

5.Соотнесение высказываний с нравственными заповедями.

6. Размышления на темы: «Поведение человека», «Поступки, совершаемые человеком».

7.Прослушивание притчи о солнце, ветре и человеке. Обсуждение притчи.

8.Тест «Всегда ли мы правильно поступаем».

9.Соотнесение начала и окончания пословиц и поговорок о поведении и поступках людей.

10.Работа по группам. Задача 1 группы разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек («Кодекс добра»). Задача 2 группы записать идеи о том, что бы они изменили в мире для того, чтобы все люди стали добрыми и отзывчивыми.

11.Прочтение стихотворения «Жизнь – бумеранг». Просмотр видеоролика «Бумеранг доброты»

12.Выводы. Завершение классного часа. Учащимся предлагается создать «Книгу Добра», куда они будут записывать все свои добрые поступки и дела. Учащиеся отправляются в путь по созданию правильного мира (на карточках-следах указывают две самые сильные черты своего характера, при помощи которых можно изменить мир к лучшему)

Сценарий проведения классного часа:

Для начала давайте просто улыбнёмся друг другу. Ведь всем известен тот факт, что улыбка - это знак дружелюбия, готовности к общению, открытости. Послушайте, пожалуйста, притчу.

Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая ему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со словами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут.

— Как тебе удалось так быстро справиться с заданием? — спросил отец.

— Это было совсем не сложно, — ответил Пэт.

«Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и, перевернув снова лист, получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек правильный, то и мир будет правильный».

Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое.
«Если человек правильный, то и мир будет правильный»,- размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

Назовите, пожалуйста, ключевую фразу в этой притче.

( Если человек правильный, то и мир будет правильным)

Вы абсолютно правы. А как вы думаете, почему эта притча сейчас прозвучала? О чём мы сегодня будем с вами говорить?

О том, как сделать мир правильным. О том, каким нужно стать, чтобы мир стал правильным.

Абсолютно верно. А вам нравится мир, в котором мы живём? (ответы учащихся)

Согласна. Мы часто негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны. С таким мы встречаемся ежедневно.

На самом деле в этой притче заключен ценный урок. Если нам не нравится наш мир, и мы хотим изменить его, то начинать нужно с себя самого. Если же мы будем в порядке, то и наш мир тоже будет в порядке.

Попробуем сегодня выделить самое важное в себе, в своих личных качествах, взглянем на себя со стороны, попробуем скорректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.

А что вы можете сказать о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает? (Человек сам воспитывает себя.)

Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя воспитывать?

1.Какой он сейчас.

2. Каким хочет стать, чего достичь.

3. Какие есть методы самовоспитания.

Действительно, чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни. А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?” Недавно мне на глаза попались ответы людей, которые отвечали на вопрос анкеты «Какой я?»

Прослушайте четыре разных высказывания и подумайте, кто из авторов лучше разбирается в себе и почему.

1.«У меня плохое поведение, но я думаю, что я хороший». Самооценка первого ученика не соответствует его поступкам.

2.«Ну, не знаю… Наверное, хороший, смелый и добрый». Второй не знает своих недостатков.

3.«Я неуправляемый. Я взбалмошный и пакостный». Третий не видит своих достоинств.

4.«Я старательная и умная, но лентяйка и нетерпеливая. С переменчивым настроением». Четвёртый лучше других разбирается в себе, так как видит свои достоинства и недостатки, а они есть у каждого человека.

Предполагаемые ответы:

Самооценка первого ученика не соответствует его поступкам. Второй не знает своих недостатков. Третий не видит своих достоинств. Четвёртый лучше других разбирается в себе, так как видит свои достоинства и недостатки, а они есть у каждого человека.

Вывод: чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки. (Ребята получают листы бумаги, на которых они пишут о своих достоинствах и недостатках).

А сейчас мы все вместе определим, какие качества характера имеет гармоничная личность, обладающая духовно-нравственными ценностями. У каждого из вас на столах лежат листы, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют данную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните. (Предложенные качества: терпимость, бессердечность, конфликтность, сострадание, прощение, вспыльчивость, милосердие, злорадство, ложь, уважение прав других, раздражение, принятие другого человека таким, какой он есть, зависть, стремление к саморазвитию, высокомерие, эгоистичность, добросовестность, искренность).

Итак, гармоничная личность, обладающая духовно-нравственными ценностями, имеет следующие качества… (ребята называют такие качества, у меня они выделены красным цветом)

А теперь я предлагаю вам следующее задание - соотнесение высказывания с заповедями:

    «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения» (возлюби ближнего своего)

    «Не делай другому того, от чего больно тебе» (золотое правило)

    «Ничто притворное не может быть продолжительным» (не лги)

    «Любовь к родителям - основа всех добродетелей»  (почитай отца своего и матерь свою)

(На доске изображается правильный человек, рядом с ним черты характера, которыми он должен обладать и нравственные заповеди).

Правильного человека я изобразила в виде солнышка. Как вы думаете, почему? (учащиеся высказывают свои мнения)
Как солнце обогревает весь мир, так и такой человек, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Такой человек понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова немецкого поэта Гёте. Как вы их понимаете? (учащиеся высказывают свои мнения)
В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

В раннем возрасте каждый из вас стихотворение Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

Никто не станет отрицать, что так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.

У каждого человека есть свой характер, и проявляется он в поступках человека.
Что такое поступок человека? (Это действие, которое совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями)

Кто и что влияет на поведение и поступки людей? (воспитание, родители, сверстники, СМИ.)

А сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.

Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.

Какое влияние оказали Ветер и Солнце на человека? (отрицательное и положительное)

Почему человек сам снял пальто? (Солнце согрело человека своими лучами)

В чем смысл притчи? (Добро победило зло)

Какой вывод можно сделать? Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял правильное решение? (С теплом, добром, сердечно)

А всегда ли мы так поступаем? Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Поставьте возле каждого вопроса ответ «да» или «нет».

    У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все деньги на подарки друзьям и родным?

    Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, скажешь ли ты об этом?

    Твой друг плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

    Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

    Часто ли ты используешь злые шутки?

    Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

    С желанием ли ты помогаешь людям?

    Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

    Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков. Одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 8 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5,6, 7, 9.

Результаты теста:

Больше 7 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.

От 4 до 7 очков. Ваша доброта – вопрос случая: добры вы не со всеми и не всегда.

Менее 4 очков. Вам предстоит сложная работа над собой.

Давайте прислушаемся к русским пословицам, в них хранится многовековая мудрость народа.

Между прочим, существует множество пословиц и поговорок о поступках людей. Подберите к каждой пословице окончание.

    Делай другим добро — будешь сам без беды.

    Плохо тому, кто добра не творит никому.

    Делая зло, на добро не надейся.

    Доброму человеку весь мир — свой дом, а злому и своя хата — чужая.

    Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

    Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

    Доброго держись, а от худого удались.

    За недобрым пойдешь - на худо набредешь. 

    Отойди от зла и сотвори благо.

    Учись доброму, худое на ум не пойдет.

    Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

    Лучше самому терпеть, чем других обижать.

Следует задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека.

Предлагаю первой группе разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек - назовем их «Кодекс добра».

Второй группе предоставим возможность стать волшебниками. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми? Запишите свои идеи на листе бумаги.

(Каждая группа зачитывает свои правила и идеи).

ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ. 
К тому ведется: 
Что отдаете, то и вернется. 
То, что посеешь — то и пожнешь, 
Ложью пробьется Ваша же ложь. 
Каждый поступок имеет значенье; 
Только прощая, получишь прощенье. 
Вы отдаете — Вам отдают, 
Вы предаете — Вас предают, 
Вы обижаете — Вас обижают, 
Вы уважаете — Вас уважают… 
ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ: 
Все и всем по заслугам; 
Черные мысли вернуться недугом, 
Светлые мысли — Божественным светом.
Если не думал — подумай об этом!!!
Сделай доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто-то рядом сделает доброе и приятное! Я предлагаю вам начать самим запускать бумеранги добрых дел, комплиментов, улыбок: “Поделись улыбкой своей, и она еще не раз к тебе вернется!” Поступайте так, как вы хотите, чтобы с вами поступали.

Видеоролик «БУМЕРАНГ ДОБРОТЫ».

Не дай этому круговороту любви и доброты закончиться на тебе.

А давайте в нашем классе создадим «Книгу Добра», куда будем записывать все наши добрые поступки. Начнём с завтрашнего дня и будем её заполнять до 25 мая 2019 года, до момента окончания вами средней школы. Вот тогда книга и покажет, насколько вы усвоили всё то, что сегодня было сказано.

Вспомните притчу, с которой я начала свою сегодняшнюю беседу с вами. Там папа предложил сыну собрать из кусочков карту. Я же предлагаю вам собрать из фрагментов рисунков сами рисунки. Итак, что у вас получилось? (крепим рисунки на магнитную доску) А помните ли вы ключевые слова притчи?

(«Если человек правильный, то и мир будет правильный»)

Так давайте же будем с вами правильными людьми, чтобы наш мир был правильным! Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два положительных качества, две черты, которые являются сильными сторонами вашего характера. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!» В добрый путь по созданию правильного мира!








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.