Классный час, посвященный Дню Победы
Классный час, посвященный Дню Победы
Цель: расширить представления детей о ВОВ, о мире.
Задачи: воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине; вызвать уважение к ветеранам-участникам ВОВ, чувство благодарности и желание оказывать им посильную помощь.
1. Этап психологического настроя
Звучит музыка военных лет, гости приглашаются в класс.
На доске эпиграф:
«Пусть ни одна бомба не упадет на нашу планету,
Пусть ни одна слеза не упадет на израненную войной Землю…»
плакаты «9 Мая - День Победы», «Мир планете Земля».
Класс оформлен шарами, цветами.
-Ребята, скажите, какой праздник приближается?
- Какой теме посвящен наш классный час? (Ответы детей)
- Что такое война в вашем понятии? (Ответы детей)
(Словарь. (Читает один из учеников.) Война-организованная борьба между государствами или общественными классами.)
-О какой войне пойдет речь? Когда она была? (Ответы детей)
2. Этап усвоения новой темы
Почему война называется Великой Отечественной?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, в нашей стране она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Первыми удар немцев приняли пограничники Брестской крепости на рассвете 22 июня. А в это время советские люди слышали страшные фразы, бьющие прямо в сердце.
Запись Левитана
Песня «22 июня»
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
«Четыре долгих года шла война. 9 Мая 1945 года война была закончена. Этот день стал Днем Победы! И в 2015 году мы отмечаем 70-летие великой Победы. К сожалению, все меньше остается живых участников ВОВ. Время, болезни, старые раны берут свое»
Дети в ВОВ
- В борьбе с фашистами взрослым помогали и дети, среди них были и ваши ровесники.
(Рассказ подготовленных детей)
1.Володя Жданов-ученик 3 класса деревни Веретино Курганской области. Он спас от преследования гитлеровцев раненого красноармейца, помог ему спрятаться в безопасном месте, перевязал раны, добывал для него продукты. Когда боец окреп, Володя вывел его в лес к партизанам.
2. Витя Тихонов. Во время блокады Ленинграда 6-летний Витя храбро расправлялся с зажигательными бомбами. Его как-то спросили:
-Как же ты тушишь зажигалки?
-А я бомбу жа хвост, и в пешок, в пешок,- ответил смелый мальчик.
3.Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.
-За нас с вами они отдали жизнь, но они живы, потому что их именами названы школы, улицы.
Сценка.
Посвящается 70-летию
Победы над фашизмом
Действующие лица и исполнители:
КАТЯ – вожатая из 9ого класса, отличница, активистка, шефствует над младшими классами, очень умная девочка.
ВАНЯ – третьеклассник, весьма умный ребёнок.
СЛАВА – третьеклассник, умный ребёнок, но любит побаловаться.
МАША – третьеклассница, умная и послушная девочка.
Пустой класс, в котором должна находиться группа продлённого дня. Входит вожатая Катя.
КАТЯ. Так… Что это означает? Почему никого нет? Где народ? Ау, дети. Вы где? А это что такое?
Она читает записку, которая лежит на парте.
КАТЯ. «Мы ушли на фронт». Какой ужас.
В комнату влетает Ваня с игрушечным автоматом. Он изображает перестрелку.
КАТЯ. Это ещё что такое?
ВАНЯ. Здравствуй, Катя. Бах, бах…
КАТЯ. Здравствуй, Ваня. Что значит «бах»?
ВАНЯ. Бах! Ты убита. Понарошку. В принципе, можешь не падать…
КАТЯ. Что это?
ВАНЯ. Мы играем в войну. Бах, бах, бах…
КАТЯ. А уроки вы сделали?
ВАНЯ. Конечно. Бах! Можешь проверить. Хотя ты убита снова. Бах, бах!
КАТЯ. А зачем вы играете в войну?
ВАНЯ. Чтобы было весело. Бух, бух, бух.
КАТЯ. (хватает его за руку). Остановись.
ВАНЯ. Ну что ещё?
КАТЯ. В войне нет ничего весёлого, поверь мне.
ВАНЯ. Но ведь в мире всё время происходит какая-нибудь война.
КАТЯ. К сожалению, это так.
ВАНЯ. Зачем же тогда идёт война, если в ней ничего весёлого нет?
КАТЯ. Война это беда, а происходит она оттого, что люди завидуют друг другу. Хотят иметь то, что принадлежит не им.
ВАНЯ. Это как?
КАТЯ. Например, у тебя есть велосипед. А у Славы его нет.
ВАНЯ. Я всегда даю Славе свой велосипед покататься.
КАТЯ. Поэтому у вас нет войны. А, если бы ты не давал, а Слава всё-таки попытался его отнять, получилась бы война.
ВАНЯ. Значит, разные страны воюют друг с другом, потому что у кого-то нет велосипедов?
КАТЯ. Нет чего-то такого, что другим хотелось бы иметь. Твой дом, например, или ваша дача.
ВАНЯ. Дача? Моя любимая дача в Кашире? Разве кто-то может попытаться отобрать её у нас?
КАТЯ. Во время войн именно это и происходит.
ВАНЯ. Какой ужас!
КАТЯ. Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?
ВАНЯ. Конечно. Слышал от бабушки. Она тогда еще была маленькой. (смеется)
КАТЯ. Что тебя веселит?
ВАНЯ. Бабушка была маленькой девочкой - смешно.
КАТЯ. Все люди когда-то были маленькими.
ВАНЯ. А все дети когда-нибудь станут большими, да?
КАТЯ. Конечно.
ВАНЯ. Скорей бы.
КАТЯ. Не торопись. Всему своё время. Но плохо, когда взрослые забывают своё детство.
ВАНЯ. Нет, моя бабушка всё помнит. И войну, и голод… Она рассказывала, как было страшно.
КАТЯ. Ещё бы. А ты говоришь - весело играть в войну.
ВАНЯ. Я больше не буду.
Появляется Слава с игрушечным автоматом. Он тоже избражает стрельбу.
СЛАВА. Бух, бух, бух. Ты убит…
ВАНЯ. Слава, хочешь покататься на моём велосипеде?
СЛАВА. Сейчас?
ВАНЯ. Когда угодно.
СЛАВА. А что?
ВАНЯ. Я тебе разрешаю.
СЛАВА. Спасибо, но ты убит. Понарошку. Можешь не падать… А-то с кем же тогда я буду играть?
ВАНЯ. Я больше не играю в войну.
СЛАВА. Почему?
ВАНЯ. Понимаешь, Слава, война – это такая нехорошая штука. Когда могут прийти враги и выгнать нас из нашего дома или даже с нашей дачи, понимаешь.
СЛАВА. За что?
ВАНЯ. Потому что кому-то захочется там поселиться.
СЛАВА. Но это же не справедливо.
СЛАВА. Тогда я не хочу играть в войну.
ВАНЯ. Я тоже.
Появляется Маша с игрушечным автоматом. Мальчики и её заставили играть с ними в войну. Хотя ей этого и не очень-то хотелось.
МАША. Бах!
ВАНЯ. Маша, мы больше не играем в войну.
СЛАВА. Мы решили обо всём договариваться мирно.
МАША. Вот здорово!
ВАНЯ. Давайте покажем взрослым пример. Отменим войны среди детей.
МАША. А вы думаете, взрослые нас послушаются?
ВАНЯ. Не знаю.
КАТЯ (Обращается в зал). Если дети всей планеты попросят взрослых не воевать… Очень сильно попросят…
ВАНЯ. Как мы обычно просим о подарках к праздникам…
КАТЯ. Может быть, они и послушаются, и подарят нам мир между собой.
ВАНЯ. Сначала надо отменить войны среди детей. Ведь все дети, когда-нибудь станут взрослыми.
ДЕТИ ХОРОМ (В зал).Внимание, внимание, дети всей планеты. Больше не играйте в войну! Давайте играть в мир во всём мире.
ВАНЯ. А в войну мы больше играть не будем. Давайте играть в строителей, или в вагоновожатых,…
СЛАВА. Во врачей, учителей…
(Хором ) И, конечно в дочки-матери!
Реквием Р. Рождественского
Отрывок, начиная со слов «Люди, покуда сердца стучатся…»
Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны! Все они ждали весточку с фронта от своих родных и близких.
У вас на столе лежат несколько писем. Давайте прочтем их.
Чтение писем.
А самые доступные конверты, в то время, имели форму треугольника.
Давайте попробуем изготовить такие конверты. Они нам сегодня пригодятся.
Изготовление конвертов.
Каждый день ВОВ на фронте и в тылу - это подвиг беспредельного мужества и стойкости, верности Родине. «Все для фронта, все для победы!»
И он пришел, этот день- 9 мая 1945 г.- День Победы.
(Звучит песня «День Победы. На фоне музыки ученик читает)
Победа! Победа!
Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живущих -Победа!
Во имя грядущих - Победа!
Этап обобщения и подведения итогов.
- Война – это зло, это горе, слезы.
Назовите антоним к слову война. (мир) А что такое мир?
(Это когда нет войны. Мир - это вся наша земля. Мир - это все люди, живущие на Земле.)
- Назовите пословицы о мире и войне.
(Мир строит, война разрушает. Дружно за мир стоять- войне не бывать. И т. д. Можно подготовить несколько детей. Один ученик говорит начало пословицы, а все хором отвечают.)
- Прочитайте слова на карточках, выставленные на доске, выберите те, которые говорят о мире.
Счастье ученье
Война Родина
Труд слезы
Радость улыбка
Горе голод
Дети называют и выставляют слова, переворачивая карточки. Получается изображение Земного шара. Внизу подставляются слова мама, дружба, мир.
- Скажите, а почему наша планета находится в ладонях? Для чего?
- Ребята, если у вас была возможность поговорить с президентами всех стран, что вы им сказали бы, о чем попросили?
- Давайте напишем на этих конвертах - треугольниках своё обращение и пожелания к президентам стран.
Дети читают письма.
- Так же вы свои мысли выразили в рисунках. На них посмотришь и понимаешь - пусть всегда будет мир! (Обратить внимание на рисунки, оформленные в паспарту)
Песня «Пусть всегда будет солнце!»
(Дети встают, поют песню. Во время припева голубей поднимают вверх.)
- Ребята, а голубей, которых вы сделали своими руками, отнесите домой! Пусть они принесут мир вашему дому!
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Почему надо помнить об этом дне?