12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Москалева Наталья Павловна29
Россия, Марий Эл респ.

Классный час

Тема: «Куклы военных лет»

Цели: обогащение знаний учащихся о ВОВ;

воспитание чувства любви к Родине и уважения к старшему

поколению;

формирование личностных, нравственных и гражданских качеств

обучающихся на ярких примерах храбрости и мужества нашего

народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование; през

Цели: обогащение знаний учащихся о ВОВ;

воспитание чувства любви к Родине и уважения к старшему

поколению;

формирование личностных, нравственных и гражданских качеств

обучающихся на ярких примерах храбрости и мужества нашего

народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование; през

Цели:

-познакомить детей с военным детством наших прадедушек и прабабушек

-выяснить, какими игрушками играли дети в военное время

Задачи:

-обучить технике изготовления кукол военного времени

- развивать внимание, зрительную память, умение слушать

-способствовать воспитанию чувства патриотизма.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в программе «Power Point» «Куклы военных лет», ножницы, ткань, носовой платок, нитки.

1.Организационный момент

Эпиграф «В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной»

2.Вводная часть

-Дорогие ребята! В этом году наша страна отмечает юбилейную дату победы в самой страшной и затяжной войне. 9 мая мы уже встретим в 75 раз! Много мероприятий в этом году будет посвящено этой дате. Вот и сегодня у нас совсем невесёлый, очень серьёзный и очень взрослый классный час. Я очень хочу, чтобы вы внимательно и терпеливо выслушали всё, о чём мы будем говорить. Уже 75 лет мы живем в мире, где нет горя, разрухи и войны.

Вы будете взрослеть, и узнавать всё больше подробностей об ужасах военного времени, а сегодня мы попробуем посмотреть на войну глазами самых маленьких её участников-детей.

3. Основная часть

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки?

-Что для каждого из вас игрушка? В какие игрушки играете вы? (ответы детей)

Да правильно, у вас сейчас Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А задумывались ли вы, какими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки? И вообще была ли у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
(слайд)

Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек, сидя в бомбоубежищах, находя время между бомбежками. (Слайд)

Неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве В годы войны игрушка для детей приобрела особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях, о близких людях. И я   вам хочу сейчас рассказать о покупных игрушках предвоенного времени, которые помогли детям пережить ужасы и страх во время блокады Ленинграда. В  1941 году в  окруженном фашистами городе оказалось 400 тысяч детей. Выживать в  нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.

Куклы Ира и  Юра, два пупса с  серьезными лицами и  очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не  просто игрушками, а  помощниками в  очень серьезном  для маленькой девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в  бомбоубежище и  всегда иметь с  собой полный комплект обязательных вещей. С  собой она брала двух любимых кукол и  там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со  всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.(слайд)

А этот мишка помог двухлетней девочке вылечиться от  страшной болезни — туберкулеза. Одна девочка в  блокаду сильно заболела, лекарств тогда не  было, родители работали. Однажды мама принесла игрушечного медвежонка и  положила в  кровать к  ослабевшей дочке. Малышка поверила, что он живой, стала играть с  ним, говорить, подружилась и  неожиданно пошла на  поправку. Произошло чудо — девочка выздоровела. Сегодня мишка выглядит потрепанным, но довольным, ведь он знает, насколько велика сила настоящей дружбы. (слайд)

Этот набор перчаточных кукол был собран десятилетними девчонками и мальчишками из своих домашних игрушек. Можно заметить, что игрушки разные: часть изготовлена на  фабрике, а  некоторые сделаны вручную. Ребята ходили по  госпиталям и  с помощью кукол разыгрывали небольшие спектакли для других детей, которые болели и  лежали в  больницах совсем одни. Эти игрушки до сих пор сохранились, они находятся в «Музее кукол» в городе Санкт-Петербурге. В этой экспозиции хранится более ста игрушек.

( слайды о куклах)

Дети проживали не только в городах, но и в сельской местности. Они, конечно же, тоже играли. Но покупные игрушки им были часто не доступны, но играть хотелось, они сами и с помощью мам, изготавливали их из того что было.

Брали полотенце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой.

Знакомство с самодельными куклами я начну с воспоминаний людей, чье детство выпало на эти тяжелые годы…

«В одной татарской многодетной семье умирал от голода ребенок, потому что нечем было кормить. И старая бабушка оторвав тряпицу от простыни, разжевала хлебный мякиш, завернув в тряпочку так, как делается узелковая кукла (слайд) и дала этому маленькому ребенку сосать ее в рот, для того чтобы он не смог мгновенно съесть эту кроху хлеба, жевал ее долго. Вот так появилась кукла «Жулька». Таких кукол делали не только в этой семье, но и в блокадном Ленинграде. Оказывается, та маленькая порция хлеба, которая давалась для того, чтобы ребенок, играя, потихоньку, понемножку высасывал и тем, самым получал хоть какое - то питание. И рассказывали о том, что до ниток протиралась ткань и ребенок таким образом играл с игрушкой, хотя бы на время забывал о горестях и страданиях которые его окружали, а с другой стороны он постепенно получал эту кроху хлеба и хоть какое то питание».

Давайте перенесемся в то время и попробуем сделать такую куклу.

Практическая часть

Перед вами кусочек материала, нитка и небольшой кусочек ржаного хлеба

Возьмем хлебный мякиш, скатаем его в шарик

Положим его на середину материи и свяжем его ниткой (слайд)

Историю еще одной куклы я услышала от одной своей знакомой, которая поразила меня своей искренностью и простотой. Она произошла в Московском бомбоубежище.

«Перед самым началом войны, из далекой сибирской деревни в Москву приехала полуграмотная женщина, приехала для того чтобы понянчиться с внучкой, родители которой были врачами и должны были уехать на стажировку. Но тут началась война. Мобилизовали и маму, и папу, врачи ушли на фронт, а эта женщина осталась в непривычных для нее условиях огромного города, но еще и во время войны. И эта женщина помогает и соседям, и друзьям, и не знакомым людям, но деревенская закалка и народная мудрость помогали ей решать проблемы как то иначе. И вот оказавшись в бомбоубежище и увидев, как надрывается от плача один из детей, которого никак не может успокоить мать, снимает с себя кофту и головной платок, сворачивает ее и обвязывает платком (слайд, демонстрация изготовления куклы). И попав в руки малыша, эта кукла дала ему возможность переключиться и успокоиться». Девочка, бабушка которой сделала такую куклу, выросла, сама стала бабушкой, показала эту куклу, т.о. она вошла в историю и дошла до нас.

Р. Рождественский говорил «У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война» и мамы, чтобы скрасить жизнь своих детишек брали самые обычные предметы, которые были под рукой и не требовали небольших затрат и небольшого времени. Я вам покажу еще несколько кукол, того времени.

Бралась ложка, тряпочка. И ложка заворачивалась как грудной ребенок или как игрушка - пеленашка, с которыми можно было играть, а когда надоест разобрать и сделать другую. (слайд)

В деревнях, которых не коснулись бои, кукол, шили сами из белого холста, голову набивали опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли еще «омялками»), лицо раскрашивали химическими карандашами или углем. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались желтого цвета». Платье шилось из цветных лоскутков. (Слайд)

Также девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка. (слайд)

Когда цвёл укроп, отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. (слайд)

И, конечно, носовые платочки, которые раньше делали из обычной светлой ткани, края которых были обвязаны мулине. Девочки сами мастерили кукол. с которой можно было легко играть, рассказывать о своих переживаниях, доверять свои секреты (слайд) Когда в руках девочки оказывался пусть игрушечный, но ребенок, она чувствовала себя взрослой, Давайте и мы попробуем из обычного носового платка сделать такую куклу -малышку .

Практическая часть.

1.Берем носовой платочек;

2. Загибаем края платка к центру.

3.Скручиваем сложенный платочек трубочкой, так чтобы загнутые края оказались сверху.

4.Держа платочек вертикально, отгибаем один уголочек вверх.(слайд)

4. Заключительная часть

Мы сегодня с вами познакомились и с покупными игрушками военного времени, и игрушками – самоделками, и, даже попробовали сделать несколько кукол.

75 лет как закончилась война, а дети остаются детьми и по-прежнему играют в игрушки. Вы, сейчас имеете огромное количество игрушек, всевозможных гаджетов, и ценность игрушки для вас не так важна, как для детей военного времени, они жили совсем по-другому. Каждая игрушка была очень дорога, и  каждую сделанную своими руками игрушку очень любили и  берегли как самую дорогую. Их  детство опалила война, но  они выжили и  выстояли.

А  помогали им помнить, что они дети,  — игрушки!

И в заключении я хочу спросить есть ли в ваших семьях такие игрушки из прошлого, которыми играли ваши прабабушки и прадедушки и они хранятся в ваших семьях как реликвия, как память (ответы детей)

Конечно, сейчас вы не будете играть в такие самодельные игрушки, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки. Но мне очень хочется, чтобы у каждого из вас была игрушка, которая останется с вами на долгие годы и перейдет вашим детям как память.

 

 

Литература.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.:, 2007.- 120 с.

2. Аркин, Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А. Аркин, -М.: 1995, -815 с.

3. Черкашин, Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин, – М.: Речь, 2016, - 6 с.

4. Шелехов, М.М. Солдатская кукла [Текст] : Читаем, учимся, играем / М. М. Шелехов //, -М.: - 2002. - С. 24-37

 

Интернет- ресурсы

1.https://www.youtube.com/watch ?v=TWtgfP4SCCM

Опубликовано


Комментарии (1)

Бурых Елена Владимировна, 02.02.21 в 11:31 0Ответить Пожаловаться
Классная неизбитая тема!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.