12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почебыт Татьяна Евгеньевна3559
Россия, Карелия респ.
Материал размещён в группе «Я классный - самый классный»
6

Классный час «Военное детство», (7 класс)



Классный час

«Военное детство»

7 класс

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Кондопоги Республики Карелия

Почебыт Татьяна Евгеньевна

        Цель:

         дать представление о судьбах детей войны на примере земляков, проживавших на                территории Карелии в годы Великой Отечественной войны;

способствовать формированию духовно-нравственных ценностей - патриотизма, гражданственности, воспитывать уважение к истории Отечества;

развивать способность осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;

воспитывать готовность к защите Отечества;

воспитывать уважение к людям старшего поколения, пережившим войну.

    Домашнее задание:   

   расспросить своих близких, как их семья пережила Великую Отечественную войну,              написать сочинение на тему «Военное детство моих близких»;

    заранее ребятам даны стихотворения для выразительного чтения наизусть и отрывки из       писем.

    Оборудование: презентация к уроку

    На уроке прозвучат стихотворения поэтов Карелии А. Авдышева и И. Костина.

   Оформление: эпиграф

Когда же, в начале войны,

Бомбежкой смело наше детство,

Весь ужас той, смертной, цены

Узнали и мы - пацаны…

А. Авдышев

Ход урока

 

  С экрана слышен гул летящего низко над землей самолета и взрывы бомб.  (2 слайд)

   Учитель:

   - Ребята, скажите, что такое война?

   - В последнее время мы часто слышим с экрана телевизора, что где-то идёт война. Наша     страна пережила страшные годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, чем она     отличалась от других войн?

  - Кто и как из-за неё пострадал? (3,4 слайд)

 - Великая Отечественная война длилась 1418 дней. В ней участвовали и пережили её миллионы советских людей. На фронтах, в партизанских отрядах, в плену, в тылу. Миллионы взрослых, миллионы детей. От войны страдают все, но больше всех – дети. Сегодня мы будем говорить о детях, чьё детство пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны, им суждено было пережить этот ужас, рано стать взрослыми.

 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Все население, способное держать оружие в руках, было мобилизовано.

 Уже в сентябре 1941 года фашистские оккупанты вторглись в Карелию, тогда – Карело-Финскую ССР (5 слайд).

 Гитлеровская Германия в войне против СССР стремилась не только захватить советскую  территорию, но и уничтожить наше государство, закабалить и уничтожить народы СССР.  Был установлен «новый порядок» - невиданный ещё в истории фашистский режим террора,  грабежа, насилий и убийств. На оккупированной территории Советской Карелии  гитлеровский» новый порядок» осуществляла союзница фашистской Германии – Финляндия  (6 слайд).

    Политика финляндских захватчиков была направлена на уничтожение советской власти и  присоединение Карелии к Финляндии. Финская военщина установила жесточайший  оккупационный режим. Мирных людей подвергали репрессиям, истязаниям и пыткам.  Морили голодом, расстреливали. Многие дети оказались сиротами. (7 слайд).

 В конце 1941 года на оккупированной карельской территории была проведена перепись  населения. В каждом селе был создан полицейский участок. За выход после  установленного времени, за предоставление ночлега неустановленным лицам грозил  расстрел. Установили нормы: для карел – 300 г. муки в день (9 кг в месяц), для русских –  200 г. муки в день (6 кг в месяц).

 По приказу, изданному ещё 8 июля 1941 года финским фельдмаршалом Густавом  Маннергеймом, русское население Карелии должно быть заключено в концентрационные  лагеря. На оккупированной территории было создано 13 концентрационных лагерей, в к  которых сгоняли стариков, женщин и детей (8 слайд)

 Всего за колючей проволокой лагерей оказалось 1/3 часть жителей Карелии.

 Рабочий день в лагерях был с 6 часов утра до 20 часов вечера. Пища состояла из 200-

 300  г. недоброкачественного хлеба, мороженого картофеля или протухшего конского мяса.

 - Послушайте свидетелей тех скорбных дней:

    1 чтец:

  «Начало войны отразилось на всех – на взрослых и детях. Их лица стали суровее и         озабоченнее.

 Когда пришли вражеские солдаты, жителей Кижи погрузили на машины и повезли в  Петрозаводск по льду Онежского озера. Одежда была лишь та, что на себе. Это  путешествие не прошло бесследно…» (И.Костин)

  (9 слайд).

 - Комендант военного управления в д.Толвуя Заонежского района Ю. Перяярви  свидетельствовует:

 «На государственных угодьях работали местные жители в принудительном порядке. Тех,  кто отказывался, угоняли в концентрационные лагеря.

 Заработная плата за труд определялась от 7 до 20 марок в день. Поэтому работающие жили  всегда впроголодь

  В 1941 г. населению было предложено в принудительном порядке отдать …весь скот и  сельхозинвентарь, причем 40% скота уходило на снабжение армии».

  - Объявив, что пришли освободители, финны стремились разжечь вражду между русскими,  карелами и вепсами. Были открыты школы для карельской, вепсской и финской  национальностей в 1941 г., для русской – в 1943 г. При этом около 70% детей не было  охвачено обучением.

 В школах использовались учебные программы, принятые в Финляндии, преподавали Закон  Божий, посещали церковь, применяли телесные наказания. В Олонецком районе детей  заставляли учиться на финском языке, а за применение русских слов наказывали розгами.  В Кондопоге в детских яслях воспитателей заставляли разговаривать с русскими детьми  только на карельском языке (6 слайд).

 - И снова – голоса свидетелей:

    2 чтец:

 «Сестре было полтора годика. Не понимаю, как такие крохотные дети (далеко не все)  сумели выжить в лагере. Мы, старшие, все-таки до лагеря выросли на хорошем питании, на  свежем воздухе, и запас сил у нас некоторый был. Он-то и помог нам держаться в самых  трудных условиях». (Г. Вавилина)

   3 чтец:

 «Нас заставляли работать на самых тяжелых операциях в лесу…Мы валили деревья,  корчевали лежневку, через болота возили песок на дорогу. Спали на барачных нарах.  Кормили плохо. Суп варили из гороха или из бобов с ветками. По пути с работы собирали  все, что попадало под руку и годилось для пищи: ягоды, грибы и травы (В.П.Пессонен –    Блинова).

  4 чтец:

 «Здесь все было втоптано, утрамбовано, сцементировано сотнями ног, и вдруг он,  шестилетний житель концентрационного лагеря, увидел сразу за колючей проволокой  маленькое сверкающее чудо. И он потянулся за цветком, забыв обо всем на свете. Где ему  было в эту минуту помнить о строжайшем запрещении лагерных властей: под угрозой  расстрела не покидать пределов лагеря…» (М. Марин)

  (10 слайд)

 - Только в 6 концентрационных лагерях Петрозаводска содержалось от 25 до 30 тысяч  человек. По официальным данным, всего на территории восточной Карелии действовало 13  финских концентрационных лагерей, через которые прошло 30 тысяч человек из числа  военнопленных и гражданского населения. Около трети из них погибло. Многие историки  считают, что цифры эти гораздо выше.

 На фотографии 1944 г., сделанной в одном из концлагерей Петрозаводска и обошедшей  впоследствии весь мир, – дети за колючей проволокой.

 (11 слайд).

 - В тех районах, которые оставались в тылу, население продолжает помогать фронту. На  места мужей, ушедших в армию, вставали женщины, места отцов - подростки. Были  созданы комсомольско-молодежные бригады, пионерские бригады, звенья, в которых  трудились пионеры и комсомольцы Карелии. Школьники работали в лесопунктах,  рыболовецких артелях, на колхозных полях, на промышленных предприятиях, занимались  сбором металлолома. (12 слайд).

 Под руководством учителей пионеры выполняли самые разнообразные виды работ:  боронили, косили, жали, пололи. Так, школьники Пудожского района КФ ССР вышли  победителями в соревновании, они выработали за годы войны 185 тысяч трудодней. За  активное участие в уборке урожая учащимся Пудожской средней школы была вручена  Почетная грамота ЦК ВЛКСМ.

   5 чтец:

Хлеб

Прохожу среди нив по дороге –

И колосья касаются лба.

И щемливо крадется тревога:

Не покрали бы ветры

Хлеба.

И припомнится:

Тощие пашни,

И мерцание слабой звезды.

И еще –

Как степенно и важно

Шел за плугом я

Вдоль борозды.

Испытания молча приемля

И уверовав – каждый свое,

Мы пахали родимую землю,

А отцы –

Защищали ее.

Потому

И легли возле сердца

Нивы детства,

Волнуя до слез.

И любовь я к труду земледельца,

Как и к слову.

По жизни пронес.

И. Костин.

  В первые месяцы войны была введена карточная система на хлеб и другие необходимые  продукты. Проблема снабжения продуктами питания стояла остро. Организован сбор  дикорастущих даров природы: ягод и грибов, для человека норма по 10-15 кг. грибов, 20-  25 кг. ягод.

 Школьники являлись шефами многих госпиталей – чинили белье, организовывали  концерты для раненых, читали художественную литературу, писали письма, помогали у  ухаживать за тяжелоранеными.

 (13 слайд)

 Лина Орлова начала работать в госпитале в 10 лет. Писала письма, читала вслух, помогала  разносить обеды, кормить раненых. Командование Карельского фронта наградило юную  патриотку медалью «За боевые заслуги».

 (14 слайд).

 К Новому году пионеры республики послали на фронт 2700 посылок с вышитыми кисетами,  носовыми платками, варежками, воротничками, изготовленные своими руками, конвертами,  бумагой.

(15 слайд).

     6 чтец:

Мелодия скорбная глуше,

В тоске оркестровая медь…

Нам в детстве не трогала душу

Совсем непонятная смерть.

При случае, дружно и звонко,

Под отблеск лучистого дня

Печальной толпе: «Похоронка!» -

Кричала вослед ребятня.

Жизнь, смерть…Близко это соседство.

Когда же, в начале войны,

Бомбежкой смело наше детство,

Весь ужас той, смертной, цены

Узнали и мы - пацаны…

А. Авдышев

    (16 слайд).

    7 чтец:

  Из письма пионеров Семеновского детского дома (Пудожский район) бойцам партизанской  бригады:

Апрель 1942 г.

«Дорогие товарищи командиры, комиссары и партизаны!

Примите наш скромный подарок и горячий первомайский привет с пожеланиями успехов в борьбе с врагом, посягнувшим на нашу счастливую жизнь.

Мы, пионеры, воспитанники Семеновского детского дома. Многие из нас в этой войне потеряли родных. Отомстите за всё наше горе и слезы. Бейте ненавистного врага и гоните прочь с нашей земли. Желаем вам здоровья и успехов. Обещаем и мы с хорошими успехами окончить учебный год.

С приветом пионеры: Штурмина Фая, Тряпицына Настя, И. Фирсов, Пеккинен, Хальми, Малина,

Фирсова М., Мамонтова, Прохоров М.».

 (17 слайд)

    8 чтец:

Отцу

Мечтаю я.

Как после ледохода

Пройдет веселый

Тихий майский дождь.

И я приду на пристань

К пароходу.

С которого

По трапу ты сойдешь.

Я подбегу,

На шее вмиг повисну.

Шинель запахнет

Горькою травой.

И я в руках от счастья

Крепко стисну

Линялую пилотку

Со звездой.

                                                                                                         И. Костин

  - Школьники, как и взрослые, включились в сбор средств для фронта посильным трудом:  на постройку танковой колонны и самолета «Карельский пионер» внесли 105 000 рублей  наличными и 22500 облигациями.

 На новые пушки, танки, пулеметы собрано было 36 тысяч тонн металлолома.

 В стремлении заменить отцов, братьев и сестер дети героически трудились, отдавая все  силы.

(18 слайд).

 - Верными помощниками старших становились мальчишки и девчонки не только в тылу.  Война сделала детей сиротами, родителей заменили воины Красной Армии. Много их, детей  войны, стало разведчиками, партизанами, связистами, юнгами флота.

  (19 слайд)

 - Много детей, оставшихся на войне без родителей, попав в партизанские отряды, с    становились « детьми полка». Витя Константинов попал в партизанский отряд «Красный  Онежец», когда ему было 12 лет. Санитаркой там была его мать. Когда маму смертельно  ранило в бою, Витя продолжал воевать в отряде. Затем его направили учиться в ФЗО в  Беломорске, потом – авиаремонтный завод, затем – школа юнг Северного флота. Там  Константинов Виктор стал служить юнгой, и дослужился до звания офицера. Всю жизнь  Виктор Петрович пронес клятву – не подвести фронтовое братство. Не подвести тех, кому  он обязан жизнью.

  -  Ребята, вы собрали материал о своих близких, которые в детстве  пережили войну.  расскажите о них. (Учащиеся читают отрывки своих сочинений).

  Заключение.

 - Большое спасибо вам, ребята, за то, что вам удалось собрать сведения о своих близких,  переживших Великую Отечественную войну. Наш народ выстоял и победил в 1945 году    благодаря огромной силе духа, выдержке и любви к своей стране. Дети, несмотря на  возраст, своими усилиями также приближали Победу. Мы обязаны это знать и помнить.

   9 чтец:

Дети войны

Нас наше начало

В вагонах качало,

Зарею военной

Оно нас встречало.

Читать не умели,

Но песни мы пели

И слышали вой

Похоронной метели.

Спаленные нивы

И щи из крапивы,

Нас слезы душили,

Но живы мы, живы!

В тетрадном конверте

Сообщенья о смерти,

Тогда мы узнали

Боль в сердце, поверьте.

В воздушных тревогах

Погибло нас много…

У всех уцелевших

Недетская строгость.

Нас время мужало

И губы сжимало,

Победой далекой

Мечты озаряло.

Ни голод, ни пули

К земле не пригнули.

Мы, детства не видев,

В юность шагнули.

Косили, пахали,

На вахтах стояли,

Ушедших на фронт

У станков подменяли.

                                                          Военное детство…

Военное детство.

Я всем не желаю такого наследства.

Хочу. Чтобы дети

На нашей планете

Не знали, что значит

Стрельба на рассвете.

Я именем детства,

Того, что отняли.

Прошу всех людей,

Чтобы мир сохраняли.

Пусть солнце над крышей

Не меркнет ни дня,

Пусть дети не слышат,

Пусть дети не пишут

Проклятье несущее

Слово - ВОЙНА!

И. Костин


дети войны
PPT / 4.12 Мб

 

Опубликовано в группе «Я классный - самый классный»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.