Классный час «На свете много улиц разных…»
Классный час
«На свете много улиц разных…»
Цель: создание условий для осознания и осмысления учащимися информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через групповую, парную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Развивать умение находить информацию, подтверждающую выдвинутую гипотезу.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия:
Познавательные: Выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделять у них сходные признаки.
Регулятивные: Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Коммуникативные: Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи, выполняя различные роли в группе.
Личностные: Адекватно воспринимать требования учителя; понимать практическую значимость открытых знаний для собственной жизни.
4. Обогащать словарный запас учеников.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал для групповой, парной, индивидуальной работы.
ИКТ: презентация к классному часу, физминутка (презентация).
Актуализация знаний.
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в исследовательскую деятельность по изучению истории малой родины.
Подготовительная работа была проведена на уроке литературного чтения во время изучения темы «К.Ушинский. Отечество». На уроке учащиеся заполнили схему «Малая Родина» (приложение).
- У каждого человека есть своя малая Родина-место, где человек родился и живёт. Вы уже много знаете о своей малой Родине. Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.
Учитель обобщает ответы детей одним сообщением.
«Улыс Одес» (коми) – быстрое течение. Официальный день рождения – 22 мая 1964 года. Возник посёлок в связи с разработкой Западно-Тэбукского нефтяного месторождения. Свое название получил от названия реки. Нижний Одес – правого притока реки Ижма, длина её 80 км. В Ижму впадает и другой приток – Верхний Одес
(Вылыс Одес) – 63 км. Посёлок находится в центральной части Сосногорского района, в 55 км от г. Сосногорска и 437 км от города Сыктывкар.
Наш край богат полезными ископаемыми. Активно добываются нефть и газ. Жизнь посёлка связана с нефтью. Разведка нефтяных месторождений началась в конце 60-х годов прошлого столетия. Самое крупное в то время на Европейском Севере нефтегазоносное месторождение было открыто в конце 1959 года.
Трудное было время. Сказывалось отсутствие дорог, жилья, нехватка стройматериалов. Месторождение осваивалось в условиях бездорожья, большой заболоченности. Оборудование для прокладки нефтепровода доставлялось тягачами, вертолётами. Первый нефтепровод Тэбук-Ухта был проложен в начале шестидесятых годов. 1 января 1964 года на базе Западно-Тэбукского месторождения было образовано Тэбукское месторождение с дислокацией на промплощадке Нижнего Одеса. В конце 1964 года на предприятии работало 391 человек.
-К понятию «малая родина» относится не только населённый пункт, но и улица, на которой человек живёт. Что такое улица? Есть толкование, что это - это открытое для свободного прохода и проезда пространство между двумя рядами домов в населённом пункте (историко-этимологический словарь Черных). А в толковом словаре В.И.Даля говорится, что улица-лицо лома. Следовательно, если нет названия улицы, то и нет лица у дома.
Мотивация к деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности путём эмоционального диалога, определить содержательные рамки классного часа: расширение знаний об истории посёлка Нижний Одес, включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения шагов учебной деятельности.
- Эта тема имеет причастность к истории нашего края. Историю своего края должен знать каждый человек. К сожалению, не все люди знают историю улицы, на которой они живут. Из этого следует, что они не знают какую-то часть своей истории.
3. Создание проблемной ситуации:
Цель: выявить и зафиксировать во внешней речи причину (почему?) возникшего затруднения – отсутствие обоснования для заданий подобного типа.
- Предлагаю ответить на вопросы анкеты.
Анкета (записываем ответы):
А) название улицы, на которой вы живёте.
Б) В каком году она была основана?
В) Почему её так назвали?
– На все ли вопросы вы смогли ответить?
-Какие затруднения вы испытали?
- Почему возникли эти затруднения?
- Уточните, какое задание вы выполняли? (нужно было написать, когда была построена улица, на которой мы живём и обоснование названия).
- Где возникло затруднение? (В выборе ответа на второй и третий вопросы, в обосновании ответа)
- Почему возникло затруднение? (мы не знаем историю улиц посёлка, почему их так назвали).
- Проведя анкетирование, мы выяснили, что объяснить происхождение названия улицы наши ученики могут, а вот когда возникла та или иная улица – не знает никто.
Постановка проблемы исследования.
-Значит, над чем мы будем работать сегодня?
Определение темы исследования.
Цель: определить тему классного часа (тему исследования).
-Значит, вы можете определить тему классного часа.
- Да. Мы уже можем это сделать.
Тема: «Улицы посёлка Нижний Одес».
Формулирование цели исследования.
- Какую цель мы определим в качестве основной для нашей работы? Сформулируйте.
Цель: изучить историю возникновения улиц, определить, почему они получили своё название.
Задачи, которые нам предстоит решить:
изучить значение и происхождение названий улиц, на которых живут учащиеся нашего класса.
ознакомиться с документами, подтверждающими происхождений названий улиц;
проанализировать и обобщить полученную информацию.
Выдвижение гипотезы исследования.
Цель: формирование исследовательской культуры учащихся (выдвижение гипотезы).
-Какую гипотезу мы выдвинем для исследования? Предложите. Сформулируйте её точно.
По ответам детей учителем формулируется гипотеза исследования.
Предположим, что улицы посёлка строились примерно в одно и то же время, а названия связаны с жизнью людей и основным видом профессиональной деятельности (добыча нефти).
Проверка гипотезы: чтение, анализ литературных источников, размышление.
Цель: переработать информацию из литературных источников для подтверждения гипотезы.
- Для выполнения исследования вы будете работать в группах. У каждой группы будет своё задание.
1 группа: разделить названия улиц посёлка на несколько групп по принципу, который поможет вам сформулировать карточка- помогайка.
-Чаще всего классификация названий улиц происходит по следующим признакам: географическое местоположение, хозяйственный признак, название профессии, связанной с данным географическим объектом, в честь известных людей. Предлагаем записать названия известных вам улиц в предложенную таблицу.
Название географических понятий, профессиональные признаки | Названия, связанные с историческими событиями | Названия, связанные с фамилиями известных людей | Названия, связанные с морально-этическими нормами, социальными объектами |
2 группа: записать названия всех известных вам улиц посёлка Нижний Одес, попытаться объяснить происхождение названия.
Название географических понятий | Названия, связанные с историческими событиями | Названия, связанные с фамилиями известных людей | Названия, связанные с морально-этическими нормами, социальными объектами |
Северная | Комсомольская | Ленина | Школьная |
Южная | Молодёжная | Якимова | |
Заречная | Пионерская | | |
Нефтяников | | | |
Транспортная | | | |
| | | |
3 группа: расположить названия улиц посёлка по мере их появления (переработка несплошного текста).
| Адрес | Год сдачи в эксплуатацию |
| ул. Молодёжная | 1963г. |
| ул.Школьная | 1964г. |
| ул.Ленина ул.Комсомольская | 1965 г. |
| ул. Северная д.2 | 1966 г. |
| ул. Юбилейная д.1,2 | 1971 г. |
| ул. Нефтяников | 1974 г. |
| ул.Пионерская | 1984 г. |
| ул.Южная д.13 | 1987г. |
4 группа: подготовить сообщение об архитектурных достопримечательностях, расположенных на главной площади посёлка - площади им. В.И. Ленина.
Источниками сведений для работы послужат материалы фонда школьной библиотеки, Детской библиотеки-филиала №19, личные материалы классного руководителя.
В исследовании будет применяться метод комплексного анализа литературных источников, метод классификации, обобщения.
Интерпретация полученных данных.
Цель: определения области применения полученных знаний.
- Что нового вы узнали сегодня на классном часе?
- Пригодится ли вам эта информация?
- Где сможет пригодится то, что мы узнали сегодня?
Вывод по результатам исследовательской работы.
Обобщают учащиеся с повышенным уровнем развития познавательной активности.
В ходе данного исследования мы выяснили, что посёлок Нижний Одес был построен в 1964 году. Его жители работают в нефтяной промышленности. У посёлка интересная история, потому что он был построен в связи с разработкой богатейшего нефтяного месторождения. Но главное богатство посёлка составляют люди - труженики, специалисты разных профессий. Мы планируем продолжить работу в данном направлении, и будем заниматься этой темой и в будущем. Хочется пожелать остальным ученикам нашей школы с уважением относиться к истории нашего посёлка.
-Какие выводы можно сделать по результатам исследования?
Материалы, которые мы изучили сегодня, помогут прийти к следующим выводам:
-название улиц посёлка очень разнообразно. Появление новых улиц связано с развитием посёлка;
-все улицы посёлка имеют названия;
-необходимо знать историю родного края, потому что с этого начинается любовь к своей малой Родине.
Результаты данного исследования могут быть интересны Администрации гп «Нижний Одес», жителям посёлка.
Применение новых знаний в учебной деятельности.
Цель: определить область применения новых знаний для жителей посёлка.
- Предложите варианты представления новых знаний для учащихся нашей школы (буклет, плакат, компьютерная презентация, выступление на исследовательской конференции и т.п.).
- Тема следующего урока окружающего мира «Проект «Малая Родина». Можем ли мы воспользоваться знаниями, открытыми на классном часе?
Подведение итога классного часа (выводы исследования), рефлексия.
- Какую цель мы ставили на уроке? ( … )
- Докажите, что вы находились в учебной деятельности на уроке (мы выполняли пробное задание, зафиксировали место и причину затруднения, …)
Какие затруднения ещё остались, над, чем еще надо поработать? ( … )
-Оцените свою работу на уроке по известным вам критериям. Предлагаю заполнить таблицу «Рефлексия» по итогам вашей работы в группе.
«Мои достижения»
| Знаю | Понимаю | Могу | Умею |
Я … анализировать литературные источники. | | | | |
Я …, как построить доказательства для подтверждения гипотезы | | | | |
Я … делать выводы по теме исследования | | | | |
Дополнительные сведения.
Важным источником для изучения истории улиц населённых пунктов является топонимия. Часто история топонимов помогает восстановить историческое прошлое народов.
Приложение 1. Фотографии
«Из истории посёлка Нижний Одес» (из архива классного руководителя, семей учащихся).
Фото 1. На нефтепромысле, или Как всё начиналось.
Фото 2. Трудная работа.
Фото 3. Площадь им. Ленина. Наши дни.
Фото 4. Площадь им.Ленина. 80-е годы.
Фото 5. Ул.Школьная, пл.Ленина.
Фото 6. Улица Ленина- главная улица посёлка.
Фото 7. Улица Транспортная.
Фото 8. Карта Сосногорского района.