«Здоровье – главная ценность на свете»
Цель: познакомить детей с основными факторами здоровья
Задачи:
- расширить знания детей о здоровом образе жизни, вредных привычках,
- развивать умение работать со словарем,
- помочь найти ответ «Почему здоровье – главная ценность на свете»
- способствовать формированию здорового образа жизни.
Используемые технологии: групповой работы
Подготовительная работа: раздать стихи ученикам, подготовить на карточках разрезанные пословицы о здоровье «Здоровье дороже золота», «Здоров будешь, все добудешь»,
«Здоровье есть богатство», «Ум да здоровье всего дороже», « Здоровье потерял — все потерял», «Было бы здоровье — остальное будет»), приготовить толковые словари.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем классном часе?
( отвечают о здоровье)
-Верно, тема нашего классного часа о здоровье. Открывается запись на доске.
« Здоровье – главная ценность человека».
Почему так говорят? (предполагают, высказывают свои мнения)
Здоровье – один из важнейших компонентов нашего благополучия и счастья. Вы – наше будущее, а если вы не будете заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – это счастливые дети, то есть вы. Умение вести здоровый образ жизни — признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
-На какие вопросы вы хотите сегодня найти ответ (записывает на доске)
Как вы считаете, это нужная тема для разговора? Давайте вспомним первое стихотворение. Какое главное слово, на ваш взгляд, прозвучало в нём? (отвечают - здравствуйте)
- Ребята, а вы знаете, что означает слово - здравствуйте? (Отвечают)
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья (отвечают, здоровье - самое важное, что есть у человека)
Работа в группах.
Учитель. У вас на столах лежат разрезанные пословицы, соберите их и объясните их смысл.
(собирают и объясняют пословицы «Здоровье дороже золота», «Здоров будешь, все добудешь»,
«Здоровье есть богатство», «Ум да здоровье всего дороже», « Здоровье потерял — все потерял», «Было бы здоровье — остальное будет»)
Учитель. Мы с вами выяснили, что здоровье для человека - самая главная ценность.
Что такое здоровье? Давайте обратимся за ответом к словарю
( работая в группах, находят определение этого слова)
Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Все хотят быть здоровыми. Что для этого нужно сделать?
Работа в группах.
Учитель: Найти ответ на этот серьёзный вопрос я вновь предлагаю в группах.
У каждой группы есть лист бумаги. Напишите, что нужно делать, чтобы быть здоровым. (Обсуждение в группах) После обсуждения каждая группа высказывает своё мнение.
Учитель. Мы выслушали сейчас мнение каждой группы. Мнения оказались разными: одна группа считает, что три фактора влияет на здоровье, другая группа считает, что без четырёх факторов не обойтись, чтобы быть здоровыми. Какая группа дала наиболее правильный ответ мы узнаем позже.
Учитель. Первое, что вы записали, было - занятия физической культурой и спортом.
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь".
Как же физическая культура, спорт влияют ли на здоровье людей? Приведите примеры.
( представители от групп выступают)
Учитель. Когда мы занимаемся физкультурой и спортом, мышцы становятся крепкими, развивается дыхательная система, кровообращение.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век -
Подвержен всем изъянам.
Врачи провели эксперимент среди школьников. Более здоровыми оказались те ребята, которые посещали не только уроки физкультуры, но и занимались в спортивных секциях. Ребята, Как вы думаете, почему (отвечают)
-Назовите первый фактор, влияющий на здоровье человека.
(занятия физической культурой и спортом – запись на откидной доске)
Учитель. А сейчас отдохнём. Поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны-встаёте, руки вверх, если нет - сидите на месте и топайте ногами.
Здоровый человек - это:
красивый статный сутулый
бледный стройный сильный
румяный толстый ловкий
подтянутый, крепкий неуклюжий (объясняют, почему так решили)
Учитель. Молодцы, отдохнули. А теперь продолжим.
Отгадайте загадку:
По утрам я обтираюсь,
Вечером я обливаюсь.
Угадайте-ка друзья,
Чем же это занят я?
О каком важном факторе укрепления здоровья идёт речь (отвечают о закаливании).
Учитель. Однажды, трое друзей, посмотрев передачу по телевизору, о закаливании, решили закаляться, что из этого у них получилось, вы сейчас увидите
( просмотр отрывка из «Ералаша»)
Учитель. Чем закончилась закаливание организма у друзей? Какие ошибки они совершили? Почему они заболели? ( отвечают - они закаялись без подготовки, сразу начали обливаться ледяной водой) Какие способы закаливания вы знаете? (отвечают)
Учитель. Способов закаливания много: хождение босиком, обливания, обтирания, контрастный душ. Лучшие помощники закаливания: солнце воздух и вода. Закаливать свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли. Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями, но всё должно быть постепенно и в меру. Закаляйся, если хочешь быть здоровым. Но главный принцип закаливания - постепенность и систематичность. Основных средств закаливания четыре: вода, воздух, солнечные лучи и физические упражнения.
Самое мощное средство закаливания - вода.
Учитель. Назовите второй фактор, влияющий на здоровье человека.
(Закаливание организма - записывает на доске)
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение:
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Отрывок, из какого произведения вы сейчас услышали? (отвечают «Мойдодыр» К.И.Чуковского)?
Учитель. О каком важном факторе укрепления здоровья идёт речь? (Умываться, мыть руки, тело, чистить зубы) Это называется личная гигиена. Что означает это слово? Давайте вновь заглянем в толковый словарь (находят ответ)
Учитель. Слово "гигиена" в переводе с греческого означает "целебный", "целительный, оздоровительный". Люди стремились к чистоте и много веков назад. Исстари на Руси существовали бани. Посещение бани, сауны полезно для здоровья.
-Назовите следующий фактор, влияющий на здоровье человека.
(Соблюдение гигиены - запись на доске)
Учитель. Послушаем стихотворение. ( Стихотворение читает подготовленный ученик )
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
Учитель. О чём это стихотворение (о питании)
Правильное питание способствует укреплению здоровья. Необходимо употреблять в пищу полезные продукты, богатые витаминами. Что это за пища? (приводят примеры)
Назовите следующий фактор, способствующий укреплению здоровья.
(Правильное питание и продукты, богатые витаминами - запись на доске)
Учитель. Ребята, скажите, что может испортить наше здоровье? Обсудите в группах
( работают в группах, обсуждают, называют факторы)
Учитель. Вы совершенно правы. Курение, алкоголизм, наркотики - всё это губительно сказывается на нашем здоровье.
Курение способствует развитию болезней: сердца, сосудов, желудка, рак легких, бронхит. Каждая выкуренная сигарета уносит 15 минут жизни человека.
Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека. Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее.
А вот наркотики называют "белой смертью". Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Наркотик (от греческого) - приводящий в оцепенение, одурманивающий. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики, алкоголь или закурить. А вот если человек сумел в компании отказаться от этого, значит, у него действительно есть смелость и воля.
Учитель. Назовите следующие факторы.
(Отказ от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомани - запись на доске)
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик)
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать:
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Учитель. О чем идет речь в этом стихотворении? (о соблюдении режима дня)
Важно е значение для здоровья имеет соблюдение режима дня. ( на доске запись - режим дня)
Учитель. Подведём итог нашей работы. Вспомните, какие факторы для укрепления здоровья вы записывали в группах (вспоминают, анализируют)
Что вы не назвали? (сверяют с записями на доске, подводят итог).
Нашли вы ответы на поставленные вопросы? (подводят итог)
Учитель. Итак, здоровье - это
+занятия физкультурой и спортом
+ закаливание
+соблюдение гигиены
+ правильное питание
+ отказ от вредных привычек
+ личная гигиена
+ соблюдение режима дня
Учитель. Я желаю вам ребята крепкого здоровья, а что для этого нужно, вы уже знаете. Продолжите предложения
На занятии мне было интересно..
Сегодня я понял, что…
Я нашёл ответ на вопрос…
Теперь я буду..
Учитель. Закончить наше занятие хочу замечательной притчей.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Все в твоих руках, человек!»
Точно так же можно сказать и о здоровье – оно в ваших руках, каким оно будет, решать вам.
До новых встреч. Будьте здоровы.
Использованная литература
1.Пословицы о здоровье: режим доступа:http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-zdorove-dlya-detej-shkolnogo-i-doshkolnogo-vozrasta/
2. Стихотворение «Кто жить умеет по часам» С.Лесникова,
режим доступа http://www.stihi.ru/2015/04/18/5079
3.Стихотворение «Здравствуйте»,
режим доступа https://m.ok.ru/dushevnyestihi/topic/62800371515647
4.Высказывание «Подвижный, быстрый человек..» ,
режим доступа https://www.nadietah.ru/blog/49858-lucky-me/224570-podvizhnyi-bystryi-chelovek-gorditsya-stroinym-sta
5.Притча: режим доступа: http://www.inpearls.ru/21810
6. Стихотворение «Человеку нужно есть… »,
режим доступа https://studopedia.ru/12_109642_cheloveku-nuzhno-est.html