Классный час для младших школьников «Много есть профессий разных... »
Методическая разработка классного часа для младших школьников «Много есть профессий разных…»
Цель: сформировать у учеников представление о многообразии профессий.
Задачи:
- познакомить учеников с видами профессий;
- пробуждать интерес к осознанному выбору своей профессии;
- воспитывать у учеников уважение к людям труда.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, плакаты, предметные картинки.
Ход классного часа.
Организационный момент.
- Добрый день! Ребята,тему классного часа вы назовете сами, прослушав стихотворение «Когда я вырасту...» Алексея Карамышева:Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?
Иль летать над облаками,
Или делать все руками,
Или строить, или шить,
Иль пожар водой тушить?
Дядя Ваня – тракторист,
Дядя Саня – машинист,
Тетя Таня – пчеловод,
Всем, кто трудится – почет!
Сообщение темы занятия и постановка целей.
-Так о чем мы сегодня поговорим ? (учащиеся высказывают свои предположения)
- Конечно, сегодня мы с вами узнаем о многообразии профессий, узнаем какие виды профессий бывают, поговорим о профессиях ваших родителей.
Основная часть. Открытие нового знания.
- Ребята, а что же такое «Профессия», как вы думаете? (учащиеся высказывают свои предположения)
- Давайте обратимся к толковому словарю. «Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности».
- Объясните, что значит «трудовая деятельность»? (учащиеся высказывают свои объяснения).
- Скажите, а всем ли нужно трудиться? (Трудиться нужно всем.)
- Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается профессий в мире? (учащиеся высказывают свои предположения).
- В мире существует более 40 тыс. профессий. Некоторые профессии исчезают, их место занимают новые более современные профессии и поэтому так важно разобраться в этом многообразии. Ученые разделили все профессии на несколько видов. Один из таких ученых Климов Е.А. . Он разделил профессии на пять групп, в зависимости, с чем или с кем придется работать человеку. Первая группа профессий «Человек- человек».
- Как вы думаете, ребята, какой основной предмет труда будет у человека? ( учащиеся высказывают свои предположения) .
- Основной предмет труда в данной группе «ЧЕЛОВЕК». Какие профессии отнесем в эту группу? (Воспитатель, учитель, врач, медицинская сестра, повар, продавец и т.д)
- Следующая группа профессий «Человек - техника». Какой основной предмет труда будет у человека? (учащиеся высказывают свои предположения).
- Основной предмет труда будет, конечно, техника. Различные движущиеся и не движущиеся механизмы. Какие профессии отнесем в эту группу? ( Инженер, водитель, тракторист, механик, швея, токарь и т.д).
- Молодцы, ребята. Третья группа профессий, которую выделил Евгений Александрович «Человек - природа». Какой основной предмет труда будет у человека? (учащиеся высказывают предположения).
- Основной предмет труда профессий в этой группе будут объекты живой и не живой природы. Какие профессии мы можем сюда отнести? ( Агроном, ветеринарный врач, лесник, доярка, биолог, эколог и т.д).
- Все верно, молодцы. Следующая группа профессий «Человек - знаковая система». Значит с чем придется работать человеку, как вы думаете? (учащиеся высказывают свои предположения).
- Ребята, если человек выбрал профессии данной группы, то ему придется работать с различными знаками - это могут быть и цифры, и буквы. В эту группу включили такие профессии, как бухгалтер, экономист, кассир, секретарь, переводчик и т.д.
- И последняя группа профессий «Человек - художественный образ». Как вы думаете с чем придется работать человеку? (учащиеся высказывают свои предположения).
- Основным предметом труда в данной группе будет являться какое - либо творчество. Какие профессии сюда отнесем? ( Поэт, художник, композитор, хореограф и т.д).
- Посмотрите ребята, мы с вами узнали о пяти видах профессий, разобрались какие профессии относятся к каждому виду. Конечно, все профессии перечислить невозможно, но ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Все профессии связаны между собой и помогают друг другу.
Закрепление новых знаний.
Чтобы немножко отдохнуть предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Но не просто отгадать, а еще и сказать к какому типу профессий относится отгадка.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он .... (Артист)
Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Мчится он во весь опор,
Потому что он... (Шофёр)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Доктор)
Много ей работать нужно,
И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, молоком. (Доярка)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
На работе день-деньской
Управляет он рукой,
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней пойдёшь больной и грустный,
Уйдёшь — здоровый и весёлый. (Медсестра)
С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик? Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама —.... (Милиционер)
Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Пастух)
У этой волшебницы,
Этой художницы —
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы. (Парикмахер)
Бублик, баранку, батон и буханку
... из теста испёк спозаранку. (Пекарь)
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (Повар)
- Молодцы ребята! Предлагаю вам поиграть в игру «Назови профессию». Мне сюда нужны несколько смельчаков, я вам назову профессию, а вы без слов, при помощи мимики и жестов должны показать ее, а ребята должны угадать.
Профессии: музыкант, бухгалтер, врач, водитель, повар.
- Замечательно ребята.
- Ребята, назовите, пожалуйста пословицы о труде.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Терпение и труд все перетрут.
Работе время, потехе час.
-Дело мастера боится.
- Молодцы, ребята!
- Ребята, у каждого из вас есть родители и они тоже кем- то работают. Кто знает, где работает его мама или папа? Расскажите об их профессиях. (слушаем рассказы ребят о профессиях родителей).
- Кто бы из вас хотел быть похожим на своих родителей? Кто бы хотел получить такую же профессию, как у мамы или у папы?
Итог урока.
- Сколько насчитывается в мире профессий?
- На какие группы разделил все профессии Климов Е.А.?
- Приведите примеры профессий типа «Человек- человек», «Человек - техника», «Человек- природа», «Человек- знаковая система», «Человек- художественный образ».
Рефлексия.
- Поднимите руки те, кто сегодня для себя открыл что- то новое.
- Поднимите руки те, кто задумался о том, кем он хотел бы стать в будущем.
- Поднимите руки те, кто еще не до конца разобрался в многообразии профессий.
- Ребята, я вам желаю выбрать правильную дорогу, выбрать ту профессию, которая вам будет доставлять радость, удовлетворение, чтобы всегда понимали, что то дело, которым вы занимаетесь нужное и полезное. Урок закончен.
Список используемой литературы
https://stihi.ru/2011/05/09/4015
https://adukar.com/ru/news/abiturientu/slovar-professiy
https://ozhegov.slovaronline.com/27933-PROFESSIYA
https://cposo.ru/images/docs/Klassifikacija_professij_E.A.Klimova.pdf