Классный час «Мы все такие разные, но равные»
Сведения об авторе:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Архангельская область, Устьянский район, п.Октябрьский
Ржавитина Ольга Львовна, учитель химии и географии,
первая квалификационная категория
Разработка классного часа
«Мы все такие разные, но равные».
Тематическое направление: духовно-нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия:
Классный час « Мы все такие разные, но равные»
Тема толерантности сейчас очень актуальна. В наше быстро меняющееся время, люди стали более агрессивны и нетерпимы друг другу, не приходят на помощь, нет сострадания и доброжелательности. Это проявляется и в молодежной среде. Поэтому в школе необходимо проводить данные мероприятия, формировать у современных подростков уважение, гуманизм, доброту по отношению к другим членам общества.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 8-9-х классов.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: духовно-нравственное воспитание - это одно из направлений воспитательной программы нашей школы. В течение года в школе проводятся многие мероприятия по данному направлению. Одно из них проводится в ноябре в день толерантности. Проводятся классные часы, просмотры видеороликов, встречи с людьми других национальностей, вероисповедания и с ограниченными возможностями здоровья и др.
Цель:
Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Познакомить обучающихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности;
Сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Дать возможность обучающимся оценить степень своей толерантности;
Развивать внимание и творческое мышление обучающихся;
Развивать навыки социального поведения;
Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости;
Способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия: обучающиеся познакомятся с качествами толерантной и интолерантной личности, смогут правильно оценить значимость данных качеств лично для себя и сформировать правильное отношение к другим людям.
Форма проведения: Диалоговая беседа, групповая форма работы.
Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов: системно -деятельностный метод, приёмы критического мышления.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик с мультфильмом «Гадктий утёнок», раздаточный материал (карточки с определениями толерантности), магнитная доска, материалы для оформления доски- рисунок «Солнце и лучики», «Тучка и капельки»), маркеры, стикеры, бумага.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей: классный час можно включить в план воспитательной работы с классом по направлению-духовно-нравственное воспитание.
Ход классного часа
Презентация используется учителем по ходу классного часа
1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, пожелание хорошего настроения и плодотворной работы.
2. Сообщение темы классного часа.
Учитель: Классный час начнем с просмотра видеофрагмента. Посмотрите отрывок из мультфильма “Гадкий утёнок”
Учитель: Что напоминает вам отрывок из этого мультфильма?
Обучающиеся: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Учитель: Почему не приняли гадкого утенка?
Обучающиеся: Он был не похож на других птиц.
Учитель:- Чем же он отличался от них?
Обучающиеся: Внешними данными (большой и несуразный, гадкий)
Учитель: Также и в нашем обществе: люди относятся с неприязнью к людям другой национальности, другого вероисповедания, из-за ограниченных возможностей здоровья, из-за того, что они просто не похожи на них.
Но каждый их них личность, ЧЕЛОВЕК с большой буквы, с равными правами.
Поэтому тема классного часа «Мы все такие разные, но равные»
3. Основная часть.
Учитель: В моем детстве была популярная песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»! Далее в ней следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко жить в одной стране, городе, семье, школе, классе. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
-Как можно назвать все эти качества одним словом ?
Обучающиеся: «толерантность» (прикрепить напечатанное слово на доску большими буквами)
Учитель: А что вы знаете о толерантности? Что оно означает? Как переводится?
Мозговой штурм: Обучающиеся высказываются, всё, что знают о толерантности.
Учитель: Оцените свои знания о толерантности, возьмите стикеры и прикрепите их на доску- либо рядом с выражением, либо между выражениями)
( На доске ) Знаю всё о толерантности
Знаю немного о толерантности
Ничего не знаю о толерантности
Учитель: Большинство из вас прикрепили стикеры в нижней части. Сформулируйте цель нашего классного часа.
Обучающиеся: -Узнать, что такое толерантность
-Какими чертами обладает толерантная личность.
Учитель: 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В 1995г. принята «Декларация принципов толерантности». Понятие «толерантность» на разных языках трактуется по- разному. Сейчас вы поработаете в группах по четыре человека. Вам выданы определения толерантности на разных языках , но разрезанные на слова. Вам нужно собрать полное определение.
Учащиеся работают в группах. 6 групп
(В испанском языке: Толерантность- способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском: Толерантность–отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском: Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным, позволять существование различных мнений без их дискриминации.
В китайском: Толерантность – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
В арабском: Толерантность–прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском: Толерантность – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети читают определения.
Учитель: Что общего во всех этих определениях?
Обучающиеся: Все определения объединяет одна мысль, что нужно быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть.
Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Казалось бы, набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Жизнь должна стать размеренней, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, расширяются зоны конфликтов. Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общества, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности.
Учитель: Какие качества должны быть у толерантной личности?
Толерантность можно представить в виде солнца. Солнце – это источник жизни, счастья, оно своими лучиками проникает во все уголки земного шара. Я хочу, чтобы и толерантность проникла в вашу душу и помогала вам жить в столь сложном и трудном современном мире.
Учитель прикрепляет рисунок солнца на доску.
Учитель: Но у нашего солнца нет лучиков. Мы в ходе работы лучики к солнышку прикрепим, на которых будут написаны качества толерантной личности. Но также есть и тучка грозовая, из которой вытекают капли.
Учитель прикрепляет рисунок тучки на доску.
Учитель: На каплях напишем качества интолерантной личности. Вы объединяетесь в две группы. Каждой группе выдается жизненная ситуация. Вам нужно внимательно прочитать её, написать на лучиках качества толерантной личности, которыми обладают одни герои, а на капельках- качества интолерантной личности, которыми обладают другие герои. Лучики и капельки прикрепить на доску.
Обучающиеся работают в группах. Пишут качества толерантной личности на бумаге в виде лучиков и качества интолерантной личности на бумаге в виде капельки.
Жизненная ситуация для первой группы.
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Жизненная ситуация для второй группы.
Автор: В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Было ему много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали. Жил он вместе с сыном, е го женой и маленьким внуком.
Старик: Трудно-то как мне стало на белом свете жить. Видеть не вижу, слышать не слышу, хожу плохо. Вот только и осталось мне, что поговорить с сыном и невесткой.
Сынок, расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
Сын: Некогда мне, отец с тобой говорить. Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
Невестка: Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить да пироги печь. Вот с внуком своим говори. Ему делать нечего.
Внук: И не думаю я разговоры разговаривать. Меня ребята во дворе ждут в лапту играть.
Автор: Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
Невестка: Послушай, муж. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть. Пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
Сын: Как скажешь, жена. Тебе виднее.
Автор: С тех пор старик все время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски деревянной ложкой. И суп его был соленым-соленым. Потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что ее маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из чурочки вырезать. Целый день сидел.
Невестка: Слышишь, отец. Сын, то у нас какой трудолюбивый. На улицу к ребятам не идет. Весь день что-то строгает.
Сын: Он видит, что я целыми днями тружусь, вот и берет с меня пример.
Автор: Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
Невестка: Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
Внук: Ложки деревянные да миски.
Невестка: Не уж-то у нас в доме посуда кончилась?
Внук: Посуда не кончилась, но вы- то старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду?
Учитель: Прошу представителей групп объяснить ваши прикрепленные лучики с качествами толерантной личности.
(Дети написали качества толерантной личности: доброта, сострадание, великодушие, терпение, милосердие. И качества интолерантной личности: презрение, брезгливость, равнодушие, эгоизм, пренебрежение)
Учитель: Сейчас я попрошу каждого подумать, а какие из этих толерантных качеств есть у вас. Возьмите стикеры и прикрепите его на тот лучик, каким качеством вы обладаете. А также прикрепить стикер на ту капельку, какое интолерантное качество вы хотите в себе побороть.
Ребята выходят к доске и прикрепляют стикеры на лучики и капельки.
Учитель: Наш класс это маленькая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили, доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, и чтобы вы все стремились изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими, принимали друг друга такими, какие есть. Я прочитаю вам китайскую притчу «Ладная семья» .
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Учитель: Как вы думаете, какие это слова?
Обучающиеся : любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
4. Рефлексия.
Учитель: Вспомните, какие цели мы ставили в начале классного часа? Достигнуты ли они?
Обучающиеся: Да. Мы узнали, что такое толерантность. Какими качествами должна обладать толерантная личность.
Учитель: Попрошу снова оценить ваши знания о толерантности.
Знаю всё о толерантности
Знаю немного о толерантности
Ничего не знаю о толерантности
Дети прикрепляют стикеры на доску. Стикеры прикрепляют сверху.
5.Заключение.
Учитель: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Спасибо за работу.
Список литературы:
1. Баева, Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии [Текст] : монография / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.
2.http://vlgdeti.volganet.ru/assistance/children/interesting.php?ELEMENT_ID=66855- (15.10.2019)
3.https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-na-temu-tolerantnost-na-raznih-yazikah-626047.html-(15.10.2019)
4.https://www.herzen.spb.ru/img/files/stas/tolerance/DEKLARACIYA_PRINCIPOV_TOLERANTNOSTI.pdf-(15.10.2019)
5.https://sptsarov.ru/index.php/shag-k-tolerantnosti/354-pritchi-o-tolerantnosti-(15.10.2019)
6.https://tolerantnost.wordpress.com/metodika/klassnyi-chas-drugoi-ne-znachit-chujoi/-(15.10.2019)