12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Третьякова Илона Николаевна54

Классный час в 5 классе МБОУ «Шенкурская СШ».

Архангельская область, город Шенкурск.

Учитель: Третьякова Илона Николаевна

Тема: Великая Отечественная война

Цель: Углублять знания  обучающихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные:

Проанализировать понятие «Великая Отечественная война»;

Обобщить имеющиеся знания о Великой Отечественной войне;

Разработать кластер «Ассоциации»;

Расширить знания о Великой Отечественной войне;

Погрузить обучающихся в атмосферу военного времени.

Воспитательные:

 воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ;

содействовать воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству;

 воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

Развивающие:

Развивать интерес к изучению истории;

Развивать творческие способности обучающихся.

Оборудование: презентация, аудиозапись голоса Левитана, наглядный материал, карточки/кластер из приложений, цифры (1,4,1,8) на отдельных листах.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. Что вы видите? Какая прекрасная погода и какое замечательное время, в котором мы с вами живем.

Солнце, людей и др.

Личностные

Актуализация

Сегодня мы с вами встретились и поговорим о таком далеком, но о таком значимом событии. Я хочу, чтоб вы послушали стихотворение и подумали о чем идет речь.

Учитель читает наизусть стихотворение А. Т. Твардовского.
"Чулочки"
Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос
детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне,
дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу
глядя
Трехлетней девочки глаза.
"
Чулочки тоже" - и
смятеньем на миг эсесовец
объят Рука сама собой с волненьем
вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом
синим, и кажется он в землю
врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном
произнес
Охвачен он невольно
дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б
дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?...
Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном
зажглась.
И всюду взгляд струится
синий, И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?"


Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на классном часу?

Совершенно верно. О какой войне мы именно будем говорить?

Почему "Великая"?


 Почему "Отечественная"?



Какие года мы можем назвать, связанные с данным событием?

А как вы думаете, почему мы с вами сегодня обсуждаем эту тему?

Молодцы!

Слушают

































О войне

Великая Отечественная война

большая война, многие государства были втянуты в нее

все Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины.

И дети, и старики, и женщины помогали нашим войскам как могли

1941-1945

75 лет великой победы

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Основной этап




















Работа в парах




















































Индивидуальная работа








Я хочу спросить вас еще об одном событии, но оно зашифровано. И здесь вам пригодятся знания с уроков русского языка.

На доске написаны слова. От первого слова возьмите корень, от второго – суффикс, от третьего – окончание.

Всемирное, танковый, черная.

Что получилось?

Как это слово связано с нашей темой? Когда началась?

Вторая мировая война - война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовали 62 из 74 существовавших на тот момент независимых государств. Боевые действия велись на территории Европы, Азии и Африки и в водах всех океанов [1]. 

У вас на столах кластер. Вам необходимо записать свои ассоциации со словом «война»

(Приложение 1).


Даже сложно представить, как тяжело было тем, кто сражался за нас и мирное небо над нашими головами…


Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.

Был солнечный,  воскресный день 22 июня. Ярко светило солнце, согревая землю своими лучами. Трава нежно щекотала землю. Птицы звонко трепетали. Люди просыпались, гуляли, думали о будущем, о выходном дне... Ничто не предвещало беды. Как вдруг…

Аудиозапись голос Левитана

Вот такое сообщение получила вся страна. Кто узнал голос в аудиозаписи?

Юрий Борисович Левитан — диктор Всесоюзного радио Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию.

Чем же занимались женщины и дети?

А мужчины?

Дети писали письма на фронт, нок сожалению, не всегда получали ответ.

Слайд: пример письма (показ настоящего письма под стеклом).

Что необычного в этих письмах в сравнении с нашим временем?

Рассказ учителя

Фронтовые послания времён Великой Отечественной войны летели домой без конвертов.  Не достаточно бумаги было в то время: не было конвертов, марок. Вот и появились «треугольнички». На одной стороне бумаги человек писал содержание письма,  затем листик формировался в треугольник, где на иной стороне писался адрес получателя. В основном писали на одинаковые темы, такие как, любовь к родным, какую-либо информацию, обещания в скором времени вернуться домой с победой [источник 1].

Война затронула каждый дом, каждую семью, каждую судьбу.

Итак, сейчас вы поработаете индивидуально.
Задания находятся у вас на парте, свернутые «треугольничком» (Приложение 2).
Пословицы [источник 2].

Посмотрите и подумайте, что вам необходимо сделать?

Совершенно верно, письмо шло долго и информация затерялась. Вам необходимо ее восстановить.

Проверка: Обсудите в парах, у кого возникло затруднение.

Сверьте работы со слайдом. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы!

Как бы не было тяжело, сложно, голодно и холодно - мы дождались победы! Страна вновь слышала голос Левитана.

Аудиозапись о капитуляции Германии

День Победы! 

Сколько же дней люди ждали этого праздника?

На стенах приклеены цифры, каждая на отдельном листе. Необходимо найти и составить число.

Найдите цифры в классе и расставьте их в правильном порядке на доске.

Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война. К сожалению, все меньше и меньше мы можем видеть ветеранов войны. Как вы думаете, как мы должны относиться к ним?

Поднимите руку, у кого прабабушки/прадедушки сражались за мирное небо над нашими головами? Вы посмотрите, сколько людей только в нашем классе. Кто знает что-то и может кратко рассказать?

А кто не знает, или же просто забыл, обязательно спросите у своих родителей, чтоб в следующий раз и вы могли поделиться с нами подвигами ваших предков.

Ради счастья и жизни на свете,

 Ради воинов, павших тогда,

 Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!







Мировая

1 сентября 1939 года.







Записывают ассоциации

Пример: Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна.












Левитан




Работали в тылу.


Защищали нас и нашу Родину с оружием в руках.


Нет конвертов
















Соединить начало пословицы и конец



Выполняют работу индивидуально


Взаимопомощь, проверка


Прослушивают аудиозапись




Находят цифры, составляют на доске правильный вариант


Уважать, помогать, помнить, ценить, никогда не забывать!

Несколько человек рассказывают о своих родственниках

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Закрепление знаний

А сейчас мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и проверим, как вы усвоили информацию.

Викторина

1.Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

2.Страна, которая объявила в 1941 году войну СССР.

3.Антоним к слову «мир».

4.Месяц, в котором началась ВОВ.

5. Глава фашистов.

6.диктор Всесоюзного радио Государственного комитета

7.Сколько дней длилась Великая Отечественная война?


 1.8 мая 1945 г.

2.Германия

3.Война

4.Июнь

5.Гитлер

6.Левитан

7.1418

Познавательные


Творческая работа

За вашими стульями прикреплены определенные знаки. Мы с вами сейчас поработаем в группах.

У кого прикреплена красная звезда – 1 группа.

Георгиевская ленточка – 2 группа.

Красная гвоздика – 3 группа.

Орден победы – 4 группа.

Распределяемся по группам

(Приложение 3).

Давайте вспомним символ, знаменующий собой торжественную память о павших героях?

Есть ли данный мемориал в нашем городе? Где он находится?

Изготовление Вечного огня

    На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе  в память о героях Великой Отечественной войны, не доживших до наших дней.

По желанию можете что-то дописать/дорисовать (Приложение 4).

оформление стены в классе, выставка работ (сделать позже).

Распределение по группам в соответствие с заданием.








Вечный огонь

Ответы детей.


Работа в группах.

Изготовление вечного огня на бумаге.



Показ работ.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рефлексия

Какова тема нашего классного часа? Что интересного вы запомнили?

Оцените свою деятельность по ладошке успеха. Верхняя часть – классный час был полезен, узнал что-то новое, был активен. Средняя часть – классный час был полезен, мог бы работать лучше. Нижняя часть – было не интересно, участие в обсуждении не принимал. Не забывайте героев нашей страны!

Великая Отечественная война

Ответы детей


Самооценка

Личностные

Регулятивные

Приложение 1.

Кластер «Ассоциации»

t1590405717aa.png









Приложение 2.

Индивидуальная работа.

Соедини начало пословицы и её конец.

Войной да огнем

бей и сноровкой.

Без смелости


не шутят.

Иному служба - мать,


ни по чем не тужу.

Бей врага винтовкой,


не возьмешь крепости.

Верно служу -


на войне не живут.

Вчерашней славой


иному - мачеха.









Приложение 3.

Карточки для распределения по группам.

t1590405717ab.pngt1590405717ab.pngt1590405717ab.pngt1590405717ab.pngt1590405717ab.pngt1590405717ab.png

t1590405717ac.jpgt1590405717ac.jpgt1590405717ac.jpgt1590405717ac.jpgt1590405717ac.jpgt1590405717ac.jpg

t1590405717ad.jpgt1590405717ad.jpgt1590405717ad.jpgt1590405717ad.jpgt1590405717ad.jpgt1590405717ad.jpg

t1590405717ae.jpgt1590405717ae.jpgt1590405717ae.jpgt1590405717ae.jpgt1590405717ae.jpgt1590405717ae.jpg

Приложение 4.

Изготовление вечного огня.







t1590405717af.png

Список источников:

1.Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории [Электронный ресурс]. – НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО МГИМО МИД РОССИИ. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/2017/09/world-war-ii-in-foreign-history-textbooks.pdf (дата обращения: 20.05.2020 г.).

2.Пословицы и поговорки о мире и войне [Электронный ресурс]. – Няня.ру: интернет-портал для родителей. – Режим доступа: https://nanya.ru/entertainment/proverbs/535622-poslovitsyi-i-pogovorki-o-mire-i-vojne/ (дата обращения: 18.05.2020 г.)

3.


презентация Великая Отечественная Война
PPTX / 543.83 Кб

/data/files/r1590406176.pptx (презентация Великая Отечественная Война)Яндекс картинки.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Аверкиева Елена Александровна, 25.05.20 в 18:42 0Ответить Пожаловаться
Большое ВАМ , Илона Николаевна, спасибо, за интересный и познавательный урок ! Этот урок позволяет погрузить обучающихся в атмосферу военного времени и содействует воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству.Элементы этого урока возьму себе на заметку для проведения уроков истории в 5-х классах.

Отредактировано 25-05-2020 18:42

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.